Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Воспитательный потенциал темы ...

Воспитательный потенциал темы «Принятие христианства на Руси» в преподавании курса истории


Вишневская З. П.
учитель истории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей»
г. Муравленко
Боровик В. Ю.
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей»
г. Муравленко

Боровик В. Ю., учитель истории и обществознания

                 Вишневская З. П., учитель истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей»

г. Муравленко,

 

Воспитательный потенциал темы «Принятие христианства на Руси» в преподавании курса истории

История не только откровение Бога,

но и ответное откровение человека Богу.

Н.А. Бердяев

В соответствии с историко-культурным стандартом освещение проблем духовной и культурной жизни России является одной из важнейших задач исторического образования[1]. Одним из мощных факторов духовно-нравственного воспитания учащихся является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура – это, прежде всего, наши исторические корни, уходящие вглубь веков, неразрывно связанные с православием. Нельзя забывать  о том, что именно православие более тысячи лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера. В курсе отечественной истории объективно существуют бóльшие, чем в других дисциплинах, возможности для раскрытия разных сторон исторического процесса. Рассмотрение ключевых событий отечественной истории позволяет проследить, как в них переплетались политические и экономические интересы, нравственные, религиозные и иные мотивы участников. Одним из ключевых событий отечественной истории является выбор цивилизационной альтернативы, стоявшей перед русским государством в X веке – принятие христианства. Понимая воспитательные возможности событий, связанных с выбором христианства в качестве национальной религии, учителю истории необходимо обратить внимание учащихся на три важных момента: почему именно христианство стало государственной религией, влияниехристианства на становление личности князя Владимира, вклад христианства в развитие государства, общества, человека. Остановимся на содержании этих составляющих при раскрытии темы «Принятие христианства на Руси» на уроках истории в старшей школе».

Крещение Руси один из российских мыслителей назвал «важнейшим из всех, совершившихся когда-либо на лице Земли Русской...». И здесь нет никакого преувеличения. Выбор веры святым равноапостольным князем Владимиром действительно стал судьбоносным для русского народа, определил направление развития всех сторон его жизни: государственного устройства, политических взаимоотношений, способствовал формированию глубоко самобытных духовных и культурных традиций [6]. Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин: интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии (единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог); появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии; христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью – ячейку общества. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. Крещения Руси требовали международные условия: князь Владимир на современном ему историческом фоне выглядел не благочестивым исключением, а правилом: в IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в X веке – Польша, Дания и Венгрия, в XI веке – Норвегия и Швеция. Таким образом, завершился процесс формирования европейской христианской цивилизации. Окончательный же выбор Русью его восточного варианта – православия – был обусловлен как давними связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви. Воспитательную функцию первого важного момента - принятия именно христианства - позволит выполнить обращение учащихся к историческому источнику «История государства Российского» Н.В.Карамзина (Приложение1)

Остановимся на личности князя Владимира. Обращение в христианство в сильной степени повлияло на него самого. В молодости он являл собой воплощение всего языческого, что только могло быть. У него был гарем на 800 жен и наложниц, при нем происходили человеческие жертвоприношения. Но, слушая разных проповедников, он задумался: какова же вера истинная?[7]Наиболее глубокую картину внутренних изменений князя доводит до нас Н.И. Костомаров в своем труде «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»: «Владимир деятельностно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, так называемую Десятинную, названную так от того, что князь назначил на заседание этой церкви и духовенства ее десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте….Владимирпосле крещения является чрезвычайно благодушным: проникнутый духом христианской любви, он не хотел казнить даже злодеев…., установил наказывать преступников только денежною пеною – вирою, по старым обычаям, рассуждая приэтом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска. Сохраняя племенную славянскую веселость, Владимир примерял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом – и со старыми, и с малыми….Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые по чему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье» [3].Использование на уроке методического приема «Исторический портрет личности князя Владимира» позволяет учащимся не только представить значимость событий и увидеть внутренние изменения в князе, но и перенести их на собственное мировосприятие и мировоззрение, сформулировать собственное отношение  к личности. 

Христианство создало духовную основу для единства Древнерусского государства. Роль Русской Церкви в этот период была значительной. Она оказала огромное влияние на прекращение междоусобиц среди князей, на объединение княжеств в единое государство, на укрепление и расширение связей Киевской Руси с Византией и многими европейскими государствами.Произошли изменения нравов и обычаев русского народа, доброжелательные отношения стали нормой жизни всего русского общества. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду. Христианская милостыня на века стала нормой жизни общества. Образный строй мышления в православии привел к развитию в России художественной литературы, которая заняла центральное место в культуре и вошла в сокровищницу духовных творений человечества [4]. Вместе с изменением людей приходят изменения в гражданские законы и правила. Особенно сильно влияние христианства проявилось в области культуры и просвещения ― в той сфере, которая относится к воспитанию мировоззрения.Культура Древней Руси строилась на основе ценностей самого высокого порядка ― ценностей христианских, которые нашли свое отражение в архитектуре, иконописи, декоративном искусстве, в музыке и литературе. Вероучение и богослужение Православной Церкви требовали самой широкой грамотности. Поэтому школа, книжность и просвещение на протяжении многих столетий были по преимуществу делом Церкви.Изучить и ……изменения в Древнерусском государстве учащиеся смогут через предложенные учителем формы работы: историческое эссе на темы…., реферативные работы, доклад….

Россия, как и это уже неоднократно было в ее истории, сегодня вновь стоит перед выбором своего развития, ведущего к обеспечению национальной безопасности, политического суверенитета, устойчивого социально-экономического роста. История дает опыт выбора. Выбор, который сделали на основании каких-либо общих ценностей прошлые поколения, служат уроком для выбора, который осуществляют последующие поколения. Поэтому значимость темы докладов «Князь Владимир.Цивилизационный выбор» заключается в том, что возрождение  национального самосознания должно осуществляться через воспитание в подрастающем поколении тех качеств, которые были в полноте у самого князя, – милосердию, вниманию к ближним, заботе о своем народе, честности и справедливости.

 

Список использованной литературы:

1. Историко-культурный стандарт

2. Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.:ОЛМА. Медиа Групп, 2008.

3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей – М.: Эксмо, 2009.

Литература:

4. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XXв.: Учеб.для 10-11кл. общеобраз.учреждений. – М.: Просвещение, 2001г.

Интернет-ресурсы:

5. Ахиезер А.; Клямкин И.; Яковенко И.; Коней истории или новое начало? гл. 4.цивилизационный выбор http://www.uhlib.ru/istorija/istorija_rossii_konec_ili_novoe_nachalo/

6. http://eparhia-saratov.ru/Articles/privetstvennoe-slovo-mitropolita-uchastnikam-2-pokrovskikh-obrazovatelnykh-chtenijj

7. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/55117.htm

 

  • min141111 11 ноября 2014 г.
    Доклад "Воспитательный потенциал темы "Принятие христианства. Князь Владимир" заслуживает внимания, прежде всего, учителей истории. В докладе  указаны ключевые линии воспитательных подходов: становление личности Владимира, влияние христианства на изменения, происшедшие в русской истории благодаря сделанному выбору. З.Н. Гришмановская
    Доклад "Воспитательный потенциал темы "Принятие христианства. Князь Владимир" заслуживает внимания, прежде всего, учителей истории. В докладе  указаны ключевые линии воспитательных подходов: становление личности Владимира, влияние христианства на изменения, происшедшие в русской истории благодаря сделанному выбору. З.Н. Гришмановская
  • Татьяна Иванова 13 ноября 2014 г.
    Доклад посвящён  идеям возрождения  национального самосознания,  воспитания в подрастающем поколении тех качеств, которые были у князя Владимира – милосердия, внимания  к ближним,честности и справедливости. Богатейший познавательный и воспитательный материал готов к применению как для работы с младшими школьниками, так и со старшими.
    Доклад посвящён  идеям возрождения  национального самосознания,  воспитания в подрастающем поколении тех качеств, которые были у князя Владимира – милосердия, внимания  к ближним,честности и справедливости. Богатейший познавательный и воспитательный материал готов к применению как для работы с младшими школьниками, так и со старшими.
  • nepos1paka 14 ноября 2014 г.
    Методическая разработка "Воспитательный потенциал темы "Принятие христианства на Руси" может помочь молодому учителю истории спроектировать собственный урок как в основной школе, так и в старшей. Понимая воспитательный потенциал темы, учитель сможет с учетом рекомендаций авторов подобрать содержание исторического материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Дуда Петр Мирославович, учитель истории
    Методическая разработка "Воспитательный потенциал темы "Принятие христианства на Руси" может помочь молодому учителю истории спроектировать собственный урок как в основной школе, так и в старшей. Понимая воспитательный потенциал темы, учитель сможет с учетом рекомендаций авторов подобрать содержание исторического материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Дуда Петр Мирославович, учитель истории


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт