Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание учащихся кадетского казачьего класса


Полякова Ирина Викторовна
заместитель директора по воспитательной работе
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко-Сале Пуровского района

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

В 2011 году в школе № 3 г. Тарко-Сале сформирован 7 кадетский казачий класс. С целью изучения у обучающихся данного класса нравственных и духовных качеств личности было проведено анкетирование детей и родителей. Акценты на понятия обучающимися были расставлены следующим образом: «дружба», «честность», «ответственность». Менее понятными для учащихся были слова «милосердие» «толерантность», «бескорыстие», «мужественность», «патриотизм», «порядочность», «отношение в семье», «отношение в коллективе». Анкетирование родителей выявило, что их акценты направлены на такие приоритеты как отношение в семье, ответственность, порядочность, что соответствует социальному запросу общества. Анализ ситуации помог педагогическому коллективу совместно с родительской общественностью сделать вывод: духовно — нравственные ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Именно это и было основой в формировании образовательно-воспитательного пространства кадетского казачьего класса.

Духовно-нравственная составляющая была реализована через введение в учебный план этого класса предметов «Основы православной культуры», «История казачества», через программу воспитательной работы «Казачья доблесть».

Предмет «Основы православной культуры» преподает настоятель прихода Свято-Никольского храма г. Тарко-Сале А.Падылин. Принципом уроков православия является слова из священного писания: «Делать добро — значит уменьшать страдание, помогать себе и другим, стать чище и добрее». Уроки строятся на изучении особенностей построения семейного уклада, ценностей семейной жизни, значимости выстраивания отношений в семье, в коллективе. Обучающиеся изучают обряды проведения православных праздников и сами принимают в них участие. Формами работы на уроке стали: диалог, дискуссия, просмотры и обсуждение фильмов, литературных эпизодов с точки зрения библейских законов. Это позволило закрепить в сознании обучающихся правильное трактование и восприятие исторических ценностей и выработать правильные образцы поведения в семье, школе, обществе. Надо отметить, что в кадетском казачьем классе обучаются дети разных религиозных конфессий. При наборе в данный класс учитывалось желание детей, состояние здоровья, согласие их родителей (законных представителей). Преимущественным правом обладали дети из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Предмет «История казачества» строится на материалах традиционной культуры Российского казачества. Содержание курса знакомит детей с такими качествами личности как честь, доблесть, верность, любовь к своему народу и отечеству, почитание родителей, соблюдение традиций Российского народа. Само построение уроков учит детей размышлять, оценивать поступки, находить правильные решения при анализе исторических ситуаций. Через визуальное восприятие репродукций картин знаменитых художников, связанных с историей казачества, удалось приобщить детей к эстетическому восприятию окружающей действительности, развить чувство красоты и гармонии.

Образовательную составляющую дополняет программа воспитания «Казачья доблесть», цель которой, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

Во второй половине дня реализуются программы: хоровое пение, хореография, строевая подготовка, рукопашный бой, огневая подготовка, парашютный спорт.

Опыт пребывания в среде казачества приобретается за счёт совместных мероприятий с Пуровским станичным казачьим обществом: военно-полевые сборы, участие в Казачьем круге, Казачьей присяге. Это позволяет узнать обычаи, традиции, уклад казачьего общества, закрепить нравственные принципы, укрепить физическую подготовку, выносливость, чувство ответственности за общее дело, приобрести навык здорового образа жизни.

Такой комплексный подход позволяет организовать и первые пробы публичных выступлений в спортивных соревнованиях, концертных программах, военизированных эстафетах, интеллектуальных конкурсах.

Благодаря правильно поставленным целям, задачам, выбранным формам занятий, методам воспитания, принципа системности в работе были достигнуты положительные результаты по формированию духовно-нравственной составляющей образования обучающихся кадетских казачьих классов.

Повторное анкетирование обучающихся 7 «В» кадетского казачьего класса в мае 2012 года показало о смене наиболее значимых жизненных приоритетов. Наивысший рейтинг получили такие понятия как дружелюбие, семья, ответственность, честность. Родителями отмечается взросление своих детей, их ответственность к выполняемому поручению, беспокойство за семью, забота о родителях, бабушках, дедушках, появилась самостоятельность, уверенность в правильности своих действий.

Результатом работы школы на протяжении одного года стало:

  • стопроцентная успеваемость в классе;
  • отсутствие нареканий по дисциплине, как в школе, так и в социуме;
  • единение коллектива кадетского казачьего класса с родителями, педагогами, казачьим станичным обществом;
  • Диплом II степени в общекомандном зачёте IX сбора кадетских корпусов и школ из субъектов Российской Федерации, г. Москва, 2012 год;
  • Диплом I степени, заочного тура Окружного конкурса «Лучший казачий кадетский класс Уральского Федерального округа», посвящённого 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, г. Салехард, 2012 год;
  • Диплом II степени окружного конкурса «Лучший казачий кадетский класс Уральского Федерального округа», посвящённого 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, г. Ноябрьск, 2012 год;
  • Диплом 1 степени в Окружном конкурсе на лучший видеоролик, направленный на формирование культуры безопасности жизнедеятельности, номинация «Выживание в условиях вынужденной автономии» видеоролик «Уроки выживания или приключения Кадета Казака», г. Салехард, 2012 год;
  • Регионально-войсковой этап Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий Сполох-2012», Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край Туапсинский район, 2012 год, участники соревнования.

Результаты работы педагогов школы с обучающимися кадетского казачьего класса подтверждают правильность выбранной модели организации образовательно-воспитательного пространства по духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт