Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Влияние христианских ценностей...

Влияние христианских ценностей на духовно - нравственное воспитание в семье и обществе


Басова Е. В.
Учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение «Толькинская школа – интернат среднего общего образования»
г. п. Толька

Басова Е. В.

Учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение

«Толькинская школа – интернат среднего общего образования»;

п. Толька

 

Влияние христианских ценностей на духовно - нравственное воспитание  в семье и обществе

 

«Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему  нечестию…    Нам нет извинения,  если дети у  нас развращены »

Иоанн Златоуст

На протяжении десятилетий прошлого века церковная жизнь  Русской православной церкви искусственно ограничивалась стенами храмов, где в соответствии с законодательными нормами возможно было лишь «отправлять религиозные культы». Общественная, просветительская или благотворительная деятельность была запрещена. В современном обществе   начала XXI века выстраивание новых взаимоотношений между Церковью и государством, Церковью и обществом – одна из наиболее важных задач, стоящих сегодня перед РПЦ в современной России.

Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Современные блага, то есть фундаментальные ценности – это ценности, которые определяют облик народа, которые высвечивают внутренние, вечные приоритеты людей; это, в первую очередь, нравственные и духовные ценности. Колоссальной ошибкой предыдущих лет было то, что базисом считалась экономика, а духовная жизнь – надстройкой. Это с ног на голову перевернутая система. Базисом всегда оставалась духовная, нравственная жизнь людей, а надстройка менялась из поколения в поколение». Великие потрясения,  которыми богата история России, показали, что    христианские ценности  и православная вера не раз  спасали наше общество от полного разрушения, что они  для большей части населения    остаются последним оплотом, величайшей святыней и великой исторической силой, созидавшей государство Российское. 

Современному российскому обществу сегодня крайне важно понимать, что выживание нашего народа сегодня, способность к плодотворному творческому развитию зависит  главным образом, от сохранения традиционной христианской системы ценностей, которая на протяжении тысячелетия исторического существования русского народа являлась неколебимым фундаментом, на котором выросла подлинно великая государственность и культура.

Основой любого государства, любого общества  является семья. В недавнем прошлом утрата христианской ориентации общественного сознания, основанной на представлении о браке, семье и детях как высших Божиих дарованиях, привела  к тому, что семейная жизнь и забота о воспитании детей начала  восприниматься людьми как непосильное бремя, отягощающее существование в современном мире. Если говорить конкретно о России, то в настоящий момент, конечно, практически полностью утрачены те основы воспитания, которые  использовались русским народом веками. Исчезли в принципе такие понятия как благочестие, целомудрие и смирение, на их место пришли вседозволенность, распущенность, грубость  и доступность. Глубокое падение нравственности, норм морали в недавнем прошлом  стали  в какой-то мере и  испытанием духовной крепости  семейных уз. 

       Я, как учитель начальной школы, несу огромную ответственность не только за знания детей, но и самое главное, за душу ребёнка.  С введением новых образовательных  стандартов второго поколения больше внимания   стало уделяться духовно – нравственному воспитанию школьников, и на мой взгляд,  оно является  одним из приоритетных.  В нашей школе  воспитанию нравственности подрастающего поколения уделяется большое внимание, вся работа строится с учётом возрастных особенностей. В школе введён курс «Основы светской этики», есть факультатив «Религии мира». В своей работе по  формированию духовно – нравственного воспитания  школьников  большое место отводится работе с семьёй.    Потому чрезвычайно важным становится передача культурных традиций и национальных этнических ценностей, которые и формируют общую социокультурную среду в обществе.   

 Исходя из  своего опыта работы,  считаю, что именно   семья  учит ребенка понимать, что такое хорошо, а что такое плохо,  эта  та нравственная  опора, тот  стержень, благодаря  которым  формируются   основы личности ребёнка. Родительский пример, более даже чем непосредственный процесс воспитания, образует основы детского характера. Родительский пример,  их благонравие, кротость, стойкость образуют основы детского характера, становятся  образцом для подражания. Не только словом, но и делом   родители должны укреплять нравственные скрепы  ребёнка. Тёплый свет детства   согревает человека всю жизнь, и даже, оступившись, став взрослым,  он   найдёт у себя глубинные силы, которые помогут ему выстоять.    

       Самое главное в этой работе - не формализм, заорганизованность, а соучастие, сопереживание и сострадание.    Стало доброй традицией проводить в нашем классе  тематические классные часы, беседы в тесном кругу,  участвовать  в различных акциях, в том числе «Рука в руке», «Давай обнимемся», «Рождественские посиделки».  Ребята совместно с родителями готовят угощения и спектакли, собираясь одной большой семьёй в уютном классе. В тесном сотрудничестве с Детской школой искусств, в канун праздника «Святая пасха»  проводятся спектакли с участием театрального коллектива под руководством Евгения Щепановского.   

Замечательно, что на первом канале еженедельно звучит «Слово пастыря»,  это глубокие, проникновенные слова о жизни нашей,  о вечных ценностях нужны сегодня.  Проведя анкетирование, я выяснила, что  большинство родителей  в воскресное утро   вместе с детьми  смотрят  эту передачу, беседуют о добре и зле, любви, дружбе и  толерантности.   Отрадно видеть, что  забил живой  родник  любви, возрождаются  и укрепляются общечеловеческие ценности,  дурман  злословия, жадности, ненависти, взаимных обид  рассеивается, идёт выздоровление нашего общества.

      Я считаю, что все зависит от основ и ценностей, заложенных ребенку в семье, все находится в руках будущих и настоящих родителей, которые   могут и должны воспитать  высоконравственного гражданина и  изменить   может быть, это прозвучит высокопарно, будущее нашей страны.

Сохранение духовно-нравственного потенциала России через возрождение национальных православных традиций, преемственность поколений, духовное и патриотическое воспитание и образование подрастающего поколения должны стать главными приоритетами для современного общественного развития и государственного строительства.

Список литературы

1. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре. М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М.: Издательство "Планета 2000", 2002.

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт