Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ...

ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЧЕРЕЗ АКЦИЮ"БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК"


Клабукова Валентина Ивановна, «Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя», Ямальский район, с. Новый Порт

 

ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЧЕРЕЗ АКЦИЮ"БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК"

 

Течёт река бессмертного полка…

Течёт река, и нет конца колоннам,

Шагают в ряд и маршал, и солдат.

И с фотографий лица как с иконы,

Не закрывая глаз, на нас глядят.

 

2020 год связан с огромной знаменательной датой не только для всей нашей страны – 75-летие Великой Победы, но и для всего мира. Сегодня, когда искажаются достоверные факты истории, наша страна, как никогда стремится противодействовать этому факту. Во все времена весь мир понимал, что Великая Отечественная война была освободительная и справедливая. Но в последнее время Соединённые штаты Америки, некоторые западные страны, Украина развернули невиданную кампанию лжи. Кому-то выгоден фашизм и его последствия. Каждый здравомыслящий человек не может остаться в стороне от этой проблемы и вносит свой вклад в защиту наших Героев, которые в далеком 1945-м году победили фашизм.

   Мы всегда склоняли голову перед ветеранами, гордились их подвигами. Но фронтовики уходили, один за другим, редели их ряды, и было страшно подумать, что будет, если они все уйдут на небеса. Но мы не забыли простую истину, что у Бога все живы, и благодаря этой простой истине в 2012 году в головах обычных русских людей из  города Томска, Игоря Дмитриева, Сергея Колотовкина и Сергея Лапенкова возникла мировая идея «Бессмертного полка». [1]И поднялась вся страна! Как когда то в 1941 году! Только поднялось еще больше людей! От мала до велика с портретами своих родных и близких пошли для того, чтоб мир спасённый не забыл героев. Герои возродились в своих потомках! Сегодня  «Бессмертный полк» проходит в Австрии, Германии, Израиле, Ирландии, Франции, Англии, Южной Корее и во всех республиках бывшего СССР, и даже на Украине. Эта акция сплотила миллионы людей всего мира.

Сохранить память о подвиге народа, передать подрастающему поколению ценность жизни и мира на земле – это сегодня  главная задача педагога. Нужно добиться того, чтобы каждый молодой человек мог с гордостью сказать: Спасибо деду за Победу!

В  Новопортовской школе- интернат им. Л. В. Лапцуя в течение всего года проводится огромная поисковая и волонтерская работа для того, чтобы  воспитанники осознанно  несли портрет фронтовика в «Бессмертном полку». Каждый ребенок обращается к семейным архивам, фотографиям предков, ищет дополнительные сведения в музее (фото 1). Находит неожиданные артефакты  из прошлого и именно поэтому ощущают личную сопричастность к Великой Победе. Эта историческая память становится для него реалией настоящего. Портрет участника войны это уже не просто фотография, которую надо пронести в День Победы, а судьба воина пролившего кровь за нашу страну в годы лихие годы войны.

         Воспитанники интерната активно участвуют в движении «Волонтёры Победы». Их работа заключается в том, чтобы в родном стойбище узнать, кто из их прадедов воевал на фронте, найти фотографии и собрать информацию в архивных документах. Следующим этапом поисковой работы следует оформление полотна Победы, которое сшивается из платков Памяти в честь погибших солдат во время Великой Отечественной войны, с надписью или вышивкой имени и фамилии солдата (фото 2). Ниже фамилии бойца ребята пишут слова благодарности.

В течение всего учебного года воспитанники участвуют в акции «Урок Победы», во время которого рассказывают о героях своих семей, участниках Великой Отечественной войны, показывают архивные семейные документы, фотографии, зачитывают записи из наградных листов

С большим волнением ребята оформляли «Стену Памяти» в виде журавлиного клина. Воспитанники с воодушевлением восприняли идею, разместить на крыльях белых бумажных журавлей имена и фамилии участников Великой Отечественной войны (фото 3). Волонтёрами ведется подготовительная работа по разучиванию песен, проведению репетиций в рамках акции "Песня на века» накануне главного праздника страны – 9 Мая (фото 4).

В ходе сюжетно-ролевых игр воспитанники «погружаются» в исторические события, примеряя на себя роли известных личностей, в исполнении которых нужно показать мужество, смелость и  моральные принципы (фото 5, фото 6). Диспуты и дискуссии проводятся по гражданско-патриотической тематике регулярно. Они основаны на обсуждении какого-либо факта, высказывания, кино фрагмента, книги. Беру художественные произведения с высоким слогом и точностью мысли: Артюхова Н. «Светлана», Воронкова Л. «Девочка из города»,Голявкин В. «Рисунок на асфальте», Катаев В. «Сын полка», Лиханов А. «Последние холода», Алексеев С. «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей», Бондарев Ю. «Батальоны просят огня», Медведев Д. «Сильные духом», Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке», Смирнов С. «Брестская крепость», Б. Екимов «Право на особую печаль», А. Платонов «Девушка Роза». (фото 7) Именно такая форма занятий полезна, при столкновении и сопоставлении различных точек зрения у ребенка формируются собственные убеждения, вырабатывается гражданская позиция.

Дети, задумываются о войне и мире и воплощают свои мысли в творчестве. Многие работы поражают не по годам взрослым восприятием ими военной тематики. Приведу пример такого восприятия:

Моим родным посвящается….

Я прадеда не видел никогда,

Ведь деду 70 сейчас.

И вытираю слезы я всегда,

Когда о прадеде идет рассказ…

О той войне, которая ворвалась на рассвете.

В наш мирный чум,

Порушив все на свете!

О той беде, случившейся, когда-то.

О самом страшном дне солдата.

Как ад ворвался в жизнь семьи...

Ушел стрелком на фронт мой прадед Хадко.

И следом братья все ушли,

все Худи: Ейко, Ёртя, Папако.

Не видели их дети, как снаряды рвались.

Но знали, что смерть там на каждом шагу.

А их отцы про чум свой вспоминали,

И яростнее били по врагу.

И первым прадед Хадко встретив пулю злую,

упал к земле, губами шевеля, –

и тело его на века укрыла

брянская священная Земля.

Под Сталинградом ранен был наш Ейко.

Израненный, но все ж живой,

Седой парнишка, северянин крепкий,

Без ног вернулся он домой.

 А Папако героем стал

- ему медаль за Прагу дали.

И долго, долго как вернулся он,

 детишки ее в чуме примеряли.  

Их нет давно уже на свете,

Но боль всегда в моих глазах.

 На кладбище, стоим у обелиска

И вся душа опять в слезах.

Это стихотворение написала девочка, которой исполнилось всего лишь 13лет. Считаю, что воспитывать в детях восприятие боли войны как своей собственной — это прививка против нацизма и искажения истории. Каждое мероприятие должно, как говорится, «пробрать до костей», задеть сердце. Надо   детям читать блокадный дневник Тани Савичевой и дневник еврейской девочки Анны, и совсем не страшно, если после прочтения у них будут стоять слезы в глазах (фото 8). Современные дети должны не только наслаждаться благами современной цивилизации, знания и осознания самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества необходимы, чтобы уважать свои корни, любить свою Родину и вместе создавать будущее.

Если с детства прививается патриотическое сознание, то ребята уже к 13-15 годам отчетливо понимают главную миссию в своей жизни: быть достойным гражданином страны и верным сыном своего Отечества. Поэтому они с гордостью участвуют во всех патриотических акциях, вступают в кадеты, с большим удовольствием проходят военно-полевые испытания показывая на них большую результативность. Принимая участие в  сборах допризывной молодежи «Горные стрелки» (фото 9), где помимо проведения физической и боевой подготовки, сотрудники ветеранских организаций (боевые офицеры локальных конфликтов), рассказывают о реальных военных событиях, осознаёшь- вот она преемственность поколений. Такие люди пользуются большим авторитетом среди ребят, поэтому их рассказы заинтересовывают, вызывают массу эмоций, гордость за людей, за нацию, за Россию в целом, что в дальнейшем побудит их к высокому патриотизму. Воспитанники интерната считают, что должен быть создан «Бессмертный батальон» из погибших воинов в локальных конфликтах и они будут нести портреты батальона за колонной Бессмертного полка, ведь солдат войну не выбирает и войну не объявляет. Верный присяге и воинскому долгу он выполняет приказ, отданный от имени народа и Родины (фото 10). Встречаясь на классных часах с солдатами и офицерами российской армии, воспитанники отождествляют себя с ними и, так же мечтают служить в Вооруженных Силах Российской Федерации, выполнять свой сыновний долг перед Отчизной, как выполняли этот долг их отцы, деды и прадеды.

Воспитанники интерната ежегодно выезжают в лагерь «Патриот Ямала», где наставники продолжают у них воспитывать настоящий характер, смелость, целеустремлённость, патриотизм и волю к победе (фото 11).

Только непрерывная цепочка действий в этом направлении способна оказать влияние на становление личности через ощущение глубокой связи общей судьбы страны и народа. Моральные ценности, любовь к Родине и уважение к истории Отечества закладываются в том случае, если эта работа проводится регулярно, а не от случая к случаю. Именно у таких детей не потеряется ориентир в этом быстро меняющемся мире потому, что сформирован стержень национального самосознания, гражданственности и патриотизма. Для них важно каждое событие: будь то акция «Георгиевская ленточка», либо получение значка ГТО «Готов к труду и обороне», потому что хорошо знают о том, что ленточка и значок являются символами осознания исторической памяти и готовности морально и физически к защите своей Родины в любое время.

В 2015 году в нашем поселке Новый Порт умер последний свидетель Великой Отечественной Николай Семёнович Южаков, оборвалась живая нить общения с ветераном. Но старшие ребята хорошо помнят встречи с ветераном войны и рассказывают младшим об этих встречах, показывая видеофильмы, которые снимали во время встреч (фото 12). А так как старшие являются для младших авторитетами, то восприятие информационных ресурсов сквозь призму опыта старших помогает избежать искажения жизненных реалий и ценностей, сформировать правильный взгляд. Такие события оставляет большой эмоциональный след в памяти ребенка, потому как принцип событийности при воспитании оказывает хороший совместный результат. Портрет Николая Семеновича Южакова в составе «Бессмертного полка» ребята несут в первых рядах, тем самым показывая глубокую печаль потери.

 

Зарегистрировавшись на сайте https://www.moypolk.ru/, воспитанники постоянно получают информацию о новых  семейных историях. Они находят знакомые фамилии, разбираются, кем приходятся эти люди им. Фронтовые письма, фотографии, воспоминания, выдержки из боевых донесений, наградные документы, похоронные извещения – все это свидетельства о жизни и подвигах бойцов «Бессмертного полка» (фото 13). Но главное, это человеческие истории. В них – правда о войне, правда, ставшая предметом гордости детей, внуков и правнуков победителей. Они должны идти победным строем в любые времена. На сегодняшний день имён в летописи 450628. На этом сайте они записывают имена своих героев в разделе: ЗАПИШИ ДЕДА В ПОЛК. Из таких историй складывается прошлое, настоящее и будущее России. Самый интересный раздел для ребят– это «Книга подвига», здесь живые рассказы о каждом герое. После прочтения историй о бойцах, ребята рассказывают о них своим друзьям (фото 14).

Одним из оптимальных путей воспитания, способствующих формированию патриотических качеств, является использование творческих конкурсов в системе патриотического воспитания (диаграмма 1.). В прошлом году, ребята активно вступили в ряды Российского движения школьников, участвовали в проектах, Днях единых действий, выражали свою патриотическую позицию. Активно приняли участие во всероссийском конкурсе "Спасибо маленькому герою"(фото15). Ежегодно участвуют в конкурсах Регионального Центра патриотического воспитания, становятся победителями (фото 16),неоднократно были призёрами всероссийской акции «Мир без нацизма»(фото 17), «От сердца к сердцу»,«Мы гордимся победой».

              Выпускники становятся продолжателями патриотических традиций, так в 2019 году выпусник Вануйто Павел выступая в Норвегии, на конференции «High North Dialogue» в Университете Nord в городе Бодо славил свою Родину, рассказывая о том, что именно воспитание в духе гражданственности и патриотизма, позволила ему развить внутреннюю мотивацию и успешность. В ходе своей поездки выпускник отметил, что Норвегия с благодарностью склоняет голову перед советскими солдатами, которые погибли, освобождая мир от фашизма и отметил, что полиция Осло и Стортинг (парламент Норвегии) легко дают разрешение на проведении нашим соотечественникам акции «Бессмертный полк».

       Благодаря проводимой работе в интернате идет положительная динамика роста патриотизма. Проводя регулярно в конце учебного года опрос воспитанников хорошо видны результаты. Анализируя ответы на вопрос о том, что значит быть патриотом (таблица1, приложение «Таблицы»), позиция «Патриот – это тот, кто любит свою страну», является самой распространённой среди воспитанников, однако, наши дети стали понимать, что в современном мире нужно работать и действовать во благо для процветания страны.

        Мы гордимся и чтим память тех людей, которые подарили жизнь будущему поколению - ценой собственной. Память о них не должна раствориться во времени, и наша задача - передать всё, что мы знаем, детям. Считаю, что акция Бессмертный полк, это не разовая акция в году – 9 мая, это планомерная и последовательная работа в течение всего воспитательного процесса. Только в  результате целенаправленной и системной работы по воспитанию нравственно- патриотических чувств у подрастающегопоколения, возможно, развитие чувства любви к семье, к своей стране, к окружающим людям, гордость и ответственность за свою семью, за память перед своими предками. Пусть они знают, что значат слова "Победа" и "война" для людей, не встречавшихся с ними? И тогда акция «Бессмертный полк» крепко войдет в их разум и душу. И пусть главной задачей будет - собрать как можно больше информации об участниках войны и  сам процесс представит основную ценность. Это выразится в бесконечном потоке фотографий, рассказов родственников и трепетном отношении к реликвиям.

 

Список литературы:

1. Бессмертный полк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://polkrf.ru/

2. Бессмертный полк [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бессмертный_полк

3. Бессмертный полк: истории и рассказы / авт.-сост. В. Шервуд. – Моск-

ва : АСТ, 2017. – 589, [1] с. – (Народная книга).

4. Зенина А. С. «Бессмертный полк» как историко-культурный феномен России XXI века [Текст] // История и археология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 29-31

 

[1]Зенина А. С. «Бессмертный полк» как историко-культурный феномен России XXI века

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт