Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Воспитательные возможности худ...

Воспитательные возможности художественной литературы с точки зрения курса «ОРКСЭ»


Бочкарёва С.В.
к.ф.н., учитель
МБОУ "Гимназия 19"
г. Курган

В новых Федеральных стандартах [8] отмечается, что в рамках ценностного и эмоционального компонентов у обучающихся должна быть сформирована эмпатия «как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия». А также подчеркивается, что коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников со взрослыми и сверстниками ведёт к усложнению эмоциональных оценок за счёт появления интеллектуальных эмоций (заинтересованность, сосредоточенность, раздумье) и в результате способствует формированию эмпатического отношения друг к другу.

Эмпатия является одним из механизмов межличностного познания, а потому эмпатическое познание Другого – это процесс, позволяющий понять Другого. Данный процесс включает в себя такие вопросы как поиск нужной «константы» взаимопонимания, размышления о духовности, нравственности и сути человека, рассмотрение основ справедливости, милосердия, патриотизма, общности всех культур и народов в общечеловеческом смысле.

Конечно, нелегко научиться эмпатическому пониманию Другого. Необходимо не только обучение и воспитание и в школе, и в семье построить на этой основе, но и перестроить нашу ментальность, избавить её от ксенофобии. Но начинать необходимо уже сейчас. И это возможно сделать через общую систему воспитания на всех предметах школьного цикла. Но особое внимание стоит обратить на курс «ОРКСЭ».

Сегодня уже говорят о том, что изучение данного курса стоит продолжать и в среднем звене, и в старших классах. В докладе автору хочется поделиться мыслями о том, какие задания можно использовать на уроках в старших классах, чтобы «разбудить» мысли и чувства ребят.

Предлагаемые задания нацеливают обучающихся на «проживание» данных литературных отрывков и понимание духовных истин «изнутри». Представленный здесь материал также можно использовать и на уроках литературы (здесь приведены некоторые страницы нового авторского элективного курса «Создание художественного образа сквозь призму эмпатического познания», который планируется сделать частью пособия для обучения будущих учителей ОРКСЭ).

I. Отрывки из произведений русских писателей.

Задание 1. К вопросу о ясновидении: из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Про старца Зосиму говорили многие, что он, допуская столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце своё и жаждущих от него совета и врачебного слова, до того много принял в душу свою откровений, сокрушений…, что под конец приобрёл прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришёл, чего тому, и даже какого рода мучение терзает его совесть нужно, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием  тайны его, прежде чем тот молвил слово» [1, с. 34].

Вопросы и задания: Как Вы думаете, являлся ли Зосима неким экстрасенсом, про которых так модно упоминать сегодня? Или же он был человеком иного рода? Обоснуйте свою точку зрения (работа в группах).

Задание 2. К вопросу об общности: Ф. М. Достоевский писал: «Ибо все-то в наш век разделились на единицы, всякий уединяется в свою нору, всякий от другого отдаляется, прячется, и, что имеет, прячет и кончает тем, что сам от людей отталкивается и сам людей от себя отталкивает…. Но непременно будет так, что придёт срок и сему страшному уединению, и поймут все разом, как неестественно отделились один от другого. Таково уж будет веяние времени, и удивятся тому, что так долго сидели во тьме, а света не видели» [1, с. 350-351].

Задание 3. К вопросу о духовности: писатель В. А. Закруткин в книге «Матерь человеческая» рассказывает о маленькой женщине, потерявшей всех и всё во время Великой Отечественной войны, но которая по-матерински любит людей, животных, землю, на которой живёт:

1. «Для каждого животного женщина находила ласку, и они по-своему выражали свою благодарность. Эти бессловесные существа окружали её, чтобы прислониться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали её захолодевшие на морозе щёки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби; у ног хлопотали куры; коровы со сдержанным муканьем тёрлись шеями об её бока; овцы, сгрудившись, смотрели на неё преданными глазами…» [4, с.104-105].

2. «Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорит  о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под Смоленском» [4, с.61].

Вопросы и задания: проанализируйте поступки главной героини с духовной и нравственной точек зрения? Есть ли разница между данными точками зрения? Сделайте вывод по изучаемому вопросу (работа по группам).

Задание № 4. К вопросу о любви: вспомним героиню рассказа А. П. Чехова «Душечка» (моменты идентификации как растворения, она не могла без этого жить, ей это было необходимо), и она находит в этом душевное равновесие, спокойствие, радость.

1. «Оленька слушала Кукина молча, серьёзно, и, случалось, слёзы выступали у неё на глазах. В конце концов, несчастья Кукина (антрепренёр) тронули её, она его полюбила….. И она уже говорила всем своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете – это театр». «И что говорил о театре и об актёрах Кукин, то повторяла и она. Публику так же, как и он, презирала за равнодушие к искусству… на репетициях вмешивалась, поправляла актёров». «Завтра мы с Ваничкой ставим «Орфея в аду» [9, с.303-304].

2. Управляющий Пустовалов. «Ей казалось, что она торгует лесом уже давно-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес… Какие мысли были у мужа, такие были и у неё. Если он думал, что в комнате жарко, или что  дела теперь стали тихими, то так думала и она. Муж не любил никаких развлечений, и в праздники  сидел дома и она тоже». Поменяла свои мысли о театре, которым ранее восхищалась, о котором говорила, что они с Васичкой «люди труда им не до пустяков» [9, с.306].

3. Ветеринар: «Она повторяла мысли ветеринара, и теперь была обо всём такого же мнения, как он. Было ясно, что она не могла прожить без привязанности и одного года». «Говорила о том, чего не понимает, он конфузился перед коллегами, когда она вмешивалась в разговор и говорила о том, чего не понимает (а она не понимала, о чём же можно ещё говорить, как не об этом)» [9, с.308].

4. Когда ветеринар уехал, «ела и пила, точно поневоле. А главное, что хуже всего, у неё уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходило кругом, но ни о чём не могла составить своего мнения и не знала, о чём ей говорить. А как это ужасно не иметь никакого мнения! Видишь, например, как стоит бутылка, или как идёт дождь, или едет мужик на телеге. Но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик какой в них смысл. Сказать не можешь… При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё, и сказала бы своё мнение о чём угодно, теперь же и среди мыслей, и в сердце у неё такая же пустота, как на дворе». «Ей бы такую любовь, которая бы захватила всё её существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни…» [9, с.309].

Вопросы и задания: 1. Как Вы можете объяснить суть понятия «любовь»?2. Объясните, что означает «любовь к ближнему»? 3. Любовь – это «растворение в Другом» или нечто большее? (работа по группам).

II. Следующий блок заданий относится к древнерусской литературе, поскольку православные традиции сохранены здесь в полной мере. А количество часов на изучение древнерусской литературы в школе слишком мало.

Говорят, что Россия – это душа мира, а литература Руси отражает тот внутренний потенциал, который есть у русского народа. Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского.

Древнерусская литература несёт в себе очень большую нравственную силу. Добро и зло, любовь к Родине, способность пожертвовать всем во имя благого дела, семейные ценности – основные идеи древнерусской литературы. Древнерусская литература является средоточием русской духовности и нравственности. Кроме того, одним из основных лейтмотивов этих произведений является вера в Бога, которая поддерживает героев во всех испытаниях.

Задание №1. К вопросу о любви и браке: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» [2] называют «жемчужиной древнерусской литературы». Пётр и Феврония Муромские – православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. К Муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, её слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивая, благочестивая и добрая девушка. Несомненно, прав был Д. С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность» и проведя параллель её образа с ликами святых А. Рублёва, несших в себе «тихий» свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования [5].

Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётливом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом – ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние её с природой. Ее вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублёвская задумчивость» не бездумна. Она изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. «Пётр не захотел нарушить Божьих заповедей…. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвинённую в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует».

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. «Ко всем питали они равную любовь … не любили тленного богатства, но богатели Божьим богатством… А городом управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странником принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день. Скончались они в один день и час (25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года).

Прочтите произведение полностью и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие, с вашей точки зрения, христианские семейные ценности и заповеди явились вехами на пути Добра в данном произведении?

 2. Как Вы считаете, ценности данного произведения актуальны в наше время или же сейчас важны иные ценности в вопросах семьи и брака? Докажите свою точку зрения примерами из жизни общества.

Задание № 2. К вопросу о патриотизме: Александр Невский – второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1240 году 15 июня в битве со шведскими рыцарями с небольшой дружиной князь Александр одержал блестящую победу. Поэтому его и назвали «Невский». До настоящего времени имя Александра Невского является символом единения, частью общей национальной идеи.

«Житие Александра Невского» [3] выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами, и библейские воспоминания сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой. Александр предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника». Это ещё одна со стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя.

Храбрость Александра восхищали не только его соратников, но и врагов. Однажды Батый повелел князю прийти к нему, если он хочет уберечь Русь от подчинения. Царь был уверен, что Александр испугается, но тот приехал. И сказал Батый вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его». И отпустил его с великой честью» [3, с.145].

Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра – картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов-героев. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, при этом – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца. «Было тогда насилие великое от поганых язычников: сгоняли они христиан, приказывая ходить с ними в походы. Великий же князь Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей от беды» [3, с.146].

Один из эпизодов борьбы с недругами описан следующим образом: была у князя перед битвой со шведами малочисленная дружина, и ожидать помощи было неоткуда. Зато была крепкая вера в помощь Бога. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказывал её и цитировал.

Накануне сражения Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу… Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною» [3, с.141]. Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

Прочтите произведение полностью и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие ценности являются, с Вашей точки зрения, духовно-нравственными истоками «Жития»? 2. Как Вы понимаете высказывание Д. С. Лихачёва: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»?

3. Как, с Вашей точки зрения, соотносятся понятия «патриотизм» и «национализм»?

Задание № 3. К вопросу о справедливости и милосердии: «Поучение Владимира Мономаха» [7] объединяет три разных произведения Мономаха, среди которых, кроме собственно «Поучения», есть еще автобиография самого князя и его письмо своему врагу князю Олегу Святославичу за то великое горе, которое он принёс своими братоубийственными войнами Русской земле. Оно обращено к князьям – детям и внукам Мономаха и вообще ко всем русским князьям. Важной чертой «Поучения» является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. По своему содержанию оно высоко патриотично и пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности, будь то князь, духовное лицо или любой мирянин.

Приводя выдержки из христианских священных книг, Владимир Мономах предлагает всем русским князьям для улучшения их положения и достижения мирных успехов, в первую очередь, учиться справедливости, состраданию, и даже, «уступчивости»: «Есть и пить без шума великого … премудрых слушать, старшим покоряться … не свиреповать словом …глаза держать книзу, а душу ввысь… ни во что ставить всеобщий почёт» [7, с.214].

В нём можно найти и совет, как жить христианину в миру. В христианской литературе очень много пишется о жизни монашеской, но редко можно встретить поучения о том, как же спасаться вне монастырей. Мономах пишет: «Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею» [7, с.215].

Более того, опираясь на эти три добрых дела – покаяние, слёзы и милостыня, автор развивает учение о малом доброделании. Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце. Мономах прямо советует князьям (потомственным воинам и правителям!) быть кроткими, не стремиться к захвату чужих вотчин, довольствоваться малым и искать успеха и процветания не с помощью силы и насилия над другими, а благодаря праведной жизни: «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе…. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому» [7, с.221].

В летописи своих походов Владимир Мономах приводит выразительный пример княжеского миролюбия. Показательна также его добровольная уступчивость заклятому врагу – князю Олегу Рязанскому. Но ещё сильнее воплощает в жизнь идеал «Поучения» собственное «Письмо» Мономаха к тому же Олегу Рязанскому, убийце сына Владимира Мономаха, на тот момент побеждённому и бежавшему за пределы Руси. Это письмо потрясло исследователя своей нравственной силой. Мономах прощает убийцу своего сына (!). Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды.

Когда к Мономаху пришли князья, но он всем сердцем стоял против новых междоусобных браней: «Убогих не забывайте, но, насколько можно, по силам кормите, подавайте сироте, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте,  и не повелевайте его убить; если и будет повинен в смерти, то не губите никакой христианской души» [7, с.216].

И, начав писать своё «Поучение» к детям и «иным, кто его услышит», Владимир Мономах постоянно цитирует Псалтирь как основу духовно-нравственных законов. Так, например, ответ на предложения воинственных князей: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землёй» [7, с.213]. Он убеждён, что во время походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом учитывается и то, что подобными поступками приобретается человеку доброе имя.

Особенно восстаёт автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели» [7,с.217].

Итак, читайте древнерусскую литературу и находите в ней истоки души нашей!

Прочтите произведение полностью и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие ценности являются истоками «Поучения» на пути «Добра»?

2. На каком основании, с Вашей точки зрения, мы можем прийти к выводу: «Личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, что делает его гениальным человеческим документом, способным волновать душу и сегодня»?

3. Как Вы понимаете следующее высказывание Ольги Брилёвой: «Справедливость превыше всего, но милосердие превыше справедливости?» Можно ли продемонстрировать данное высказывание примерами из «Поучения Владимира Мономаха»?

Задание №3. Вопрос, касающийся содержания всех трёх вышеупомянутых произведений: 1. Выделите общие (акцент на ценности) и отличительные черты данных произведений древнерусской литературы. 2. Прокомментируйте слова Д. С. Лихачёва: «Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом – стала щитом её единства, щитом нравственным».

III. Киноискусство. В данном блоке приведены примеры размышлений великого русского кинорежиссёра Андрея Тарковского, заставляющего зрителя думать и сопереживать его героям и стараться находить ответы на вечные вопросы Бытия.

Задание 1. К вопросу о спасении:

1. Андрей Тарковский в фильмах даёт зрителю «наставление» вчувствования в окружающую его действительность, предлагает понять мир изнутри. В фильме «Андрей Рублёв» есть кадр, где присутствует рассеянный свет, дым от костра, витающий в воздухе, мягкая оптика – лик Андрея Рублёва в этом кадре растворён в среде, он, если применить слово Иосифа Волоцкого, «невещественен». И главное – глаза Рублёва, как точно написал В. Божович, «кажутся обращёнными зрачками вовнутрь – они смотрят, не видя». И смысл данного кадра – спасение внутри человека. Человек спасётся пониманием, а понимание внутри его [6, с.119].

2. «Дело не в том, что мир несовершенен и греховен, несовершенен и греховен сам человек, и потому его спасение – внутри него» [6, с.120].

Вопросы и задания: проанализируйте данные высказывания. Являются ли они отражением сути эмпатического познания, по вашему мнению? Обоснуйте свою точку зрения. Как Вы понимаете фразу «Спасение – внутри нас»?

Задание № 2. К вопросу о добре и зле: «Но у Тарковского, как мы не раз уже наблюдали в фильме, добро оборачивается злом, зло – добром, любовь и сострадание – грехом, грех – духовным возвышением. Молчание Андрея – искупление греха, но и само молчание, уход от жизни и, главное, умерщвление таланта – это тоже преступление» [6, с.119].

Вопросы и задания: 1. Прав ли Тарковский, «превращая» «добро» в «зло» и наоборот? 2. Можем ли мы дать однозначные определения для понятий «добро» и «зло»? Обоснуйте свою точку зрения.

Итак, думается, стоит включить в арсенал заданий для занятий отрывки из произведений русской художественной литературы XIX в. и древнерусской литературы, в том числе, чтобы продемонстрировать обучающимся мысли великих художников слова, размышляющих о духовности и нравственности в своих произведениях. Кроме того русские писатели воспитаны на православных традициях, и их произведения отражают это. Думается, что союз литературы и курса «ОРКСЭ» способен усилить воспитательные возможности и того, и другого предмета.

Список литературы

1. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы: Роман [Текст]. – М.: Дрофа: Вече, 2002.

2. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских (перевод Л. Дмитриева) [Текст]/ Древнерусская литература/Сост., предисловие и коммент. М. П. Одесского. – М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. – С.508-518.

3. Житие Александра Невского (перевод И. П. Ерёмина) [Текст] /Древнерусская литература. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – С.140-147.

4. Закруткин, В. А. Матерь человеческая: Повесть и рассказ [Текст]. – М. : Профиздат, 1988.

5. Лихачёв, Д. С. Глава 5. Психологическая умиротворённость. ХV в. [Текст] /Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. [Web]: http://www.lihachev.ru/nauka/istoriya/biblio/1859/ (дата обращения 12.12.2013).

6. Ностальгия по Тарковскому [Текст]/сост. Я. Ярополов. – М.: Алгоритм, 2007.

7. Поучение Владимира Мономаха (перевод Д. Лихачёва) [Текст]/ Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М. П. Одесского. – М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. – С. 213-223.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru.

9. Чехов, А. П. Избранные сочинения [Текст]. В 2-х т. Т.2./Сост. Г. Бердникова; Примеч. В. Пересыпкиной. – М. : Худож. лит. 1979. 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт