Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Воспитание нравственных ценнос...

Воспитание нравственных ценностей младших школьников в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» средствами духовного краеведения


Воспитание нравственных ценностей младших школьников

в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» средствами духовного краеведения

Солянникова Наталья Владимировна,

педагог-организатор МБОУ «Школа № 6»,

г. Муравленко

 

  В современной действительности пристальное научное и практическое внимание уделяется вопросам, связанным с исследованием проблемы организации нравственного воспитания подрастающего поколения. Причем особенно остро противоречия проявляются в контексте формирования феномена нравственности в сознании младших школьников, поскольку именно в данный период закладываются основы мировосприятия.

В процессе поиска средств организации нравственного воспитания многие исследователи отдают приоритет школьному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ). Это происходит потому, что данная учебная дисциплина предполагает исследование основ фундаментальных мировых религиозных культур, в том числе и религии православных христиан. Но курс ОРКСЭ не ограничивается лишь анализом догматических принципов, он предполагает обращение внимание на развитие таких компонентов нравственности, как самосознание, преодоление духовного «вакуума», толерантности, любви к родному краю и т. п. Последний концепт как нельзя лучше обусловливает возможный путь духовно-нравственного возрождения людей, начиная с младшего школьного возраста.

Основными положительными параметрами включения школьников в краеведческую деятельность являются следующие факты:

повышение уровня самосознания;

развитие эстетического вкуса;

становление чувства этнической и межкультурной толерантности;

уважение к старшему поколению;

почитание традиций.

Все вышеуказанные концепты можно сформировать при акцентировании внимания на ответвлении в рамках курса ОРКСЭ так называемого духовного краеведения.

При ориентации краеведения на историю религии и развитие православных традиций исследование образа жизни наших предков христиан позволит не просто констатировать необходимость формирования любви к Родине, но и даст возможность младшим школьникам на доступном им уровне понять истинный смысл феномена православие.

Таким образом, информативной задачей доклада можно признать поиск ответа на вопрос «Какова структура воспитания нравственных ценностей младших школьников в рамках курса ОРКСЭ средствами духовного краеведения»?

При исследовании заявленной проблемы необходимо также ответить на следующие вопросы:

Каковы основные факты, подтверждающие необходимость расширения границ духовно-нравственного воспитания в современной школе?

Каково содержание деятельности на уроках ОРКСЭ, и какое место в ней занимает духовное краеведение?

Как исследование православных традиций влияет на эффективность изучения духовного краеведения младшими школьниками и т. п.?

Проблемы, рассматриваемые в докладе очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.

Современная школа, как и многие другие социальные институты, претерпевает смысловую и содержательную инверсию. Основным документом, отражающим параметры воспитания младших школьников, является ФГОС. При его анализе можно сделать вывод о том, что на первый план выходят такие черты, которые всегда являлись базовыми для сознания русского человека: духовность, толерантность, предприимчивость, инициативность [1]. При этом развитие СМИ привело к тому, что уже в младшем школьном возрасте детям доступна разнообразная информация, которая пропагандирует антиценности:

праздный образ жизни;

насилие;

преступность;

вредные привычки и т. п.

Преодолеть нравственное угнетение сознания людей можно при ориентации на путь расширения границ духовно-нравственного воспитания в современной школе, которое в, свою очередь, достигается средствами ОРКСЭ, в том числе и духовным краеведением. В основе выбранной траектории лежат следующие факты:

во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, которые должны формироваться именно с младшего школьного возраста. Одним из перспективных способов развития нравственности является ориентация на чувство любви, которое для детей в данном возрасте присуще сознательной деятельностью. Исследование православных традиций родного края как нельзя лучше позволяет детям оценить нравственный смысл любви и сформировать в собственном внутреннем мире первичные нравственные идеалы [2];

во-вторых, в современном мире ребенок находится под воздействием разнообразных факторов, как негативных, так и позитивных. Но вопрос их разграничения остается актуальным. Духовное краеведение дает ребенку возможность наглядно увидеть, каким образом освоение азов богословия может привести к устойчивой мотивации ведения нравственного образа жизни;

в-третьих, освоение информации само по себе не приравнивается к получению нравственной мотивации, каким бы насыщенным не было содержание уроков. Поэтому необходимо вводить в учебный план такие дисциплины, которые бы смогли создать прочный фундамент для формирования нравственного самосознания личности младшего школьника, коей и является ОРКСЭ;

в-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Именно исследование православных традиций, жизни святых может показать детям образцы высокоморального социального поведения [3].

Естественно, расширение границ духовно-нравственного воспитания не может быть бессистемным процессом и ОРКСЭ в начальной школе, как и любая дисциплина, должна подчиняться стандартам и преподаваться в той мере, какую устанавливает возможность восприятия младших школьников.

Основными принципами организации ОРКСЭ в рамках формирования нравственного самосознания младших школьников являются:

отсутствие противопоставления светской и религиозной этики, которые должны рассматриваться в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Духовное краеведение в данном случае является благотворным полем для реализации вышеуказанного принципа, потому что оно рассматривает православную культуру родного края комплексно, без неконструктивных акцентов;

примерами тем в разделе духовное краеведение в рамках дисциплины ОРКСЭ могут быть «Мoраль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении;

уроки по ОРКСЭ обязательно содержат элемент диалога, через который детьми достигается понимание многоликости мира. При этом важно прививать детям идеалы о том, что мнение другого человека заслуживает уважения, и необходимо прислушиваться к ближнему, и не стремиться к открытой конфронтации духовых основ. При этом необходимо также учитывать тот факт, что любая религия в своей основе несет добродетель и нравственность;

уход в воспитании от традиций православия – одна из причин нравственного опустошения личности. На уроках ОРСКЭ стремятся пропагандировать ценности православия, устои и традиции христианства. В рамках различных проектных технологий в программу духовного краеведения включают чтение христианских притч, прослушивание фрагментов православных песнопений, демонстрацию предметов православного искусства. Тем самым для младших школьников познание православной культуры является началом пути формирования устойчивого чувства патриотизма;

одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является его приобщение с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Уроки ОРКСЭ, в общем, и духовного краеведения, в частности, позволяют успешно реализовать личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса «Россия наша Родина», единой для всех модулей;

примерами эффективного средства развития нравственного самосознания младших школьников являются христианские притчи: они актуализируют творческое мышление детей, формируют уважение к нравственным религиозным и светским идеалам, отражают основные православные ценности и идеи на понятном младшим школьникам языке;   притчи учат логическому мышлению и дают возможность обобщить нравственный опыт поколений [4].

Если говорить о структуре раздела духовного краеведения, то его можно представить в виде схемы 1.

Схема 1. Структура духовного краеведения

Из данной схемы наглядно виден тот факт, что объекты изучения духовного краеведения весьма многогранны, что предполагает обилие технологий работы с младшими школьниками в рамках данного курса. Среди них выделяют:

совместную работу с родителями: без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху;

творческие исследовательские работы, темами которых могут быть семейные религиозные традиции;

очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. Например, можно младшим школьникам предложить игру «Я знаю». Дети становятся в круг и, передавая друг другу фигуру, называют один факт о православии. Естественно, предварительно они должны получить необходимую информацию. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация:

– проекты по духовному краеведению, такие как «С чего начинается Родина», «Православие в моей жизни», «Бытие святых» и т. д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения [5]. Проекты должны предполагать разностороннюю деятельность детей, при этом необходимо учитывать тот факт, что у младших школьников могут быть индивидуальные нравственные идеалы, согласно этнической принадлежности.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что содержание духовного краеведения давно стало мощным инструментом воздействия на структуру личности ребёнка. Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.

Таким образом, духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ в рамках духовного краеведения, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая способствовала бы духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.

 

Список литературы

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк. – М., 2013. – 304 с.

2. Козырев Г. И. Духовное развитие младших школьников / Г. И. Козырев // Алые паруса.– М., 2014. – 88с.

3. Основы духовно-нравственного воспитания: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во рос.гос.проф.пед.ун-та, 2013.

4. Самыгин С. И. Воспитание младших школьников / С.И. Самыгин // Разум или вера. – М., 2013. – 400с.

5. Шевченко Л. Л. Православие для самых маленьких / Л. Л. Шевченко // Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – 2012. – 96 с.



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт