Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 4. «Вопросы духовно-нравственн...

4. «Вопросы духовно-нравственного воспитания на примере жизни Александра Невского»


Дорбан Маргарита Федоровна,

Быкова Евгения Николаевна

МБДОУ Детский сад № 15 «Бережок», г. Салехард

 

"Для сохранения поколения нужно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей, опираясь на традиционную

историю и культуру России"

(Антоний Исаков,

Благочинный Сургутского благочиния

Ханты-Мансийской епархии

Русской Православной Церкви, протоиерей)

Духовно-нравственное воспитание детей во все времена была одной из основных задач государства, образования. Особенно  актуальной она является в настоящее время.  Еще наши отцы, деды и прадеды решали задачу воспитания детей  в духе патриотизма, гражданственности, любви к семье. Воспитать духовно-нравственную личность – это значит обрести опору в дальнейшем для будущей семьи, государства и общества.

Важность и значимость духовно-нравственного воспитания подчеркнута в таких федеральных документах как Концепция модернизации российского образования, Федеральном Законе № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», федеральном государственном образовательном стандарте.

Глядя на нашу молодежь сейчас, в наше время, особенно видно, что у большинства молодого поколения совершенно отсутствует чувство долга, чести, ответственности, совесть. Наши дети и внуки, особенно дошкольного и младшего школьного возраста,  воспитываются на деятельности современных персонажей из мультфильмов. В основном, именно мультфильмы  оказывают,  не самое лучшее, а порой и просто отрицательное влияние на становление мировозрения,  понимания окружающего мира, эмоционального состояния, характера, поступков дошкольников, на формирование их речи. У наших теперешних детей искажено представление понятий о добре и зле, об образе человека каким он должен быть. Большая часть детей ведет себя агрессивно по отношению ко всему: к сверстникам, животным, растениям и всему живому на земле.  Искаженное представление о добре и зле часто толкает детей на преступления.

Семья – это та ячейка, в которой начинается формирование духовно-нравственных качеств у ребенка. В настоящее время основная масса современных родителей, особенно молодых, не особо заботится о воспитании нравственности у своего чада, потому что, как они порой отвечают, не хватает времени на ребенка. И чтобы ребенок не отвлекал от дел насущных, включают мультфильмы,  и он часами наблюдает с экрана жестокость, насилие, деспотизм. Дети предоставлены в основном сами себе.

Что же делать? Как  заложить в наших детях нравственные качества: доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, честность, смелость, любовь к своей Родине, стране? Эта важная задача по развитию нравственных и духовных способностей ребенка в основном, решается от воспитания в семье.  И в этом огромную роль играют примеры святости, патриотизма, чести и доблести из жизни святых и героев Великой Руси.

Одним из таких ярких примеров для наших детей может служить жизнь великого князя Новгородского Александра Невского, который был и является гордостью и славой Российской земли. Александр Ярославович – был потомком и наследником легендарного княжеского рода Мономаховичей. Александр воспитывался, как «маленький мужичок», с самого раннего детства, потому что в те времена люди не признавали долгого детства. Его учили грамоте, письму,  чтению, учили ценить смелость решений князя, а также  церковное книжное слово. Маленький Александр с раннего детства полюбил свой край и изучил его. Отец учил Александра внутренней дипломатии, искусству подчинять бояр и повелевать толпой, переменчивой и грозной. Этому он учился на вече, иногда на совете, слушая беседы отца. Большую часть времени Маленький Александр занимался чисто «мужским делом»: держал порядок в доме, в церкви, на охоте, быть сведущим «и в конюсех, и в соколех, и в ястребах». Особое место в обучении отводилось ратному делу. Только от знаний и сметки князя зависело, какое войско брать в дело: наспех поднятый легковооруженный конный отряд – вдогон за лихими в набеге литовцами; тщательно собранную тяжеловооруженную городскую пехоту и сельских пашцев – в большой поход с предстоящими осадами. Князь должен знать, как строить оборонительные сооружения, приемы ведения боя, заботиться о воинах и снабжении войска. Таким образом, Александр Ярославович с юных лет присутствуя  на собраниях, где  участвовал его отец, обладая широким спектром знаний о политическом положении Руси и ее месте в мире начала ХIII века, был готов занять его место.

Судьба отвела князю Александру Ярославовичу всего 43 года (1220-1263г.г.) земной жизни. Но за этот короткий промежуток жизни он совершил много подвигов, был правителем Новгородской земли и защитником городов Новгорода и Пскова, с 1249 года стал великим князем Владимирским, главою всея Руси. Князь  правил страною в самое трудное время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Александр Невский прославился на Руси как мудрый политик-дипломат и храбрый воин-полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов и поэтому стал национальным героем Руси.

В «Повести о житии Александра Невского» описываются подвиги и ратные дела князя.

Самый первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил свое прозвище  «Невский»– легендарное Невское побоище, в котором князь участвовал лично и «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь», т.е. нанес тяжелые телесные повреждения шведскому предводителю Биргеру.

Второй подвиг совершен, когда 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев, а в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем, братом Александра), освободил Псков.

Третий подвиг совершен зимой 1242 года на озере Чудском против Ливонского ордена, в котором войска Невского одержали сокрушительную победу над немцами и которое позднее прозвано «Ледовым побоищем».

Четвертый подвиг совершен в 1245 году, когда Александр Невский с новгородским войском взял Торопец, где убил почти  десять литовских князей, а на обратном пути разбил еще один литовский отряд под Усвятом.

Пятый подвиг – это когда Александр Невский был причислен к лику святых за преданность интересам Руси, за то, что пресек попытку католиков насадить свою веру, сказав при этом «…- все то мы ведаем, а от вас учения не принимаем».

Шестой подвиг – Александр был хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года он заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами Александр Невский  заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

Седьмой подвиг. Кроме ратных подвигов Невский совершал и подвиги духовные: укреплял православную веру, активно способствовал распространению православия на север, среди поморов.

Из всех перечисленных выше подвигов Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нем христианский долг и гражданская ответственность. Своим примером Александр Невский задает нам образ воспитания гармоничной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина.

Из всего сказанного можно сказать, что первыми воспитателями, идеалом духовно-нравственной жизни  и источником культуры поведения для своих детей должны стать родители. Родителям в семьях необходимо воспитывать своих детей, особенно дошкольного возраста, на живых примерах наших великих соотечественников. Именно из таких примеров ребенок получает основы духовно-нравственных ценностей: семейных (доброта,  любовь и забота о своих близких, уважение к старшим, любовь к своему родному краю, природе) и культурных (уважение к труду и творчеству, произведениям искусства, к национальным праздникам).

Литература:

1. Акутина С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у старшеклассников// Образование и общество, №1, 2009.

2. Ильин И.А. Значение семьи// «Просветитель», № 1, 2006.

3. Материалы сайта:  https://pravoslavie.ru/99181.html.

4. Материалы сайта:  https://iro86.ru/images/documents/duhovno-nravstvennoe_vosp_molodezhi.pdf .

5. Материалы сайта:   https://sites.google.com/site/aanevskij/detstvo-i-unost.

6. Материалы сайта: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт