Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль курса «Основы религиозных...

Роль курса «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном воспитании младших школьников – первые шаги.


Гора Нина Леонидовна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла», г. Ноябрьск

В 2012 — 2013 учебном году в МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» г. Ноябрьска как и во многих других учреждениях нашего города был введён курс ОРКСЭ модуль «Основы Православной культуры».Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи.

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести.

Перед введением курса я прошла курсовую подготовку по преподаванию нового предмета, ознакомилась с новым УМК. Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. В параллели 4-х классов в нашей школе прошла родительская конференция, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей. Родители нашей школы положительно поддержали введение нового учебного курса, и при заполнении заявлений на изучение одного из модулей курса выбор уже не был столь однозначным.

Большинство родителей выбрали модуль «Основы православной культуры».

На своих уроках по данному курсу обучение выстраиваю с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
  • извлечь нужную информацию, навыков изучающего чтения,
  • умений ведения диалога и построения монологического высказывания.

Применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, активно использую различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физкультурные минутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики, при проведении динамических пауз, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам использую интернет- ресурсы, где находятся необходимые песни, репродукции, мультфильмы. На каждом уроке использую компьютер, так как составляю презентации с новыми терминами и применяю иллюстрации к текстам учебника. Такой вид работы с компьютером помогает мне проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания. Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали на уроках. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается впервые в начальной школе. Очень важно учесть все возрастные особенности ребят.

Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Эти знания необходимы каждому человеку. В продолжение курса у нас в школе мы апробируем программу «Истоки» в рамках дополнительного образования, где учащиеся 4–5 классов продолжают посещать занятия и гораздо глубже, причём в системе и необходимом объёме получают информацию, которая необходима для формирования нравственных качеств личности. Огромным плюсом является то, что предлагаемый теоретический и практический материал в данной программе конкретизирован и изложен в системе с учётом опыта детей, семейных традиций, взаимоотношений в обществе.

Судите сами, темы уроков на «Истоках» говорят сами о себе: «Дети и родители», «Благодарность к родителям», «Традиции русского народа», «Любовь к Родине», «Цель жизни христиан» и другие. Именно такие духовно-нравственные уроки позволяют выделить главные качества человека, которые характеризуют его как члена общества. Создаю на уроках различные проблемные ситуации и ставлю пред детьми задачу — сделать правильный выбор, определить нравственность поступка. Много изображаем в рисунках, так, например, определяю задачу — нарисуйте то, что вас окружает и особенно дорого и любимо. Здесь применяю групповую форму работы, на одном плакате одновременно рисует группа ребят. Затем задаю вопрос: «А себя вы нарисовали бы?» Почему -да, или — нет. Ребятишки задумываются, а я какой? Что нужно изменить, а могу ли я изменить себя?

Уважение к старшим воспитываю через уроки, темы которых направлены на семейное воспитание. Использую просмотр отрывков из фильмов, после чего пытаемся определить, почему человек оказался в трудной ситуации или наоборот, он счастлив, а что ему помогло обрести такое душевное состояние. Важно то, что дети часто во время уроков вспоминают аналогичные случаи и, анализируя свои действия, дают правильную оценку своему поведению. Я считаю, такие уроки актуальны. И нужны они в рамках не только дополнительного, но, и обязательного образования. Необходимо подумать о введении этого курса в среднем и старшем звене. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания среди учащихся. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов. Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательнее. Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе — коллективной. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Использование активных форм в рамках программы помогает достигать взаимопонимания с другими людьми, учит эффективно общаться и жить в гармонии с собой и обществом, что особенно важно в современном обществе, где актуальной стала проблема взаимоотношений. Благодаря активным формам участники постигают азбуку общения, учатся слушать и слышать друг друга, аргументировано и тактично объяснять свою точку зрения, убеждать. Активные формы позволяют каждому участнику программы приобрести новый жизненный опыт, получить прочную основу для будущего развития.

В сентябре 2012 года на родительском собрании родители поддержали введение данного курса и ими было высказано мнение, что хорошо возрождать в наших детях духовность, которой, к сожалению, многие в нашем обществе уже лишены. «Мы не всегда знаем, как воспитать в детях уважение к нравственным законам, а курс поможет в этом».

Курс «Основы религиозных культур и светской этики», программа «Истоки» несут в себе большой воспитательный потенциал.

Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят в том, что он направлен на:

  • воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;
  • воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине — России.
  • воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;
  • развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;
  • развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;
  • семейное воспитание — выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни;

Таким образом, содержание курса помогает формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России, духовно-нравственные идеалы воспринимаются как надежный и верный ориентир в быстро меняющемся мире. Апробация программы «Истоки» показывает, что она благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок участников программы, пробуждает интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности, способствует раскрытию внутренних ресурсов человека.

Список используемой литературы:
http://pravolimp.ru/ Сайт Общероссийской олимпиады по Основам Православной культуры. Преподаватели ОПК могут найти на этом сайте комплект методических разработок по учебнику протодиакона А.Кураева для 4–5 классов.
http://pravolimp.ru/articles/70 — Статья о подготовке нового учебника по ОПК (автор протодиакон Андрей Кураев)
Сайты с другими материалами по курсу «Основы православной культуры»:
http://vos.1september.ru/ (ОПК, «1-е сентября»)
http://iopk.ru/ (ОПК, издательство)



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт