Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Зачем нужна математика?

Зачем нужна математика?


Фрайбергер Наталья Петровна
учитель математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Надым

Аннотация

В статье автор размышляет о необходимости изучения математики, а также помогает родителям и детям ответить на актуальный вопрос: зачем нужна математика в жизни современного человека, живущего в век информационных и нано-технологий?

 

Часто пятиклассники на первом уроке математики задают один и тот же вопрос: зачем нужна математика? Попытаюсь и я разобраться в нём глубже и ответить на вопрос: какова значимость математических познаний в нашей жизни.

Каждый ребёнок, пришедший в этот мир, талантлив по-своему. То ли он будущий маэстро, то ли великий конструктор, врач, строитель или просто человек с добрым сердцем (и это тоже талант), он никогда не минует встречи с математикой. Ибо именно с математики начинается жизнь: ты только родился и уже звучат первые цифры – рост, вес. Крепнет, растёт малыш, и как же без математического развития – подсчёт кубиков, игрушек. И вот уже школьная пора не за горами! Задач математических решают в школе очень много. Степень их сложности растёт с каждым годом. Задачи не просто учат ребёнка определённым действиям, но и развивают логику мышления, умение раскрывать закономерности, рассуждать, принимать решения. Найденное математическое решение наполняет ребёнка счастьем, восторгом, ликованием, а такие чувства, как известно, продлевают жизнь человеку.

Математика – фундаментальная наука, представляющая (общие) языковые средства другим наукам , она есть воплощение порядка и жёсткой логики. Язык, на котором говорит природа, можно перевести на язык математики, можно конструировать модели взаимосвязей каких-либо явлений, можно предсказывать будущее состояние явлений на основании выстроенных моделей.

Благодаря применению математики нам не нужно проводить дорогостоящие и опасные для жизни эксперименты. При освоении космоса выполненные математические расчёты позволяют не рисковать жизнью людей, потому что предварительно рассчитанные параметры орбиты космического аппарата, запускаемого с земли для доставки космонавтов на орбитальную станцию, обеспечивают научные исследования максимальной безопасностью. Математические расчёты присутствуют везде: на машине, которой мы управляем, в компьютере – всюду, где созидает человек. «Почему – спросите Вы. – Не разрушаются здания под собственным весом?». Ответ прост: данные, необходимые для постройки, проектировщики тщательно рассчитывали по формулам заранее. Математика необходима для формирования мировоззрения, и это бесспорно, ибо она является неотъемлемой частью человеческой культуры.

Медицина и здравоохранение тоже существуют благодаря математике, которую используют, во-первых, при проектировании медицинского оборудования, во-вторых, при анализе данных для эффективного лечения. Даже прогноз погоды не обходится без математических знаний.

Сегодня благодаря математике мы имеем все доступные технологии, строим города, осваиваем космос и развиваем культуру!

Также математика помогает интеллектуальному развитию каждого из нас. Вы спросите: «Какие личностные качества помогает развивать математика?». Задумайтесь и увидите, что, во-первых, данная наука развивает критические, прогностические навыки, способность к обобщению, дедукции. Во-вторых, она улучшает возможности абстрактного мышления, умение концентрироваться, тренирует память, усиливает быстроту мышления. В-третьих – развивает способность находить закономерности, логически мыслить и рассуждать, принимать верные решения.

Математика является воплощением порядка, она упорядочивает наш ум. Без пресловутой логики человек не способен делать выводы, сопоставлять факты, он теряет способность к анализу и рассуждению, что может повлечь путаницу в мыслях и рассуждениях. Такого человека легко вводить в заблуждение. Знание математики не позволяет нас обмануть!

Значимость математических познаний велика в жизни каждого из нас. Освоение данной науки призвано воспитывать в человеке интеллектуальную честность, объективность, стремление к постижению истины, способность к эстетическому восприятию мира, красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости человеческого труда . Вспомним бесспорную истину, которая звучит в высказывании учёного Н. Е. Жуковского: «В математике есть тоже своя красота, как в живописи и поэзии. Эта красота проявляется иногда в отчётливых, ярко очертанных идеях, где на виду всякая деталь умозаключений, а иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе кое-что недосказанное, но многообещающее».

Здесь стоит задуматься детям и взрослым, сколько всего вы получаете, изучая математику, и многого ли вы и ваши дети могут лишиться, если не будете уделять этому предмету должного внимания? Ведь именно математика даёт огромный толчок для умственного развития ребёнка.

Уроки математики развивают личность, делают её целеустремленнее, активнее, самостоятельнее. По словам академика А. Д. Александрова: «Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит в тех общих понятиях, которые он даёт и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни. С этой точки зрения математика важна, во-первых, своей логикой, последовательностью и точностью выводов. Во-вторых, математика полезна тем, что она трудна. Её абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения».

У каждого учителя всегда есть хотя бы один математически талантливый ребёнок. Такой ученик «щёлкает» задачки без каких-либо трудностей. В классе его заслуженно называют «умником»: он легко и быстро решает задачи, аргументирует свой ответ, умеет критически оценить себя и своих одноклассников. Ко всему прочему, его успеваемость по другим предметам всегда на порядок выше сверстников, так как именно математическое мышление помогает ему быть успешным.

Опыт моей работы показывает, что тот, кто знает математику и умеет грамотно писать и говорить, добивается желаемого значительно легче, чем тот ученик, который не владеет этими знаниями.

Порой приходится слышать недоумение выпускников: «Мол, для чего мне, человеку, чья будущая профессия не будет связана с ведением расчётов и применением математических методов, знать математику?». Увы! В жизни придётся использовать математику сплошь и рядом: и во время учебы, и во время работы, и в быту. И эти задачи будут не столько математические, сколько жизненные, от правильного решения которых зависит наше благополучие. Как же не рассчитать, сколько денег выплачивать банку ежемесячно по кредиту? Какие материалы закупить на ремонт квартиры и сколько денег для этого затратить?

Часто мы не замечаем очевидного, а оно в том, что в повседневной жизни каждый из нас использует знания о величинах: площадь, объём, промежутки времени, скорости и др. А ведь всё это мы узнали на уроках алгебры и геометрии. Да, математика следует за человеком всюду, помогая решать задачи и делая нашу жизнь намного легче.

Стремительно изменяется мир и сама жизнь. С появлением компьютеров стал меняться и мир математики. Происходят события первостепенной важности, которые включают в математическое образование: фракталы, дискретная математика и т. п.

Я с теплотой вспоминаю своего университетского профессора, преподавателя теории вероятностей. Будучи студентами, мы иногда роптали: в школе такого предмета нет, зачем нам его учить, да ещё и экзамен сдавать. На наши возмущения профессор отвечал, что после экзамена вы забудете формулы, но будете знать, где их искать, иметь представление о возможностях теории вероятностей, которая расширит наш кругозор и увеличит до бесконечности возможности математики. Сегодня без знаний теории вероятностей не обходится ни один урок математики.

Математика в современном обществе стала всеобъемлющей, такой нужной людям наукой. Какой будет математика завтра, говорить трудно. Она развивается так стремительно, так часто делаются в ней новые открытия, и предсказывать то, что будет дальше, – неблагодарное дело. Одно я знаю наверняка: завтра математика станет ещё могущественнее, ещё важнее и нужнее людям, чем сегодня.

 

Библиографический список

1.     Сайт wikipedia.org

Тихомиров В. М. О некоторых проблемах математического образования. – Математика, приложение к газете «Первое сентября», № 39. – 2000. – С. 1-3, 7.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт