Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 14. Влияние личности Святого А...

14. Влияние личности Святого Александра Невского в становлении патриота-героя своей Родины


Холявко Елена Александровна

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Школа № 2", г. Муравленко

 

Где силы взять не унывать,

Когда приходиться терять?

Ты помоги мне жизнь понять

И научи в «Добре стоять».

И, дай мне Бог, счастливым быть,

И с чистой Совестью прожить.

Арсений (А.М. Сабиров)[1]

Введение

Семейное воспитание ˗ нет ничего более ценного для любого ребенка, подростка, взрослого. В процессе всей жизни мы пытаемся понять, переосмыслить свою жизнь и, возможно, научиться благоразумно и грамотно распорядиться ей. Каждая семья пытается привить своему ребенку определенные и, как они считают, самые главные жизненные ориентиры. Для первых немаловажным аспектом является материальная сторона, для вторых ˗ инстинкт самосохранения, для третьих ˗ при любых обстоятельствах, жизненных передрягах, несмотря ни на что, всегда оставаться «человеком» с гордо поднятой головой, отстаивать свою точку зрения, никого не предавать, не лгать, не изворачиваться. Именно в таком семейном обществе вырастают настоящие герои-патриоты своей страны, бесстрашные люди, им не свойственен страх за свою жизнь, они готовы идти дальше на самопожертвование.

Актуальность моей работы состоит в том, что в последнее время у нас возродилось патриотическое воспитание в семье. Я считаю, что это одно из самых главных направлений для становления подростка как личности.

Гипотеза моей работы ˗ некоторые биографические факты моего рода.

Цель работы ˗ привить любовь к Родине через рассказ о доблестных подвигах героев прошлых столетий, через описание самой страшной и кровопролитной Великой Отечественной воины и рассказов о современных, простых людях, проявивших героизм в мирное время.

Новизна моей работы состоит в том, что для каждого нового поколения необходимо обозначать ˗ в чем состоит патриотизм.

И совсем не важно ˗ спас ли ты котенка, взобравшегося на дерево, помог донести сумку пожилому человеку или помог утопающему выбраться на сушу. Все это ˗ патриотическое воспитание в семье. Только любовь к Родине помогает нам совершать такие бескорыстные поступки, которыми будет гордится не только твои родители, но и вся страна. Таких людей в нашем обществе немало. От куда же они берутся?  История становления человека как личности у всех разная. В одних семьях есть свои герои, в других семьи воспитывают своих детей, читая им историческую литературу о подвигах таких героев как Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и др. Да, на самом деле у таких исторических личностей можно многому поучится: быть честными, справедливыми, самоотверженными патриотами своей Родины, не боятся осуждения, предательства и смерти. И это верно, оставаться «человеком с чистой совестью» ˗ самая главная ценность для любого общества. Именно так воспитывали меня родители ˗ прививали трудолюбие, любовь к Родине, чувство долга и справедливости.

У меня большой и духовно богатый род со своей историей, своими, с одной стороны трагическими, а с другой героическими поступками, прославляющими свою Отчизну. И я ни разу не усомнилась в этом: любить или не любить свою семью, свой род, многострадальную Родину. Мне это привито с моего раннего детства, сколько я себя помню, потому что я знаю своих героев, я горжусь ими и хочу быть похожей, на них.  Быть всегда честной, не боятся осуждения, подлости других людей и не унывать при любых обстоятельствах. Именно об этом я хочу вам сегодня поведать

Мой род, моя семья богата своей историей. Сколько я себя помню, мне постоянно родители рассказывали о своих предках, их нелегкой жизни с суровыми испытаниями на «человеческую прочность», в суровые годы начала XX века. Что же им помогало оставаться совестливыми людьми? Воспитание родителей, чувство долга и ответственность перед своей Родиной, родными и близкими людьми. В своем рассказе я лишь хочу привести несколько примеров патриотического воспитания моих предков, на чем держались их сила воли и неумолимый дух.

Я из рода, в котором были разные сословия: дворяне, духовенство и крестьяне. Но несмотря на это ˗ люди были все трудолюбивые и знающие грамоту.

Мой прапрадед Сергей вечерами собирал во круг себя всех детей и внуков для чтения Жития Святых. Особо мои предки почитали героические подвиги св. А. Невского, Д. Донского и Ф. Ушакова. Отсюда и сыновья Сергея выросли настоящими и храбрыми войнами. Старший сын Сергея Семен был участником I Мировой войны. По рассказам моего деда Осипова Ивана Семеновича и моей мамы Елисеевой Валентины Ивановны ˗ Семена Сергеевича представили к награде, но революция и унизительный выход Российской империи из I Мировой войны сыграли свою злую шутку. Мой прадед Семен так и не получил свою награду. Он продолжал трудится в селе Дмитриевка Гафурийского района, воспитывал в своих детях честность, справедливость, доброжелательность. В свободные вечера он, как и его отец, читал детям ратные истории героев прошлых столетий. Так его фотограф и запечатлел с книгой жития одного из святых.

Мой дед ˗ Иван Семенович Осипов пережил революцию, воевал в Великой Отечественной войне, прошел все муки фашистского плена, но всегда оставался честным и порядочным человеком, благодаря семейному и патриотическому воспитанию своего деда и отца. Он нам не раз рассказывал о своих любимых исторических героях, о их доблестных и ратных подвигах, а когда вместе с нами посмотрел художественный фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», по щеке у него покатилась слеза. Он моей маме, своей дочери, впоследствии сказал, что вспомнил семейные чтения Евангелия, жития святых со своим дедом и отцом, их дедовский и отцовский наказ: «быть патриотом и защитником своей страны, всегда оставаться честным человеком». Дед Иван именно так воспитал своих шестерых детей: троих сыновей и трех дочерей. Все сыновья прошли службу в вооружённых силах Советской Армии, были готовы стоять на защите границ Родины. Прошли годы, уже нет моего деда в живых, но память о нем будет всегда в моем сердце.

Другой мой прадед со стороны бабушки Клавдии ˗ Даниил, также воспитывал своих детей быть патриотами своей страны. Сам преподавал в гимназии арифметику в дореволюционной России, много читал, особенно священное писание и Жития Святых. Его старший сын Иван Данилович Сулоев воевал во время советско-финской войны 1939-1940 г.г. Когда началась самая кровопролитная война XX столетия, он без раздумий отправился выполнять свой святой долг перед Отечеством. Прошел с честью всю войну, потом его отправили в Маньчжурию, там он получил ранение и был представлен к награде ˗ «медаль за Отвагу». Он до конца своей жизни оставался скромным и порядочным человеком, какими воспитал и своих детей.

Младшие сыновья моего прадеда Данила, Антон и Платон, не посрамили «землю русскую». Антон участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, а, когда началась Великая Отечественная война, два брата ˗ Антон и 18-летний Платон, с чувством долга и ответственности перед Родиной и своей семьей отправились отражать яростные атаки самого беспощадного врага СССР ˗ фашистской Германии. Антон пропал без вести, его младший брат Платон оборонял Москву, затем попал в знаменитый «вяземский котел», был представлен к награде ˗ «медаль за Отвагу», но, к сожалению, живым он ее не получил. Он погиб, сражаясь за свою Родину.

Другой род по линии отца также богат своими героями. Мой прадед ˗ Елисеев Петр Герасимович, был очень грамотным и образованным человеком, вел переписку с государственным и партийным деятелем М.И. Калининым, возглавлял строительство мостов в Альшеевском районе республики Башкортостан. Несмотря на свое высокое социальное положение, он всегда приходил на помощь своим землякам, спасая их от неминуемого ареста или расстрела. Ведь 20-30 гг. прошлого столетия были одними из самых непредсказуемых: доносы на друзей и своих близких, предательства, массовые репрессии ˗ вот как можно охарактеризовать то время.

В семье Петра Герасимовича воспитывалось девять детей: две девочки и семь мальчиков. Мой прадед пытался привить своим детям любовь к Родине, честность, справедливость, благоразумие, читая им книги о ратных подвигах героев прошлых веков. Все дети моего прадеда получили образование, в работе проявляли усердие, были воспитанными и дисциплинированными работниками. А когда 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз, шестеро братьев и сыновей Петра Герасимовича были призваны в ряды Советской армии для защиты своего Отечества. Их не пугали сложности армейской жизни или смерть. Они были готовы отдать свои жизни ради мира на земле. Доблесть сыновей Петра Герасимовича и моих дедов по отцовской линии увековечена на памятнике в деревне Константиноградовка Стерлитамакского района. Из шестерых братьев с войны пришел только один ˗ Елисеев Алексей Петрович.  Отец моего папы, Елисеев Афанасий Петрович, погиб под Смоленском в 1943 г. Такой невосполнимой утраты не смог пережить, и прадед Петр Герасимович ˗ он умер в 1950 г. Но память о нем жива.

Мой папа, Елисеев Александр Афанасьевич, с детства нам прививал любовь к Родине: через чтение литературы, просмотры художественных и документальных фильмов об обычных больших и малых героях военных и мирных времен. Особенно мы были поражены ратными подвигами Александра Невского, несколько раз пересматривали художественный фильм, где главную роль сыграл актер Н. Черкасов. Он сумел передать нам, простым зрителям, не просто внешний облик исторической личности, но и черты характера прославленного героя. У нас дома всегда была очень большая библиотека, где хранились книги о подвигах настоящих людей. Помимо этого, папа и мама свято хранили память о прадедах, дедах и отцах, об их человечности в непростое время в стране. Вот поэтому, мы с сестрой всегда помним, какою ценою для нас завоевано счастье и мир на земле. Ведь каждый год на 9 мая мы с папой и мамой ходили к памятнику воинов, погибших в Великой Отечественной войне, чтобы возложить венок нашему отцу и его отцу ˗ Елисееву Афанасию Петровичу. И сейчас, в современном мире, когда существует акция-шествие «Бессмертный полк», бы без колебаний, с самого первого года существования этой благородной акции, принимаем участие, чтобы почтить память наших героев Священной войны.

Еще один пример патриотического воспитания в семье ˗ прадед моего мужа по материнской линии, Василий Дмитриевич Уколов, всю свою жизнь посвятил своей дочери, бабушке моего мужа ˗ Раисе Васильевне. Самое главное, что он ценил в человеке ˗ честь и достоинство, любовь к своей Родине, самопожертвование и преданность. В 1941 году он ушел на фронт, а в 1943 году погиб под Сталинградом.  Бабушка до сих пор помнит наказ своего отца: «честь и достоинство в человеке ˗ самое главное в жизни». По таким принципам она воспитывала своих детей и внуков.  Она всю свою жизнь проработала в школе учителем физики, прививая любовь не только к своему предмету, но и любовь к своей стране, к своему народу. Чем больше на жизненном пути встречается честных и добросовестных людей, тем интереснее и спокойнее становится жизнь.

Другой двоюродный прадед моего мужа, Иван Викторович Пятяри ˗ Герой Советского Союза, гвардии майор, летчик штурмовик. Всю свою недолгую жизнь он мечтал о подвигах, в детстве много читал о русских полководцах и героях из народа. Когда он вырос и окончил семилетку, то уехал учится в Уфу в кооперативный техникум. Одновременно он посещал местный аэроклуб. В то время были в почёте «сталинские соколы». После окончания техникума по спецнабору его приглашают в Молотовскую военную авиационную школу пилотов. Когда началась Великая Отечественная война, Иван Пятяри без раздумий рвался на фронт, бить врага. Но судьба внесла свои изменения. Будущий герой в августе 1942 года попал в самое пекло ˗ в Сталинград, ночным бомбардировщиком на самолете У-2. Он проявлял отвагу при любом смертельном поручении, всегда был в первых рядах, не боялся смерти. В 1943 г. его пересадили на штурмовик Ил-2 и назначили командиром эскадрильи. В бой рвался всегда первым, его называли «Бесстрашный ас»[2].  Был награжден медалями и орденами, один из них ˗ «Орден Александра Невского», а 19 апреля 1945 года гвардии-капитану И.В. Пятяри было присвоено самое высокое звание ˗ Героя Советского Союза.  Войну он окончил в городе Кенигсберге в звании гвардии-майора.

В 1949 году при испытании нового самолета он погиб. Так закончилась жизнь великого Героя из простого трудового народа. Его имя увековечено в Красноярске и Красноусольске. Память о нем останется на века.

Заключение

Подводя итоги моего доклада, я прихожу к выводу, что патриотическое воспитание в семье должно стоять на одной из самых первых ступеней совершенствования маленького человека. Воспитать в маленьком человеке чувство ответственности и уважения к старшим и своей Родине, уметь прийти на помощь не боясь ничего, не ленится ˗ это самое важное для общества. В прошлом столетии наш народ не раз доказывал свою бескорыстность в любой просьбе и при любых обстоятельствах, не щадил свой жизни, чтобы мы жили в мире и согласии.

За последнее время в России возрождаются патриотические течения, молодежь интересуется героями прошлых лет, показывая героизм и в трудных жизненных ситуациях: вытаскивая тонущего взрослого из воды или спасая своих младших братьев и сестер вовремя пожара. Это ли не герои настоящего времени? Этим маленьким героям, возможно, и страшно. Что же ими движет? Слава, популярность, почет среди своих земляков, желание получить высокую награду от государства? Думаю, что нет. Ими движет смелость, самоотверженность, желания спасти человека, попавшего в беду. Это отважные и самые настоящие герои, и патриоты своей страны. И если таких людей будет много, мне не страшно жить на белом свете.

Список использованных источников

1. Арсений (А.М. Сабиров). О Табынской Иконе Пресвятой Богородице и Земле Табынской  / Краткое повествование/ - Табынск, 2013 год.

Использование интернет - ресурсов:

1. http://pomnipro.ru/memorypage69832/biography- Помни. Про электронный мемориал.

[1] Арсений (А.М. Сабиров). О Табынской Иконе Пресвятой Богородице и Земле Табынской  / Краткое повествование/ - Табынск, 2013 год.

[2] http://pomnipro.ru/memorypage69832/biography- Помни. Про электронный мемориал.

 



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт