Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Влияние отечественного кинемат...

Влияние отечественного кинематографа на формирование положительных душевных качеств у человека. Роль и актуальность «доброго кино» в наши дни


Колесник В.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад „Теремок”»
г. Муравленко

В одном из своих выступлений Николай Петрович Бурляев сказал: «От своего рождения, от изобретательных братьев Люмьер до наших дней перед кинематографом, перед режиссёрами всегда был выбор одного из двух путей: либо возвышать и просветлять человеческие души, помогать исполнению Промысла Божьего на земле, либо содействовать грехопадению человека, заниматься «доходным промыслом».

Отечественная кинематография с момента её зарождения  имела огромное значение на формирование личности человека. Черно-белое кино было частью культурной жизни общества того времени, отражая  жизнь людей, человеческие взаимоотношения. Позже, с появлением звука и цвета, кино ещё теснее интегрировалось в жизнь общества. В фильмах экранизировались  произведения известных отечественных и зарубежных писателей, отображались исторические, политические, социальные  события. Масштабные, незабываемые «Война и мир», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Тихий Дон», «Овод», «Земля Санникова», «Три мушкетера». Кинематограф играл значимую роль в жизни людей:  он просвещал, воспитывал и информировал, заставлял думать и анализировать события, сравнивать поступки героев, определять, чья позиция ближе лично каждому.  В качестве одного из важных инструментов коррекции представлений молодых людей о жизненном пути, признанные отечественные киношедевры, играют ключевую роль. Анализ отечественного кино позволяет сделать вывод о том, что при всём разнообразии внешних обстоятельств и жизненных событий базовые сценарии внутренних трансформаций героев достаточно ограничены и могут сводиться к трём основным вариантам:

1)   сценарий с сохранением личностной целостности героя:

Жизненный путь героя складывается таким образом, что он проходит жизненные испытания, сохраняя исходную цельность и целостность своего духовно-личностного строения («Судьба человека» (С. Бондарчук, 1959), «Офицеры» (В. Роговой, 1971);

2)   сценарийс позитивной личностной трансформацией героя:

Жизненный путь героя сопровождается утратой старого Я и постепенным обретением новой, более позитивной с точки зрения традиционных норм и ценностей личной и социальной идентичности («Москва слезам не верит» (В. Меньшов, 1979).

3)   сценарии с негативной личностной трансформацией:

Под влиянием жизненных обстоятельств, главный персонаж приобретает явно «негативную идентичность», при этом его личные жизненные цели и ценности входят в конфликт с общечеловеческими нормами и ценностями («Летят журавли» (М. Калатозов, 1957),«Брат» (А. Балабанов, 1997).

Всё происходящее на экране  имело и имеет  значение, потому что несёт не только смысловую, но и нравственную нагрузку. Почему одни фильмы мы долго помним и всегда с удовольствием пересматриваем, получая эстетическое удовольствие? Иные же, даже до конца не досматриваем, теряя интерес к происходящему с первых кадров.  Наверно, как правдиво поёт Сергей Трофимов в песне «Я привык улыбаться людям», «…нам ближе то, чем мы сами живём».  Принадлежу к поколению «рождённых в Советском Союзе», наше поколение воспитывалось на отечественных мультфильмах и кинофильмах. В моей семье все глубоко убеждены: наше отечественное кино – самое духовное, нравственное, патриотичное! Самое  человечное, потому что жизненное. За прожитых мною полвека я пережила такое множество ярких моментов, искренних чувств,  связанных с  нашим кино! Помню себя с трёх лет: полный дом соседей по вечерам – на нашей улице у нас у первых появился телевизор. Экран был небольшой, но сколько  с его помощью люди смогли увидеть. Помню, как мои совсем юные родители, хоть и уставшие после работы,  убегали «в широкоформатное  кино»,  а бабушка вместе с нами их ждала, чтобы узнать о фильме главное – добро, победило зло? С упоением слушали рассказы о том,  как «наши победили», «как правда восторжествовала», «справедливость настигла».

Фильмы о войне обсуждались со слезами, ведь мои родители – дети погибших на фронте, оставшихся вечно молодыми  моих дедов. Мы из поколения внуков, видевших своих дедов только на бережно сохранённых, пожелтевших от времени фотографиях. Невозможно забыть, как пронзительно звенела тишина, когда мы всей семьей смотрели «Балладу о солдате»… Когда мать Алёши бежала через пшеничное поле, то реально все бежали вместе с ней, и рыдали в голос, когда она смотрела вслед машине, увозившей её сына в бессмертие.  До боли в сердце сопереживали, не сдерживали слёз, когда смотрели «Летят журавли», «Иваново детство», «Судьба человека», «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Молодая гвардия», «Офицеры», « Горячий снег», «А зори здесь тихие…», «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики». Что это? Глубокое чувство эмпатии, воспитанное семьёй и обществом? Душа? Генетическая память? Все вместе… Потому что это наше и про нас! Сколько бы ни  смотрели «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Судьба», «Любовь земная» – это настоящий феномен, знаешь весь фильм наизусть, но смотришь, как будто в первый раз! Эпохальное кино! Какие судьбы! Какие характеры! Такое кино настолько близко каждому из нас, что ощущение сопричастности к происходящему не покидает на протяжении всего просмотра! Мы знаем наизусть фильмы: «Чапаев» и «Александр Невский», «Волга – Волга» и « Весёлые ребята», «Рожденная революцией» и «Как закалялась сталь». Чувство гордости за свою страну, вера в справедливость, восхищение силой духа народа своего, вера в победу добра – такие ощущения вызывает отечественное кино того времени.

Будучи детьми, каждую неделю с нетерпением ждали передачу «В гостях у сказки», где демонстрировались наши незабвенные и любимые до сих пор: «Золушка», «Марья-искусница», «Морозко», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Варвара-краса, длинная коса», «Конек-горбунок». Сколько воспитательных моментов, сколько доброты, завораживающего волшебства в этих сказках!

Мультфильмы, это отдельная веха в нашем кинематографе. Это  то, без чего нельзя представить наше детство. Великолепные, высокохудожественные произведения. Шедевры по произведениям русских  и зарубежных писателей, по  русским сказкам и сказкам народов мира:наполненные добротой и тонким юмором,  настолько притягательные, что моментально становятся любимыми у всех кто, их хоть раз посмотрел. От «Чебурашки» до «Жил-был пёс». В наших мультфильмах заложено главное: «Если добрый ты, это хорошо, а когда наоборот – плохо!». Почти тридцать лет работая в дошкольном образовании, констатирую: наши детские фильмы и мультфильмы – мощное воспитательное средство, они помогают воспитывать в детях лучшие качества – доброту, справедливость, смелость, честность, трудолюбие, дружелюбие и любовь к Родине. Это так необходимо нашим детям, внукам, нашему обществу.

Фильмы о любви,моими родителями обсуждались  менее  бурно, но мы замечали, как они нежно смотрели друг на друга, знали все песни из любимых фильмов. До сих пор в нашей большой семье любимыми остаются: «Девчата», «Разные судьбы», «Приходите завтра!», «Высота», «Алёшкина любовь», «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове», «Когда деревья были большими», «Евдоким и Евдокия», «Большая семья», «Дело № 306», «Женщины», «Варькина земля», «Председатель», «Журавка», «Юркины рассветы».

Дороги и незабываемы образы положительных героев из фильмов: «Долгая дорога в дюнах», «Любовь и голуби», «Старшая сестра», «Мачеха», «Школьный вальс», «Калина красная», «Приезжая», «Мужики!», «Не могу, сказать, прощай», «Молодая жена», «Москва слезам не верит», «Двадцать лет спустя», «Вам и не снилось…». Вроде бы простые истории, но как тонко, прописаны образы, какие чувства вызывают поступки героев, какие отклики находят в душах! Чистота высоких отношений! От такого кино тепло на сердце, оно вселяет надежду  на то, что настоящая любовь  есть, и она всегда рядом.

    А  сколько доброты и искрометного  юмора в наших комедиях, лучшие из которых разобраны по цитатам. Искренний смех, до слез, до внутреннего чувства глубокой радости и душевного просветления.  Высочайший юмор в сочетании с глубокой мудростью – в каждой знакомой нам с детства комедии: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «За двумя зайцами», «Максим Перепелица», «Иван Бровкин», «Иван Васильевич меняет профессию», «Полосатый рейс», «Двенадцать стульев», «Кавказская  пленница», «Королева бензоколонки»,  «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Операция «Ы» и другие приключения  Шурика», «Джентльмены удачи»,  «Мимино», «Мы из джаза». Классика жанра! Во времена перестройки и после неё, таких светлых и душевных фильмов практически не было, по известным всем причинам. Чуть позже того «безвременья» вспоминаются только достойные фильмы Говорухина, Михалкова, Бондарчука, Тодоровского, Меньшова,  Рязанова, Хотиненко, Сокурова, имеющие духовно-нравственные ориентиры.

Можно ли сейчас в такой превосходной степени говорить о нашем современном кино?  К сожаленью, очень редко. Список таких картин будет коротким. Много чуждого, наносного, много крови, насилия,  откровенной грязи, зла и перебор со «спецэффектами». Много подражательства и плохих ориентиров в форме  поклонения власти и богатству, грубой силе. В этом бурном потоке, не вся вода темная, есть и светлые струи.  Светлыми струями считаю фильмы «Тарас Бульба», « Остров», «Поп», «Мы из будущего», «Мы из будущего-2», «Туман». В этих фильмах есть то, что позитивно влияет на формирование личности: способность к самопожертвованию, сила духа и веры, любовь к Родине. В момент, когда Тарас Бульба в исполнении величайшего актера Богдана Ступки, будучи распятым на кресте и объятым пламенем,  кричит  о великой Руси и  силе православной веры, понимаем, насколько это актуально сейчас.

Или  когда, молодые парни при раскопках в местах сражений,попав в 1942 год, поняли главное – что значит отдать жизнь за Родину. Очень показательной, воспитывающей сценой является финал фильма, когда один из героев, осознав всё произошедшее, камнем пытается стереть скинхедовскую татуировку на руке, в сознании героев произошёл перелом, они поняли, кому  обязаны  мирной жизнью  и как нужно жить, чтобы не повторились ужасы войны.  Фильм смотрели в кинотеатре, был аншлаг. В зале никто не хрустел попкорном. Не посмел. Из зала люди выходили притихшие и задумавшиеся, многие, и мы в том числе, пошли ещё на один сеанс, так как хотелось ещё раз  увидеть преображение душ человеческих.  Слёз люди не стеснялись, человек ведь плачет от наличия души…

Отечественный кинематограф всегда шёл от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было   и остаётся любимым видом искусства нашего народа. ... Огромную роль оказывало и оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Мы нуждаемся в позитивных героях, в настоящих поступках, в настоящей любви. Мы ждём доброго кино, добро должно быть в приоритете. Мы за нравственные идеалы, за возвышение души человека. Дорогу доброму кино!



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт