Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Взаимодействие специалистов в ...

Взаимодействие специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума


Ускова Л. А.
Педагог-психолог
филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
г. Лабытнанги

Л. А. Ускова, педагог- психолог, филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги,

Взаимодействие   специалистов в рамках

психолого-педагогического консилиума

Педагогический консилиум  считается  одним из перспективных методов психопрофилактической работы, организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения. История педагогического консилиума и сам термин «педагогический консилиум» были предложены в конце 60-х годов в рамках разработанной академиком Ю.К. Бабанским и его сотрудниками концепции оптимизации педагогического процесса.  До настоящего времени педагогический консилиум является одной из лучших форм коллективной диагностики в сфере образования. Его близость по стилистике и общей направленности к медицинскому консилиуму и обусловила возникновение такого педагогического термина.

Ни  для кого не секрет, что к нам на обучение поступают обучающиеся, которые по каким-то определенным причинам не смогли в полном объеме реализовать свои способности, раскрыться, самореализоваться.  На наш  педагогический коллектив возлагается большая ответственность научить и помочь приобрести знания, получить  навыки  той или иной профессии, помочь адаптироваться в коллективе, а далее адаптироваться в трудовом коллективе.

Преследуя данную цель,  была выдвинута идея проведения педагогических консилиумов на базе нашего образовательного учреждения. Основа специфики и методика проведения ничем не отличается от общепринятой. В рамках своей деятельности педагогический консилиум руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов обучающихся, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, положением о психолого- медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

Организационная форма проведения  постоянно действующая, наш консилиум – это  скоординированная, объединенная общими целями команда педагогов. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения  как  группы в целом, так и  обучающихся. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с  группой  или отдельным обучающимся.

Консилиум проводится поэтапно:

-     На первом этапе участники педагогического консилиума в течение нескольких недель изучают обучающихся и групповые коллективы, а также, в рамках дозволенного профессиональной этикой, ситуацию в семьях, их ближайшем окружении. В ходе  реализации используются наиболее доступные в повседневной учебно-воспитательной работе методы (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование,  проводится психологическое обследование. Таким образом, еще до проведения педагогического консилиума его участники располагают определенными знаниями, что позволяет им быть готовыми к групповому обсуждению.

-     На втором этапе проводится сам консилиум,  у каждого педагога имеется определенная информация об обучающихся, о группе в целом  согласно направленности педагогической деятельности.

Социальный педагог:

-     предоставляет информацию об обучающихся «группы риска»;

-     выявляет причины отклонений в поведенииобучающихся;

-     даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.

Классный руководитель:

-     предоставляет педагогическую характеристику;

-     показатели поведения и общения в учебных ситуациях;

-     описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;

-     описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общественных правил;

-     индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

Заместитель директора по учено-методической работе:

-      является организатором консилиума;

-     проводит мониторинг успеваемости и посещаемости;

-     знакомит участников консилиума с результатами мониторинга.

В своей статье я хочу акцентировать ваше внимание на деятельности педагога-психолога, поделиться своим опытом.

По моему мнению,   педагог-психолог – одна из  ключевых фигур в проведении консилиума. На педагога-психолога возлагается большая ответственность найти раскрыть и акцентировать внимание педагогов  на сильные и слабые стороны личности, познавательные возможности и способности каждой личности и группы обучающихся в целом. Поэтому педагог-психолог должен  обладать психологической компетентностью, иметь специальные профессиональные знания, умения,  навыки, способности и т.д.  Знать специфику контингента, возрастные особенности, психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Одна из основных задач психолога – как можно больше получить информации об  обучающихся,  используя при этом разнообразные методики: наблюдение, изучение, анализ письменных работ, изучение медицинских карт,  диагностика. Подробно  я хочу акцентировать внимание на подборе методик,  диагностического материала.  Мой подход в выборе методик основывался на том, чтобы  не только максимально облегчить  практическое применение, но   одновременно  сделать диагностический материал доступным, информативным, надежным,  и главное выбранные методики должны соответствовать целям преследуемыми педагогом-психологом.

Я хочу поделиться своим многолетним опытом в подборе необходимого диагностического материала  для психологического портрета коллектива в целом, так и индивидуально на каждого обучающегося. Это классические, адаптированные методики, которые прочно вошли в мой рабочий  практический  арсенал.

№ п/п

Название шкалы

Автор теста и его название

групповые

1.    1.

измерение межличностных взаимоотношений в группе и царящей в ней психоло-гической атмосферы;

 

Методика «Социометрия»  обработка 

Д. Морена 

2.     

Изучение стиля и структуры межличностных отношений.

Методика диагностики межличностных отношений

Т.Лури

индивидуальные

3.    5.

Личностные качества 

определения акцентуированного поведения. 

Тест Леонгорда-Шмишека

«Акцентуация характера»

4.     

Изучение индивидуальных особенностей личности

Многофакторный личностный опросник

Р. Кеттелла

5.     

Изучение мотивационно-волевой сферы

Диагностика мотивационно-волевой сферы по Г.Н. Казанцевой 

 

Данные методики дают возможность  познать и изучить широкий спектр характерологических черт личности, определить индивидуальные особенности, выявить некоторые причины различных видов дезадаптации,  раскрыть потенциальные способности,  раскрыть психологическую атмосферу в группах. Информационная ценность данных методик  в том, что результаты диагностического обследования позволят выделить особенности, главные проблемы в обучении и воспитании обучающихся, выстроить дифференцированный подход к каждому обучающемуся.

Третий и основной этап,  педагогический коллектив на основе полученных результатов разрабатывает рекомендации по работе с отдельными обучающимися и групповыми коллективами.В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения обучающихся, ученических групп и параллелей  в процессе  обучения. После формулирования и фиксирования рекомендаций педагогического консилиума и распределения ролей по их выполнению администрация школы берет процесс под свой контроль.

 

Список  литературы:

 

1. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общей ред. М.М.Семаго - М., АРКТИ, 1999. – 138с

2. Римская Р. Практическая психология или Как научиться понимать себя и других.- М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.-376с.

3. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения: Письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000 г



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт