Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Взгляд молодежи на историческу...

Взгляд молодежи на историческую судьбу России, или Зачем современной России православие


Шаймиева Мария Робертовна
Учащаяся научного общества учащихся «Эврика»
МБОУ ДО «ДДТ»
г. п. Пурпе

Шаймиева Мария Робертовна

Учащаяся научного общества учащихся

«Эврика» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

 

Взгляд молодежи на историческую судьбу России, или Зачем современной России православие

 

Наличие у русской культуры своей собственной периодизации, не покрываемой общезападной, связано вовсе не с какой-то нашей национальной самобытностью и уникальностью Руси. В свое время Русь успешно вошла в одну из общностей и успешно развивалась в ее составе. Таким вхождением стало крещение Руси в 988-989 гг.

 Н. Бердяев в одной из своих статей говорил: «Россия во всем своем своеобразии и величии держится не национальной скрепой, не русским национальным самоопределением, а византийским православием и самодержавием… Эти начала организовали Россию в великий и своеобразный мир - мир Востока, противоположный Западу». Согласно современному философу Георгию Флоровскому, история русской культуры начинается с крещения Руси Владимиром.

В середине 90-х годов прошлого XX века стремление к религии после долгого ее запрета преобразовалось в тягу к православию, в чем сыграла свою роль активная позиция Русской православной церкви.

Однако, в ходе изучения статей и публикаций по православию, мы сегодня сталкиваемся с тем постулатом, чтов современной российской религиозности доминируют внешние черты – ношение креста, нерегулярное посещение богослужений, в то время как знакомство с вероучением, основными положениями православной веры по-прежнему находится на низком уровне.Количество россиян, называющих себя православными верующими, сегодня достигает 70%, однако эта цифра сама по себе еще не говорит о реальном религиозном возрождении в стране. Исследовательская работа «Зачем современной России православие?» направлена на то, чтобы определить место православия в современной России, понять, кто сегодня себя называет «православным человеком».

Автором доклада была выполнена научно-исследовательская работа по теме: «Зачем современной России православие?» Цель исследования: определить значение православия для современной России для современного гражданина страны.

В ходе работы были изучены материалы различных Интернет-сайтов, краткое содержание которых изложено в таких главах работы:«Существование двух вер – язычества и христианства», «Православие в России», «Известные люди о  Православии и его значении для России», «Образ православного верующего в современной России», «Эволюция православности», «Саморегуляция в христианстве»,«Быть православным подростком?!».

Говоря о переплетении двух вер, хочется отметить, что многие основы язычества и сегодня откладывают свой отпечаток на современного человека. Применительно к истории Древней Руси  язычеством  называются  религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства. Однако важнейшие представления славянского язычества, такие как: 

*   чудесное  обустройство  мира  необыкновенными  существами   - богами;

*   божественное  присутствие  в  природе; 

*   человеческая  судьба  и общественные дела

и сегодня в XXI веке обсуждаемы многими людьми, но истолковываются они  исходя из мировоззрения, воспитания, религиозной принадлежности каждого отдельного человека.

А на таких представлениях язычества, как постоянное сверхъестественное движение форм жизни  -  в  потусторонний  мир  и  обратно строится множество телепрограмм и передач таких каналов как ТНТ, РЕН ТВ типа «Потусторонний мир», «Эволюция миров» и др.

В современной России много религиозных конфессий, много религиозных сект и вероучений. При этом согласно данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ  (всероссийский центр изучения общественного мнения) в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам. И это не удивительно. Если прочитать слова известных людей о Православии, то можно подумать, что они сказаны сегодня: «Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер... Мы обязаны монахам нашей историею, следственно и просвещением» (А. Пушкин).

Константин Ушинский:"Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели... Православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения".

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова:"В России Православие – это сила, которая веками формировала наше самосознание, без которой немыслима русская культура. Университет даёт человеку знания, знакомит его с тысячелетними научными и культурными традициями, воспитывает в нём личность. Но не может быть гармоничной личности без внутреннего духовного стержня…».

В ходе исследовательской работы автора заинтересовали комментарии главы социологического отдела Института общественного проектирования Михаила Тарусина: «Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один – два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %.... Таким образом, около 60% православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг – кулич освятить, крещенскойводы взять…».

В исследовании были сопоставлены данные Интернет-энциклопедий, православных сайтов и информации социологических опросов ВЦИОМ, а также данные ленты новостей по вопросу исследования.  Информация очень противоречивая. Вот пример: согласно И. Дубину, среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Наибольший приток новых православных идет, однако, из среды молодежи, людей с высшим образованием и мужчин. До 60 % людей, причисляющих себя к православным верующим, не относят себя к религиозным людям. Но если прочитать доклад «Образ православного верующего в современной России», который был сделан 8 июня 2013года в Московском Центре Карнеги, то можно выделить цитату Сергея Филатова. Он сказал, что основная масса населения живет в религии, как в идеологии, но происходят большие изменения в различных группах общества. В православном сообществе возникают солидные группы, которым безразлична политика, им интересна сама по себе вера, социальное служение, гражданская работа и т.д. И хотя сейчас эти группы трудно зафиксировать во всероссийских опросах, но пройдет несколько лет, и процесс формирования самых разных групп православных будет заметен.

С полной уверенностью можно сказать одно:  те люди, которые верят в Бога, называют себя «верующими», а затем уже «православными верующими», стремятся строить свою жизнь на идеях и традициях православия, это  - Заповеди Божьи; идеи патриотического долга; идеи святости семьи; идеи духовного служения и стремления к истине ("правде-матушке"); идея сострадания, милосердия;  идея богослужения и др.

При всем этом хочу отметить, что быть православным в полном понимании этого слова очень сложно, а быть православным для современного подростка – значит идти против моды своей светской компании. А чтобы быть молодежью на приходе, нужно идти против приходских суеверий. В одном случае господствующее течение антиправославное, в другом – антимолодежное.

У нас на приходах в основном господствует психология бабушек. А ведь у каждого возраста свое переживание веры: свое переживание у младенцев, которые Боженьку целуют, свое переживание у детей, свое у подростков, у взрослых и стариков. Но поскольку в наших храмах больше людей, кому за 40, больше стариков, их переживание Православия оказывается «единственным нормативным», а потому – калечащим молодых людей. Детям и молодежи приходов храма в честь иконы «Неупиваемая чаша» и молебной комнаты «Покрова Богородицы» п. Пурпе и п. Пурпе-1 в этом смысле повезло, в наших приходах много молодых и занятия в Воскресной школе для детей и взрослых помогают осознать истины Русского Православия и его особенности.

В этой связи для меня, автора исследовательской работы, особенно ощутимо различие между евангельским началом христианства и, скажем так, исторически сложившимся образом православной жизни. Евангельская символика помещает святыню в грязь, надеясь на то, что грязь освятится, а  не боясь того, что святыня осквернится. Царство Божие уподобляется дрожжам, бросаемым в тесто, зерну, брошенному в землю, кладу, зарытому в поле. То есть нечто святое, чистое, хорошее, бросается в негожее место, втаптывается в грязь. Но зато эта грязь преображается.

Христос пришел в мир, о котором заранее знал, что большинство в нем будет радоваться Его распятию, и лишь численно ничтожное меньшинство расслышит Его слова, которые можно переформулировать «Свет во тьме светит, значит, есть для всех возможность осветиться - освятиться». Сегодня можно сказать словами «Христос Воскрес! Воистину воскрес!»

В заключение доклада хочется отметить: православие - это образ жизни, жизни людей с Богом. Начинается она со встречи человека и Бога, а развивается по заповедям Евангелия.

В конце доклада приведу мнение многих учеников –прихожан Воскресной школы п. Пурпе-1: «Православие - это образ жизни, жизни людей с Богом». Только верующий человек понимает, что жизнь людей начинается со встречи человека и Бога, а развивается по заповедям Евангелия.

Наша вера, наше Православие есть несомненная реальность, единый образ жизни,  по-особому выраженный на языке русской культуры. Мы с полным правом можем говорить о русском православном богословии, русской иконе, о русской духовной музыке и даже о русском типе святости.

Важной особенностью Православия является то, что оно как никакая другая религия стремится выразить себя через культуру отдельных народов и стран. Таким образом, православие в современной России стремится быть понятным и современным для каждого человека страны и в эту непростую историческую эпоху XXI века, в чем и есть его значение».

 

Заключение

Как мы видим из материала доклада,  ответ на вопрос о значении православия в исторической судьбе Руси и значении православия для современной России нельзя представить в одном простом предложении. В резюме доклада можно выделить одну цитату из опроса православной молодежи п. Пурпе: «Православная вера и православная культура – это и душа, и сердце, и мировоззрение и мироощущение, это духовные корни нашей страны. Конечно любой человек, живущий в России, может воспитать в себе другое мировоззрение и мироощущение, но нельзя вырвав корни  продолжать долго жить».

 

 

 

Используемая литература.

1.    Николай Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы // Издательство: Новое литературное обозрение. — М., 2006, стр. 235.

2.    Тощенко Ж. Т. Государство как субъект теократии // «Социологические исследования», 2007. № 2. С. 3-14.

3.     Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

    


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт