Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Влияние христианских ценностей...

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и в обществе


Смальченко Н. Ф.
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Новый Уренгой

 

Смальченко Н. Ф.

учитель  начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Новый Уренгой

 

Влияние христианских ценностей  на духовно-нравственное

воспитание в семье и в обществе

 

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис в воспитании человека.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России такое воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах её проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и даёт русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём. Воспитание детей в системе христианских ценностей, будет, прежде всего, укреплять семью. Оно  должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, не только внешние добрые формы жизни, но должно способствовать усвоению благодатных даров Бога, делающих человека новым творением Божиим. Воспитание проникает в измерение «внутреннего человека», оно направлено на внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитываемого проникало в сокровенные изгибы душевной жизни, вытекало из радостной преданности своему Господу, чтобы отношения человека к Богу были истинно сыновними. Основой духовно-нравственного становления в православной традиции является воспитание в православной семье. Ориентиром в деле воспитания всегда являлась Церковь. Меняются нравственные ориентиры и устои в обществе, разваливаются семьи и хромает школьное образование, а Церковь в меняющемся мире сохраняет свою нравственную основу. Это  многовековой институт духовного воспитания и образования,  благодаря которому мир, до сих пор существует, хотя и лежит во зле. Церковь не зависимо от устоев общества, построенная на фундаменте нравственного закона, будет тверда и непоколебима в своих убеждениях в деле воспитания человека.

 Семья – по словам св. Иоанна Златоустого, – это малая Церковь. Семья – это любящие друг друга муж и жена. Прекрасно если в таких семьях есть желание родителей воспитывать своих чад.

В нынешнее время российская семья, как и сама Россия, оказались в крайне тяжелом положении. Многие считают, что спасать Россию надо начинать со спасения семьи. Стало очевидным, что институт семьи по существу разрушен,

основательно подорваны и семейные традиции.

Дыханием духовной жизни в семье является молитва. Молитва проявляется в трех формах: в выполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного богослужения. Ко всем этим формам молитвы приучают детей в православных семьях. Христианский быт православной семьи строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Родители-христиане своим поведением должны показать детям, что в основе всякой дисциплины лежит принцип «да будет воля Твоя», а не принцип родительского «я так хочу». Воспитание в православной семье направлено на сохранение Божественной благодати. Когда дитя придёт в осознание своего бытия, его обучают не только хранить благодать, но и умножать её дары. Благодать сохраняет и укрепляет иерархическое преимущество духовного начала в человеке. Тем самым проявляется личностное начало, растущие психофизические силы подчиняются законам духовной жизни, которая действует, преображая и облагораживая их. Православное воспитание, учитывая существующие закономерности психофизического развития, стремится ослаблять силу и значимость внешних впечатлений. Психические и физические силы нацелены не на приспособление к достижению конкретных земных целей, а служат достижению духовных целей в любых, даже экстремальных ситуациях. Способность переносить психические и физические нагрузки и неудобства делает человека духовно свободным и истинно сильным. Признание примата духовного начала в человеке объясняет и оправдывает наличие аскетического момента в православном воспитании детей. Понятие дисциплина в рамках православной традиции имеет свой смысл. Если образ жизни позволяет установить правильное соотношение между духовным ядром личности и её поведением, её активностью, понятие «дисциплина» растворяется в организации поведения и ценится как фактор духовного становления. Если имеются отступления от нормального духовного становления личности в случае греховного овладения развивающимися силами, дисциплина приобретает смысл регулятора духовной жизни в конкретных её проявлениях, становится внешней помощью неокрепшим духовным силам человека. Воспитательные установления семьи в православной традиции поддерживаются православным обычаем и православным просвещением, осуществляемым в форме духовного наставничества, духовного совета и чтения духовной литературы.

Воспитание христианских ценностей дошкольного периода ориентированы на приоритетное становление речи и воли. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума, образование здравых суждений и здоровых понятий по христианским началам, что есть добро и что есть зло. Воспитательные средства – разговоры с ребёнком и вопросы, чтение специально подобранных книг, способствующих «насыщению ума», тщательная дисциплина собственного речевого поведения при общении с ребенком. Родители говорят между собою, дети прислушиваются и почти всегда усваивают не только мысли, но даже обороты их речи и манеры. Чтобы сохранить ум в целомудрии, рекомендуется не читать и не давать детям книг с растленными понятиями. Воспитание христианских ценностей в период школьного обучения обусловлены тем, чтобы в процессе овладения основами наук, что составляет главную задачу школы, было сохранено благоприобретённое в семейном воспитании. Семья обязана следить, чтобы порядок и содержание школьного обучения не был противоположен духовному настрою ребёнка, поддерживать в нём благочестивый настрой, продолжая благотворно воздействовать на его душу, дух, окружая ребенка церковной средой. Рекомендуется одобрять его не только за успешную учебу, но в первую очередь за добронравие, поддерживая убеждение, что главное для христианина – это Богоугодная жизнь.

 

Список литературы:

1.    Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. — 2010. — № 3. — с. 9—14.

2.    Определение Освященного юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. — М., 13—16 августа 2000.

3.    Священник Александр Ельчанинов "Записи". - М., 1996

4.    4. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

5.    Протоиерей Евгений  Шестун "Православная педагогика". - М., 2001

 

  • kbcnjr 10 ноября 2015 г.
    Автор обращает внимание на то, что семья -это малая Церковь. Это чрезвычайно важно. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума и здоровых понятий по христианским началам. Русская Православная Церковь имеет для этого колоссальный духовный потенциал.
    Автор обращает внимание на то, что семья -это малая Церковь. Это чрезвычайно важно. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума и здоровых понятий по христианским началам. Русская Православная Церковь имеет для этого колоссальный духовный потенциал.
  • svfadeew 14 ноября 2015 г.
    В статье рассматриваются воспитательные средства при помощи которых у детей формируют понятия Добра и Зла. Взаимосвязь семьи и школы обеспечит христианское воспитание младшего школьника.
    В статье рассматриваются воспитательные средства при помощи которых у детей формируют понятия Добра и Зла. Взаимосвязь семьи и школы обеспечит христианское воспитание младшего школьника.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт