Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Воспитательное воздействие оли...

Воспитательное воздействие олимпийского движения по основам православной культуры на подрастающее поколение


Витязева Вера Алексеевна
МБОУ Школа с. Белоярск
г. с. Белоярск

Проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры в общероссийском масштабе было предложено в 2007 году на Всероссийской научной конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», прошедшей в декабре 2007 года в Калуге под председательством экс-министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко. С 2008 года олимпиаду проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и  при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви и финансовой поддержке Фонда просвещения «МЕТА». В настоящее время образовательный проект «Олимпиада школьников по Основам православной культуры» включает в себя три олимпиады»: Олимпиаду «Основы православной культуры»,

Открытую Всероссийскую интеллектуальную олимпиаду  «Наше наследие» и многопрофильную олимпиаду  «Аксиос». За 7 лет Олимпиада вышла на международный уровень, а число ее участников увеличилось в 20 раз: с 13 тысяч в 2008/09 учебном году до 400 тыс. (3% от общего кол-ва школьников РФ) в 2014 году. Количество школ участников проекта выросло с 624 до 8670 (каждая 5-я школа страны), регионов – с 32 до 82 ,2..

Цель проведения олимпиады –  формирование нравственных и духовных ценностей школьников, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность в области истории и культуры Православия, патриотическое воспитание, создание условий для поддержки одарённых детей.

Темы олимпиадных заданий меняются ежегодно и посвящены значимым событиям отечественной истории и православия. В предыдущие годы главными темами были: «Династия Романовых в истории России»,

«700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». В 2014/15 учебном году темой олимпиады было  «Тысячелетие со времени кончины святого равноапостольного князя Владимира и подвига святых Бориса и Глеба». В 2015/16 учебном году тема олимпиады: «Русский мир в православной культуре» с подтемами: "Год русской литературы" , "1000-летие русского присутствия на Афоне".

Учащиеся Муниципального образовательного учреждения Школа с. Белоярск принимают участие в олимпиаде  «Основы православной культуры»  уже 8 лет. В первые годы учащиеся привлекались к  данной олимпиаде по желанию. Участниками становились 15-20 % учащихся. С 2013/14 учебного года в олимпиаде  «Основы православной культуры» участвуют все учащиеся 5-11 классов и 4 класс начального уровня образования. В текущем учебном году в олимпиаде приняли участие 238 учащихся 5-11 классов.

С 2014/15 учебного года проводится в школе и Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие». В прошлом учебном году в школьном туре олимпиады  приняли участие 216 учащихся 5-11 классов. Весь 2014/15 учебный год был посвящён подготовке к 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Олимпиада  «Наше наследие» стала своеобразным дополнением комплекса воспитательных мероприятий, проводимых в школе, расширяющим сведения о городах-героях.

Организаторами проведения олимпиады по основам православной культуры являлись вначале учителя истории, в настоящее время в их проведении участвуют учителя начальных классов, ведущие курс «Основы религиозных культур и светской этики»,  а также учителя русского языка и литературы. Все это свидетельствует о высокой  оценке данного проекта, о заинтересованности педагогов в привлечении внимания к духовному наследию российского народа, к изучению и сохранению культурного наследия.

Участие в олимпиаде по основам православной культуры  значительно расширяет кругозор учащихся, которые многие события отечественной истории начинают видеть в другом ракурсе. Структура, оформление и  формулировки заданий олимпиады во многом оригинальны, не похожи на олимпиады по учебным предметам. Представлена интеграция сведений из истории, литературы, искусства, математики и других областей знаний. Конечно, при выполнении заданий учащиеся испытывают затруднения. Организаторы олимпиады этот факт учли и предусматривают  после выполнения заданий просмотр  видео-ответов основного блока заданий.

Просмотр видео-ответов  и анализ заданий создают большой положительный эффект. Организаторы олимпиады в общеобразовательных школах обязательно должны уделять время  и внимание этому этапу. Не каждый ученик станет дипломантом, но каждый может пополнить багаж знаний и духовно обогатиться, получить определенный урок нравственности. Учащиеся, даже если не знают ответов, узнают много нового о культуре и истории нашей страны, о защитниках Отечества, о роли Русской православной церкви в единении многонационального народа России. С улучшением качества Интернета появилось больше возможностей для демонстрации видео-ответов.

Следует отметить, что информация в видео-ответах представлена очень содержательно и в то же время кратко. Это вызывает интерес у учащихся. В ходе обсуждения возникают дополнительные вопросы и желание найти ответы. Видео-ответы, например, фильм «Города-герои», предложенный в 2014/15 учебном году при проведении олимпиады «Наше наследие»,   можно использовать на уроках истории, классных часах, воспитательных мероприятиях. Олимпиада, таким образом, пополняет методическую копилку воспитательной работы учителей и классных руководителей.

Не только учащиеся, но и педагоги, участвующие в олимпиаде, открывают для себя много нового и испытывают определённые волнения души. Приведу факт, который изменил моё отношение к участию в  подготовке  и проведении олимпиады. Всем известно из курса отечественной истории, что накануне Куликовской битвы игумен Сергий Радонежский направил двух иноков княжеского рода Пересвета и Ослябю с  князем Дмитрием Ивановичем. В одном из школьных туров олимпиады предлагалось назвать имена легендарных монахов-воинов. Оказалось, Пересвета звали Александр, а Ослябю – Родион. До участия в олимпиаде по Основам православной культуры никогда не задумывалась об их именах, Пересвет и Ослябя казались в чём-то сказочными персонажами.

Формальный подход к проведению Олимпиады, отношение как к очередной нагрузке на учителя сменился личной заинтересованностью. Олимпиада расширяет информацию, полученную на уроках истории, вносит элемент личностного развития. Я надеюсь, что и учащиеся открывают какие-то факты, которые надолго или навсегда останутся в памяти. Об этом свидетельствуют оживление и неподдельный интерес, возникающие у учащихся при анализе заданий, связывающих православие с реальностью.

В 2010/11 учебном году в заданиях школьного тура был следующий вопрос: «День воздушно-десантных войск празднуется в России 2 августа. В этот же день Православная церковь отмечает память святого, которого десантники считают своим небесным покровителем. Кто этот святой?

А. св. кн. Александр Невский

Б. прп. Серафим Саровский

В. прп. Илия Муромец

Г. пророк Илия».

В 2014/15 учебном году был вопрос: «Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. В этот день Православная церковь отмечала…

А. день всех святых, в земле Российской просиявших

Б. память святых апостолов Петра и Павла

В. память великомученика Георгия Победоносца

Г. Пасху, Светлое Христово Воскресение».

Подобные вопросы должны оказывать влияние, вызывать определённые ассоциации и понимание, что у каждого народа есть ценности –  то, что особенно значимо и важно для человека и общества.

Трудно переоценить воспитательное воздействие олимпийского движения по основам православной культуры на подрастающее поколение. Участие в олимпиаде  способствует формированию общей культуры, духовно-нравственному, гражданскому, социальному, личностному и интеллектуальному развитию учащихся; способствует развитию и воспитанию  гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России ,2..

Список литературы

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

2. Туфрина В. Ю. Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры: ресурсы, возможности, результаты (Доклад на семинаре « Совершенствование системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников в контексте реализации ФГОС ООО» для учителей ОПК, ОРКСЭ, ОДНКНР, специалистов органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов».Курск, 2015) – сайт pravoolimp.ru


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт