Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Влияние социальных сетей на ду...

Влияние социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи


Зорина Ольга Александровна
учитель информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
г. Новый Уренгой

Аннотация

Социальные сети глубоко вошли в жизнь людей и оказывают на духовно-нравственное воспитание молодежи различное влияние от негативного до позитивного. Рассмотрим некоторые аспекты влияния социальных сетей на воспитание детей.

Как соцсети воспитывают наших детей?

Социальные сети, вроде такие безобидные на первый взгляд, таят серьезную угрозу.

Британский ученый и писательница Сьюзан Гринфилд доказала, что дети, воспитанные в соцсетях, теряют способность к сопереживанию. Верить на слово не хочется. [1]

А ведь человеческий мозг устроен так, что впечатление о человеке мы на 70% составляем из невербальной информации. А в соцсетях получается, что мы отключаем свой мозг. И готовы общаться с каждым, не задумываясь. И мало того, что добавляют в друзей кого угодно, но и требуют к себе постоянного внимания.

Многие психологи утверждают, что соцсети помогают современному молодому поколению не чувствовать себя одиноким, борются с депрессией. Но на самом деле все наоборот: ребенок настолько привыкает к тому, что его постоянно оценивают и замечают, что в реальной среде ему трудно. И либо у него наступает депрессия, либо он целиком уходит в виртуальные сети, отгораживаясь от мира. [1]

Ребенок, воспитанный в соцсетях, не умеет разбираться в людях, не способен грамотно разговаривать и строить диалог, не утруждает себя такими чувствами, как сочувствие. Но и это не верхушка айсберга. У детей стираются гораздо более важные границы. Они не чувствуют ответственности. Ребенок сам выбирает, с кем дружить, а с кем нет. И если чем-то друг не устроил, его легко можно поставить в игнор. И не надо ничего объяснять.

Так же легко можно оскорбить человека, унизить и растоптать. И все это сойдет с рук, да и слез и переживаний своего врага ребенок не увидит, ему не станет стыдно.

— Подрастающее поколение без ума от соцсетей, но редко представляет себе последствия чрезмерной открытости и гиперкоммуникативности. Гонка за количеством друзей, неразборчивость в контактах, как и благие намерения, ведут прямиком в ад, — уверен основатель компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский. [2]

Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы. Происходит оглупление массы, снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности. Оставим за скобками, что в соцсетях сидят педофилы, маньяки, воры. Есть угрозы и пострашнее. Якобы друзья кидают прикольное видео. И все смотрят, как в ванне топят девушку. И потом этот друг первым пишет: «Клево он ее!» Подросток автоматически отвечает своему другу: «Да. Клево! А я бы еще ее побил». А потом его поддерживают еще 10 — 20 — 100, а иногда и тысячи ему подобных. Классно! И ни один не вспоминает, что это убийство. И в голове ребенка зарождается страшная мысль: а может, попробовать?

Получается, что ребенок, которого соцсети научили легко расправляться с неугодными, зачастую унижая их, провоцируется на жестокость. Так соцсеть становится тем самым управляющим механизмом, который распоряжается пользователями на свое усмотрение.

Специалисты считают, что социальные сети должны контролировать все, что размещают пользователи, и особое внимание уделять детям. Но пока ни у кого нет никакой ответственности. Как сообщили в социальной сети ВКонтакте, пользователь имеет право создавать любые группы, выкладывать любую информацию, в том числе видео жестокого содержания…

Выводы

Как защитить ребенка от жестокости в Интернете? С самого детства надо приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Прививать ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту. Аккуратно и корректно надо контролировать, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивать время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе. Чаще беседовать с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждать фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

Сейчас нередко бывает так, что мама с сыном переписываются в чате: «Ты сходишь на кухню, выключишь чайник?» Оба сидят за своими компьютерами и не в силах вырваться из виртуального мира, чтобы просто вместе посидеть за чаем, обсудить проблемы или просто пообщаться. Идет эмоциональное выгорание как взрослых, подсевших на Сеть, так и их детей…

Литература

  1. Сайт «Социальные сети: азбука социальных сетей».
  2. Прохоров А. Социальные сети и Интернет. Журнал «КомпьютерПресс» № 1, 2006 г.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт