Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Взаимодействие ученика, семьи...

Взаимодействие ученика, семьи и педагога как аспект формирования традиционных духовно-нравственных ценностей


Юзлекбаева Динара Фанисовна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова»
г. Новый Уренгой

Учителя, которым дети обязаны

воспитанием, почтеннее, чем родители:

одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.

Аристотель

XXI век – век неоспоримого господства информационных технологий. При этом наибольшее воздействие СМИ оказывают на представителей подрастающего поколения. Телевидение, радио и интернет зачастую переполнены негативной информацией, которая нередко порождает в умах молодёжи ложные ценности: материальное благо ставится выше морали и духовности; отдаётся предпочтение лёгким и временным заработкам, не требующим умственных и физических затрат и т. п. И если испокон веков, встречая по одежке, нас всё же провожали по уму, то, к сожалению, в современном мире нравственная составляющая человека не является основным критерием для его оценки.

Понятие «духовность» в различных источниках имеет следующие трактовки:

·       свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;

·       способность человека понимать других людей и проникаться к ним сочувствием;

·       отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа;

·       интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.

Вопросами духовно-нравственного воспитания занимались выдающиеся педагоги, психологи, философы П. П. Блонский, С. Н. Булгаков, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, М. М. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. А. Козлова и другие. Во многих работах, посвящённых этой проблеме, речь идёт об альтруистическом поведении: особом отношении к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных ситуациях. Это могут быть отношения между поколениями в семье: ребенка с мамой и папой, с бабушкой и дедушкой, и, главное, собственный пример со стороны родителей в общении с пожилыми родственниками.

Наряду с семьей в данном вопросе важное место занимает и другой социальный институт – школа, так как здесь ребенок проводит значительный период своей жизни. Как отмечает В. Д. Шадриков, «нормы и ценности определяют динамику развития способностей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей» [5, с. 77]. Иными словами, развитие духовности и нравственности является первоосновой для формирования других способностей: умственных, учебных, творческих. Помимо обучения тому или иному предмету, основная задача педагога – воспитать у детей традиционные духовно-нравственные ценности, которые являются неотъемлемой частью мировоззрения личности. Этот процесс требует обязательного взаимодействия школы и семьи, поэтому педагогу необходимо поддерживать общение с родителями и самим ребёнком во внеурочной деятельности – собраниях, концертах и т. д.

Таким образом, для успешного формирования традиционных духовно-нравственных ценностей необходимо делать акцент на взаимодействии ученика, семьи и школы. Как говорил Л. Н. Толстой, «всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

 

Список литературы

  1. Акутина С. В. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Образование и общество [Электронный ресурс]. – URL: http://www.jeducation.ru/1_2009/35.html 
  2. Данелюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. 
  3. Николина В. В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели // Воспитание. ценности и цели : науч.-метод. сб. - Н. Новгород, 2004. – С. 6-15. 
  4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъектности человека [Электронный ресурс]. - URL: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html
  5. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 185 с.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт