Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Занимаемся вместе

Занимаемся вместе


Шакирова Наиля Мударисовна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск

Публикация об опыте работы с родителями по развитию творческих способностей детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Совместная деятельность детей и родителей в рамках «Творческой мастерской» способствует развитию творческих, познавательных способностей детей; успешному сотрудничеству педагогов и родителей в процессе воспитания и обучения детей. 

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) я использую один из неформальных способов взаимодействия с родителями: это совместная деятельность взрослых и детей в рамках «Творческой мастерской», созданной в группе. Такая форма работы способствует обновлению и повышению качества дошкольного образования, развитию творческих, познавательных способностей детей; стратегий взаимодействия всех участников образовательного процесса; партнерства и сотрудничества между детским садом и родителями в рамках образовательного учреждения.

Знание теоретических основ технологий ТРИЗ-РТВ предложенной как «инструмент» для воспитания в педагогике А.М.Страунинг (Теория Решения Изобретательских Задач, основатель  Г.С.Альтшуллер, РТВ - Развитие Творческого Воображения) позволяет уделять достаточное внимание развитию творческих, познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи): учить детей рассуждать, творчески мыслить, самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, предоставляя детям возможность выбора разнообразных способов выполнения творческих работ, способствовать творческому самовыражению, тем самым создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.[4]

При этом педагоги смогут привлечь родителей к совместной деятельности со своим ребенком, наладить сотрудничество в процессе воспитания и обучения детей, в целях обеспечения целостности педагогического воздействия, направленного на совместное воспитание и развитие ребенка, повышение педагогической компетентности родителей.

Родители видят мир с позиции ребенка, устанавливают доверительные отношения с ним, учитывают точку зрения ребенка, участвуют в его делах, радостях, горестях, создают эмоциональный комфорт, способствуют организации интересной и содержательной жизни в детском саду и дома. Развивают навыки сотрудничества с педагогами, понимают свою роль в процессе развития и воспитания ребенка, в развитии творческих способностей детей.

Дети видят в педагогах и родителях партнеров, людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, стать самостоятельными. Учатся навыкам сотрудничества со взрослыми и со сверстниками.

Предлагаю для совместной деятельности взрослых и детей следующие темы:

  • «Путешествие в « Чудо-страну» (игра);
  • «Осенний вернисаж» (рисование).

 

Цель:

Организовать совместную деятельность детей и родителей.

Формировать у родителей желание и умение поддерживать ребенка в процессе воспитания и обучения, развития познавательных процессов и интересов. Способствовать формированию у детей художественно-творческих способностей, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, художественно-творческой деятельности.

Закреплять у детей умение применять знания, умения, навыки, приобретенные в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Воспитывать у детей стремление действовать согласованно: обратиться за помощью к родителям, принимать их помощь, добиваться результата в совместной деятельности, преодолевать возникающие трудности.

 

Путешествие в «Чудо-страну»

Цель: развивать навыки совместной игры, формировать коммуникативную культуру детей: желание и умение общаться в игре со сверстниками и взрослыми, создавать теплую дружескую атмосферу, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Словарная работа: «Чудо-страна», путешествие, лжезагадки, мастерская, недорисованный, оркестр, волшебный, воздушный.

Коррекционная работа: развивать: познавательные процессы – любознательность, интерес к игре; эмоционально-волевую сферу,  выдержку, произвольное внимание.

Предварительная работа: знакомство детей с дидактическими играми: «Волшебные очки», «Положи на место», «Мастерская по ремонту», «Мастерская недорисованных предметов», «Волшебные спички», «Воздушный хоккей».[1]

Оборудование: дидактические игры: «Волшебные очки», «Положи на место», «Мастерская по ремонту», «Мастерская недорисованных предметов», «Волшебные спички», «Воздушный хоккей», листы бумаги по количеству детей, с нарисованными свечкой цифрами, геометрическими фигурами; аудиозапись русской народной музыки; шумовой оркестр: набор металлических и деревянных предметов; листы, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки, подставки для кисточек по количеству детей и родителей.

Ход:

- Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие ребята! Я Хозяйка «Чудо-страны». Мы с вами отправимся в путешествие долгое и веселое. В моей стране все необычно. Растут необычные деревья, находятся предметы, которых можно увидеть через волшебные очки и много интересного. Наденьте «Волшебные очки» и найдите вокруг себя и назовите предметы соответствующие геометрической фигуре очков (дети и родители называют окружающие предметы).

- А теперь ребята, я предлагаю вам превратиться в деревья или животных. А вы уважаемые родители, постарайтесь отгадать, какие деревья растут в этой стране? И какие животные здесь обитают? (Дети «превращаются» в животных и деревья, а родители отгадывают).

- В моей «Чудо стране» можно встретить: радостного зайчика, грустного пингвина, сердитого медведя, спокойного ежика. Давайте вместе с вами с помощью мимики изобразим этих зверей. (Дети мимикой, жестами изображают предложенных животных, а родители оценивают и поощряют всех).

- А хотите попасть в «Фотомастерскую», где вы сможете «проявить фотографии» и узнать, что спряталось на фотоснимках? (Ответы детей.)

- Тогда отправляемся. (Дети и родители отправляются в фотомастерскую и совместно раскрашивают лист краской, проявляя рисунок (цифры, геометрические фигуры) нарисованные свечой, называют полученные изображения).

- Какие вы молодцы! А чтобы попасть в «Мастерскую игр»нужно разгадать «Лжезагадки» и дать правильный ответ:

- Разгадайте, кто быстрее плавает: утенок или цыпленок?

- Над небом летели 3 рыбки, 2 приземлились, сколько улетело?

- По морю плыл большой красивый паровоз, там было много людей, звучала музыка. Как звали капитана?

- 2 крокодила, один красный, другой синий. Кто скорее долетит?

- Как лучше сорвать картошку с дерева?

- Молодцы, ваши ответы верны, поэтому отправляемся в мои мастерские. (Каждой семье предлагается выбрать одну из дидактических игр («Мастерская по ремонту», «Мастерская недорисованных предметов», «Положи на место», «Волшебные спички», «Воздушный хоккей») и сыграть вместе с ребенком).

- В моей стране есть необычные «музыкальные инструменты», которые помогут нам создать свой шумовой оркестр (детям и родителям предлагается выбрать «музыкальные инструменты» и под русскую народную мелодию создавать ритмический рисунок с помощью металлических и деревянных предметов).

- Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Вам понравилось в «Чудо-стране»? Было интересно и весело? (ответы детей и родителей). Вы играли дружно, поддерживали друг-друга. Как хозяйка «Чудо страны» я благодарю всех за игру, родителей за сотрудничество.

 

Осенний вернисаж

 Цель: совершенствовать у детей изобразительные навыки, умение передавать в рисунке впечатления от золотой осени, формировать художественно-творческие способности детей, художественный вкус, развивать эстетическое восприятие, воспитывать терпение и трудолюбие.[2]

Словарная работа: творческая мастерская, осенний, вернисаж, рамки, полотно, фломастеры, акварель, кисти, мастера, пейзаж.

Коррекционная работа: развивать восприятие цвета, величины, чувство композиции, мелкую моторику.

Предварительная работа: организовать с детьми «Творческую мастерскую», участие детей в создании развивающей среды группы, выучить стихи об осени, осенних красках.

Оборудование: рамки для картин изготовленные детьми, фломастеры, краски, полотно(ткань), аудиозапись «Моцарт для малышей», магнитофон.

Ход:

- Уважаемые родители! Вы уже знаете, что в нашей группе успешно работает «творческая мастерская». Ваши дети – настоящие мастера: рисуют на бумаге, обоях, ткани, в этом им помогает пальчики, ладошки, цветные мелки, свечи, клей; лепят из пластилина и глины; вырезают, создают композиции из бумаги, природного и бросового материала. Своими работами они украшают группу.

- А сегодня, уважаемые родители, ваши дети хотят, чтобы и вы стали настоящими мастерами, членами нашей «Творческой мастерской» и создали вместе с ними картину об осени, на осенние мотивы. Рамки для картин дети уже изготовили. Мы хотим в группе открыть выставку на тему: «Осенний вернисаж».

- Давайте вспомним, какая она осень (стихи детей об осени, осенних красках).

- Все необходимое перед вами: фломастеры, краски, кисти, полотно (совместное творчество детей и родителей сопровождается музыкой, родители вместе с детьми рисуют картины, после окончания работ объявляется об открытии выставки).

- Вы присутствуете на открытии выставки «Осенний вернисаж». На выставке представлены картины художников: (перечислить имена детей и их родителей).

В заключении поблагодарить родителей за сотрудничество.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. «Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазий», Страунинг А.М, Страунинг М.А. Обнинск1996.-26с.
  2. Рыжова Н.В. «Развитие творчества детей 5-6лет с ОНР», М, ТЦ Сфера 2009.-64с.
  3. Свирская Л. «Работа с семьей - необязательные инструкции», М, Линка пресс, 2007.-176с.
  4. «ТРИЗ» Программно-методическая разработка для дошкольных учреждений. Реуцкая Н.А, Пантелеева Л.В, М, Научно-методический центр «Дидактика» 1994.-58с.
  5. «Развитие художественно-творческих способностей у детей», Компанцева Л.В, Подашуль Н.В, Комолова Е.И, Шахты, 1996.-76с.
    


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт