Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Воспитание духовно-нравственно...

Воспитание духовно-нравственной культуры средствами музея. Из опыта работы Музейного ресурсного центра


Зоря Галина Геннадьевна
заместитель директора по основной деятельности
муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музейный ресурсный центр» муниципального образования
г. Ноябрьск

Позитивную часть культурного ресурса, ту часть, которая формирует духовную составляющую каждого человека, представляют сегодня, прежде всего, традиционная культура и искусство. Поиски информации, связанной с некогда утраченными традициями, естественным образом побуждают людей обращаться к национальной культуре, хранителем и транслятором которой является музей. За «этнически значимой» информацией тянутся в музей как взрослые, так и дети, не имея возможности найти ее у старшего поколения.

Современный системный подход к изучению культурно-исторического наследия России предполагает, прежде всего, знакомство с ее православной культурой. Говоря о православной культуре России, имеется в виду не только прошлое нашего Отечества, но и современная жизнь. Культура современной России — это не только музеи, библиотеки или выдающиеся памятники древней архитектуры. Это и воссозданные и заново выстроенные храмы, возрожденные и впервые основанные монастыри, переизданные церковные книги.

Потребность общества в православной вере и культуре создает поле для сотрудничества духовных и светских учреждений, которое определяется общностью решаемых задач. Сегодня в Русской Православной Церкви большое внимание уделяется взаимодействию с музейным сообществом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высоко оценил заслуги музейных работников — в «абсолютном большинстве подвижников», которые в самое трудное время сохраняли национальное достояние, спасая его от уничтожения или вывоза за границу. По мнению Его Святейшества, в современных реалиях следует объединить усилия Церкви и музейного сообщества, чтобы совместно «защитить, сохранить и в духовном смысле вернуть святыни народу».

На Ноябрьской земле взаимодействие Церкви и Музея активно развивается, давая свои плоды. Православный храм Архистратига Михаила в городе Ноябрьске был принят в эксплуатацию в конце декабря 2001 года. 21 мая 2005 года в день Иоанна Богослова состоялось Великое освящение Храма архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием. Строился храм преимущественно на пожертвования горожан, ведь это всегда было доброй православной традицией. С уверенностью можно сказать, что эта стройка стала воистину народной — всем миром во славу Божию. Те, кто был причастен к этому важному событию, вспоминают, как 1 мая 1997 года от временного Храма Всех Сибирских Святых к строящемуся церковному комплексу прошел первый Крестный Ход. Незабываем и первый субботник, организованный фондом 22 мая 1997 года, когда трудно было всем желающим уместиться на этой, оказавшейся столь небольшой, строительной площадке.

Строительство Храма, от начала до окончания, было зафиксировано ноябрьским фотохудожником Валерием Белокопытовым. Серия работ, отражающая этапы строительства Храма, стала основой выставки «Где был пустырь, там Храм стоит», представленной в одном из залов Музейного ресурсного центра (МРЦ). Осознавая важность сохранения этих поистине бесценных фотодокументов, Валерий Григорьевич передал работы, которые с благодарностью были приняты музейными работниками, в фонды Музейного ресурсного центра. В фондах и научном архиве МРЦ также хранятся фото других авторов и документальные источники, в которых зафиксирована история строительства Храма. При проведении обзорной экскурсии по городу Храм является непременным пунктом посещения.

В практику Музейного ресурсного центра вошло совместное с Храмом мероприятие, проводимое в городе уже четырнадцать лет — конкурс-выставка детского художественно-прикладного творчества «Дорога к Храму». Ежегодно в дни празднования главного события года для православных христиан — Светлой Христовой Пасхи, в умиротворяющей атмосфере перед образами Святых Ликов более 500 работ украшают и без того богатое убранство.

В процессе формирования человеческой культуры в целом и русской культуры в частности невозможно переоценить роль и значение понятий «святость», «святой», «сакральный» для характеристики духовного состояния человека, его отношения к основополагающим моральным категориям. Святые в древней русской культуре оказываются зримым образом идеала христиан, от них исходит слово «правды», которое опрокидывает все неправедное на земле.

Осмыслить значение понятий «святость», «святой» сотрудники Музейного ресурсного центра предложили ноябрянам и гостям города на передвижной выставке «Небесные покровители России», которую предоставили для экспонирования художники — участники Духовно-иконологического течения при Университете культуры и искусства Санкт-Петербурга. Выставка проходила в рамках образовательно-художественного проекта «Героические лики Святой Руси».

Популяризируя образы прославляемых на Руси святых, участники проекта стремятся возродить идеалы отечественной духовности, сформировать нравственно-патриотические чувства у молодежи и обратить мысли зрелой публики к событиям и символам национальной истории.

Двойственность почитания Святого Георгия Победоносца, образ которого представлен на выставке, в официальном и церковном культах говорит о нераздельности государственного и социально-нравственного статуса человека в современной культуре. Церковь празднует память великомученика Георгия как святого воина, пострадавшего за веру Христову. Государство славит Героя-Победителя, а значит, идеал Добра и Чести, которому может следовать в выборе путей своей жизни подрастающее поколение.

В течение всей, насчитывающей много столетий, социокультурной истории Древней Руси всегда возникали ситуации, которые требовали то героического подвига, то терпеливой жертвы. Для древней русской культуры свойственным было максимальное сближение между собой ратного подвига князя и отшельнического подвижничества святителя как двух равновеликих проявлений силы духа, как достижения христианской святости. Сама Русская земля понемногу стала представляться в сознании народа как воплощение духа святости, получая название Святой Руси. Эта тема прослеживается на выставке в образах святого благоверного князя Александра Невского.

Культура выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От ее состояния зависит интеллектуальный потенциал нации, она связана с культурой предков, с преданием, традицией. Стремление популяризации своей самобытной культуры привело к развитию партнерских отношений с Музейным ресурсным центром возрождающейся субэтнической группы — казаков. Сотрудничество с казаками, следующими принципам потомственной преемственности поколений, бережного сохранения и соблюдения обычаев, традиций и обрядов предков; православного вероучения, как духовной основы казачьего самосознания, самоопределения, самоорганизации и самоуправления; законности, миролюбия, патриотизма и мирного служения Отечеству, крайне важно для музея в контексте выполнения миссии сохранения и представления культурного наследия.

Движение по возрождению казачества в Ямало-Ненецком автономном округе разворачивалось с начала 90-х годов ХХ столетия под знаменем возрождения Сибирского казачьего войска. Ноябрьское городское казачье общество (НГКО) приобрело свой официальный статус в ноябре 2005 года. В городе проживает более ста человек, относящих себя к этой социальной группе и имеющих активную гражданскую позицию в деле сохранения традиций исконного российского казачества.

Совместная работа Музейного ресурсного центра и Ноябрьского городского казачьего общества началась в 2010 году, когда сотрудники Музея совместно с представителями казачества, участниками Великой Отечественной войны, проживающими на территории Ноябрьска, приняли участие в межмуниципальной казачьей патриотической экспедиции на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, посвященной 65-летию Великой Победы. В ходе работы возникла идея отразить культуру казачества посредством создания выставочного проекта.

В 2011 году в Ноябрьске состоялось открытие первой на Ямале передвижной выставки «России вольные сыны», целью которой обозначена популяризация культурного наследия российского казачества. Это стало событием окружного масштаба, так как по наблюдению самих казаков, наиболее полно культура казачества еще не была раскрыта ни в одной экспозиции на территории округа. На выставке представлены современное и историческое оружие, одежда, наградные знаки, фотографии войсковых казачьих обществ России из фондов НГКО. Дополнили выставку предметы из фондов МРЦ, отображающие быт казаков. На открытии выставки выступали творческие коллективы песни и пляски, пропагандирующие традиции и культуру российского казачества. За неполные два года с момента создания, выставка была представлена в нескольких городах Ямало-Ненецкого округа, а также в других регионах России. Очевидно, что проект будет интересен и аудитории других стран, так как такой культурный и исторический феномен как казачество, характерен лишь для России.

Укрепление и развитие нравственных норм поведения, основанных на свободной воле, православных ценностях и национальных традициях, внутренней установки личности жить по вере, закону и совести характерно для всех славянских народов. Этот тезис музейные сотрудники раскрыли в одном из разделов выставочного проекта «Созвучие миров». Проект рассказывает о народах многонационального Ноябрьска, об их культурном богатстве, накопленном за время своей тысячелетней истории; демонстрирует многогранность этнического облика города. Каждый народ представлен наиболее яркими экспонатами, отражающими его специфику, но в тоже время демонстрирующими общие черты культурного ареала.

Выставка, являющаяся основой проекта, через предметы материальной культуры представляет жизненный и духовный опыт наших предков — наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств, иначе говоря, традиции. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях — все это сделало традиции средством передачи культуры народа.

На протяжении многих лет так сложилось, что приоритетной аудиторией музея являются дети. Важно уже с самых ранних лет приобщать их к истокам традиционной культуры, непреходящим общечеловеческим ценностям с целью духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Неоспоримо, что приобщение детей к традиционной культуре является мощным средством формирования у них патриотических чувств. Не может человек не любить свою Родину, не может не вставать на ее защиту, если он хранит в своем сердце святую преданность родной старине. Стратегия развития духовной культуры ребенка как основы его любви к Родине, используемая сотрудниками Музейного ресурсного центра, опирается на то, что и пробудить в ребенке чувство любви к отечеству, именно пробудить, а не навязать, можно только теми способами и формами, которые близки и понятны ребенку. Система работы в этом направлении развития детей требует особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Однако современная действительность дает мало возможностей реально приобщить детей к народной культуре. Эту проблему сотрудники Музейного ресурсного центра успешно решают, приглашая юных посетителей музея к участию в фольклорных праздниках. Старинные праздники с использованием традиций, фольклора, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков, проводятся в МРЦ в течение календарного года. Эффект личной причастности, соучастия в происходящем дает использование театрализованной формы проведения праздников, когда участники являются и актерами и зрителями, имея возможность включаться в обряды, в исторически достоверные театрализованные ритуалы.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что деятельность Музейного ресурсного центра сегодня направлена на создание целостного пространства духовно-нравственного развития в соответствии с духовными и культурными традициями России, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учетом условий современной жизни.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт