Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Защита семейных ценностей

Защита семейных ценностей


Кононова Н.Ф.
ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница»
г. Губкинский

В настоящее время идет кризис семьи во всех ее отношениях (духовный, физический, культурный, воспитательный, социальный, экономический). Наши современные семьи не хотят иметь детей, их больше волнует материальное обеспечение, страх перед завтрашним днем. Основные функции семьи: воспитательная, репродуктивная, охрана здоровья, экономическая, производственная, психо-эмоциональная, культурная.

Начнем с демографической характеристики семьи. В настоящее время характерна такая семья, как малая нуклеарная (родители с 1 ребенком, родители без ребенка, родители с ребенком и бабушкой). Ребенок в этой семье будет «проблемным», он хуже будет осваивать внутрисемейные связи, процессы социальной адаптации в коллективе будут ниже, такие дети бывают чаще эгоистами, неврастениками. Таких семей 67%.

2 тип семьи – это большая традиционная, где 2 поколения (родители + дедушки + бабушки + дети). Таких семей 3%. Дети в этих семьях окружены любовью сполна, они лучше адаптированы.

3 тип – неполная семья, где нет одного из родителей. Таких семей 19%. Оказывается, чем крупнее город, тем больше процент неполных семей.

Какие же факторы приводят к неполным семьям?

- Развод. Число разводов растет, ежедневно в России проводится 1534 развода; 22% женщин, которые хотят один раз развестись. Основная масса разводов идет в первые 5 лет жизни. Ребенок перестает быть связующим звеном в семье. Раньше разводились семьи, где не было детей, сейчас разводятся, где есть дети.

- Смерть одного из членов семьи.

- Внебрачная рождаемость. Показатель внебрачной рождаемости растет. В настоящее время статистика говорит, что 27,9% детей в России рождены вне брака, это каждый 4 ребенок.

Кто же дает нам детей вне брака?

- юные, до 19 лет. Это чаще школьницы, студентки, учащиеся колледжей, училищ с незаконченным образованием, с нежелательными и случайными беременностями, с ранней половой жизнью).

- пожилые, после 38 лет. Дети этих мам чаще желанные, их заболеваемость будет зависеть от состояния здоровья матери. Эти дети будут более благополучны, чем от юных мам.

Психологи утверждают,  что ребенок, рожденный вне брака, будет иметь массу проблем: и уровень здоровья ниже и социально дезадаптирован. Это дети часто болеющие, к трем годам они не выздоравливают, а заболеваемость усложняется. У таких детей в два раза чаще встречаются врожденные пороки развития, патология центральной нервной системы, фоновые заболевания.

4 тип семьи – семьи без детей. 43% семей не имеют детей, но это молодые семьи, у которых еще будут дети.

Кроме этих семей есть еще один тип семьи, как одиночки – это семьи где мужья служат в армии или по контракту. Процент одиночек: 190 на 1000 населения. Это либо пожилые женщины, либо молодые мужчины. Как раз группа «молодых» мужчин возрастет. Показатель здоровья у них низкий, имеют вредные привычки, ведут беспорядочную половую жизнь, у них чаще случаются суициды, наркозависимости. И вот это отцы будущих детей.

Если говорить об оптимальном количестве детей в семье, то это число три. Из трех детей самыми здоровыми будут второй и третий ребенок, первый ребенок будет самым больным, слабым, он возьмет от родителей все патологии.

Так вот в настоящее время растет число «первенцев» – 70%, чем выше доля первенцев, тем хуже. Далее, если говорить о биологическом факторе семьи, то возраст родителей имеет большое значение для создания семьи: молодые родители не хотят выполнять свою родительскую функцию, не готовы воспитывать; в молодых семьях чаще возникают конфликты, эти семьи не прочны. С рождением ребенка число конфликтов увеличивается.

Далее, если рассматривать семью как среду обитания, то конечно условия жизни будут играть большую роль. 90% детей проживают в условиях прожиточного минимума. Очень неблагополучными условиями будут проживание в общежитиях, приютах. Говоря о семье, нужно сказать, что они имеет большое значение в формировании психологии, восприятии на окружающий мир. Оказывается, работающая женщина дает больше ребенку внимания за 30 минут, чем не работающая, которая сидит дома до 5 лет. Если рассматривать семью как единое целое, то у ребенка всегда должны быть родители и мать и отец. Если в семье нет отца, то его место всегда должен кто-то заменить (брат, дядя, дедушка). В семьях для полноценного воспитания должен быть человек, для которого ребенок каким бы он не был, что бы ни делал, он всегда был самым хорошим, самым лучшим. Это бабушка! Не правы те родители, которые против того, чтобы бабушка вмешивалась в воспитание. Именно в семье ребенок должен понять, что такое «любить и быть любимым». Если мы будем кричать на него из-за разбитой чашки или разбросанных игрушек, то мы еще больше его озлобим. Если ребенок провинился, нельзя его наказывать, обзывать, лишать сладкого, а нужно говорить: ты хороший, но ты поступил – плохо. Ребенок будет воспринимать любую ситуацию в семье, хорошую или плохую, и по-своему на нее отвечать. Все взаимоотношения в семье между родителями обязательно отложатся в подкорке у детей. Девочка будет вести себя точно так же как мама, а мальчик  как отец. Но примером для подражания в семье для девочки будет отец, именно отец будет образцом, для выбора мужа.

Пример: в одной семье мама была ласковой, доброй; папа – эгоистичный, тиран. Все вопросы в семье решал он. Он командовал. И с ним все были как за каменной стеной. И девочка, видя такого отца, будет искать мужа – противоположного отцу. Она найдет тихого, мягкого, нежного, доброго; но требования она будет предъявлять к нему, и искать она будет в нем те черты, какие были у отца. И при непонимании между ними может произойти развод.

Если в семье растет мальчик, то большое значение играет мама. Она должна его больше любить, лелеять. Всю свою ласку она должна отдать мальчику до 5 лет, а после в воспитании должен участвовать отец. У мальчика должен быть пример для подражания, именно отец должен дать ему чувство защищенности и безопасности. Если в семье растет девочка, то здесь, наоборот, все будет по-другому. Больше внимания девочке должен уделять отец. Он должен ее хвалить, делать комплименты, говорить, что она самая красивая. Если это будет говорить мама, то девочка ее слова не воспримет, она будет ждать их от отца. Так устроен женский организм, что он ждет внимания от мужского пола. Если в семье этого не происходит, то девочка будет жать внимания и искать его повсюду. И если даже кто-то  с улицы, не достойный этой девочки, скажет: какая же ты красивая и так далее, то эта девочка как мотылек полетит на этот комплимент, отсюда ранняя «любовь» и ранние половые связи. Поэтому, именно в семье дети должны утвердиться. Девочка должна знать себе цену, иметь чувство собственного достоинства и в этом ей должен помочь отец.

Воспитывая детей в семье, давайте им больше самостоятельности. Особенно это касается возраста до трех лет. Именно в этом возрасте ребенок требует: я хочу, дай, я сам. Если эту самостоятельность мы запрещаем, не даем ничего делать, то такой ребенок становится безынициативным. Воспитывая ребенка в семье особенно мальчика, необходимо прививать ему трудовые обязанности, помощь по дому.

В настоящее время все больше мальчиков «интеллектуалов», которые хорошо учатся, везде учувствуют, много читают, смотрят «видео» и «сидят» в интернете, то есть получают много «пассивной» информации. Мамы таких сыновей не нарадуются. Но, следует учесть, что «интеллектуальность» современных мальчиков достигается иногда ценой полного освобождения от трудовых обязанностей в семье, от помощи родителям по дому. Из таких мальчиков получаются никакие мужья и отцы: гвоздь прибить не могут, починить стул не могут, ничего не могут. Кому нужны такие мужья?

Перейдем к вопросам заболеваемости. Заболеваемость остается на высоких цифрах. Процент здоровых детей уменьшился, 40% новорожденных имеют отклонения в здоровье (в 1990 году – было 15%). С 1990 года возросла заболеваемость детей до 14 лет в 1,8 раза; подростков – в 2 раза. Рост этого показателя связан, как с истинным ухудшением состояния здоровья детей, так и с улучшением диагностики.

Если посмотреть структуру первичной заболеваемости детей в настоящее время, то на 1 месте – заболевание органов дыхания (59,4%), 2 место – патология неровной системы (8,3%), 3 место – травмы, операции (5,8%), 4 место – заболевания кожи (5,2%), 5 место – заболевания инфекционные (5,1%).  20 лет назад – ситуация была другой: 1 место – заболевания органов дыхания (6,9%), 2 место – инфекции (7,8%), 3 место – травмы, операции (6,2%), 4 место – болезни нервной системы (5,5%), 5 место – болезни кожи (4,4%). Сравнивая эти показатели, можно сказать, что в структуре  заболевание детей на втором месте в настоящее время в течение заболевания неровной системы. Почему? Скажу чуть  позже.

Если сравнивать городских и сельских детей, то и структура заболеваемости будет различная. Оказывается «городские» дети будут более больны, чем сельские.

Доказано, что шум в городах влияет на функцию зрения и голосовых связок. Увеличено число аллергических и эндокринологических заболеваний. Оказывается, что жизненные условия тоже играют роль в возникновении заболеваний.

Если взять сельскую школу: 1 место – заболевания нервной системы, 2 место – заболевания костно-мышечной системы, 3 место – ЛОР патологии, 4 место – органы пищеварения, 5 место – зрение.

Городская школа: 1 место – нервная система, 2 место – костно-мышечная система, 3 место – заболевания органов пищеварения, 4 место – патология зрения, 5 место – кожные заболевания. Особенно низкие показатели здоровья у детей, у детей которые учатся в школах нового «типа» - гимназии, лицеи, кадетские корпуса, всевозможные программы.

На первом месте в сельской и городской школах стоят заболевания нервной системы. Это неврозы, неврастении, вегето-сосудистые дистании, суициды. Это действительно так. Нагрузка, которую получает ученик в школе, очень велика. Нынешнему учителю дали больше свободы, они дают большую информацию детям (до 80%), но это плохо влияет на здоровье. Несоответствие между степенью зрелости ряда функций в организме, в первую очередь – нервной системы и теми требованиями, которые предъявляют в школе, приведут к возникновению невротических состояний. Невротические состояния чаще наблюдаются в 1-3 классах, затем снижаются и вновь нарастают к 9-10 классам. Кроме того, не забывайте, что к заболеванию приводят стрессы. А наша жизнь создана из этих стрессов. Длительные заболевания в семье, это стресс, экзамен, новое место жительства, новая школа, плохая успеваемость. Это тоже стресс. Один раз в два дня возникает ситуация в семье, которая является стрессом, вот почему сейчас нужны в школах психологи. И сейчас стоит вопрос о создании медико-педагогических программ обучения в школе, чтобы медики принимали участие.

Далее, оказывается, что состояние здоровья девочек в старших классах хуже,  чем у мальчиков. Особенно волнует здоровье девочек отличниц и девочек спортсменок. Эти девочки примерные, все выполняют, учатся до двух ночи, мамы их настраивают, что они должны быть самыми лучшими в классе, достичь определенных рекордов. То есть, эти девочки постоянно находятся в состоянии стрессовой ситуации, они работают с перегрузками, но пока они справляются с этими нагрузками. Но, все до поры, до времени. Когда девочка становится женщиной, вот здесь-то себя и проявляют все нагрузки. Организм, который все время работал в состоянии повышенной работоспособности, субкомпенсации начнет ослабевать. Отсюда, выкидыши, преждевременные роды,  недоношенные дети, травмированные роды и так далее. То есть все нагрузки в школе влияют на репродуктивную функцию девочек. На репродуктивную функцию девочек будут влиять и такие заболевания, как хронический тонзиллит, тонзилэктомия в период менархе, аппендицит, аппендэктомия, нарушение массы тела при понижении температуры ниже 15%, туберкулез. Вот аппендэктомия, тонзилэктомия, эпит паратит – вообще могут привести к бесплодию!

Вообще количество здоровых девочек среди всех подростков резко сократилось. Сейчас 6,3%, 10 лет назад – 28,3%. Доля девочек, имеющих гинекологические заболевания в России составляют 12-15%. Доля девочек, среди обращающихся к гинекологу – всего 5-7%.

Если рассмотреть структуру женских болезней у подростков, то на 1 месте – рассматривается менструация 63%, 2 место – нарушение полового созревания 7,3%, 3 место – воспалительные заболевания 6,2%, 4 место – патология молочных желез 5,5%, 5 место – аномалии гениталий 4,3%, 6 место – опухоли 2,8%, 7 место – травмы 2,8%, 8 место – прочие 8,9%.

 

Какие девочки должны быть в первую очередь проконсультированы у гинеколога?

1.    Девочки в возрасте 13-14 лет, чьи мамы во время беременности принимали гормональные препараты.

2.    Девочки в возрасте 11-13 лет, в анализе у их матерей были выявлены кистомы яичников.

Хочу немного коснуться полового воспитания. Сегодня наша задача – сохранить здоровье наших девочек, и от этого зависит, будем ли мы завтра, да и будем ли вообще. Нам, медика, в одиночку это не решить. Нужна помощь родителей, педагогов, психологов. Сейчас с экрана телевизора, средства массовой информации, пропагандируется безопасный секс. Это неправильно. Пропагандировать надо не безопасный секс, а правильное половое и сексуальное воспитание. Нынешние подростки, это хорошо акселерированные молодые люди, хорошо и модно одетые, с косметикой на лице, с ранним половым созреванием. Считают себя достаточно взрослыми и легко вступают в половые связи и в последнее время участились случаи ранних беременностей в 14 лет. Несмотря на эту акселерацию, наша молодежь весьма плохо осведомлена об анатомо-физиологических и гигиенических особенностях организма женского и мужского, об основах контрацептивной культуры и профилактики заражения инфекциями, передающимися половым путем, в том числе ВИЧ. Родители же, в свою очередь, не считают нужными, не умеют довести до них эту важнейшую и деликатную сферу жизни, полагая, что они сами выросли, не имея соответствующих знаний, и дети пусть идут по этому же пути. При этом, не учитывая того, что и общество стало иным, и развитие поколений происходит по-другому. Сейчас мы говорим, что в нашем обществе, так же как и в свое время на Западе, произошла сексуальная революция. И этот свободный секс немедленно отозвался резким скачком количества абортов и заболеваний, передающихся половым путем.

Почти каждая десятая жительница России начинает половую жизнь до 14 лет, и по данным социологических исследований в РФ около 50% девочек к 18 годам имеют опыт сексуальных отношений.

Так чем же все-таки чреваты ранние половые контакты и подростковые беременности?

1.    Играет роль физический фактор, то есть рост костей таза не завершен, и беременность часто заканчивается преждевременными родами, разрывами тазовых сочленений.

 

2.    Беременность у юной женщины в два раза чаще, чем у взрослых женщин, протекает с осложнениями. В два раза чаще возникают кровотечения, анемии, поздние гестозы. Смертность матерей в возрасте 13-17 лет в восемь раз выше, чем у женщин детородного возраста.

 

3.    Незаконченное становление иммунитета при смене половых партнеров ведет к увеличению инфекционных заболеваний.

 

Свободный секс увеличивает вероятность заражения инфекций передающимися половым путем (трихомониаз, гонорея, сифилис, хламидиоз, ВИЧ). Некоторые из этих заболеваний смертельно опасны, другие хоть и не опасны для женщин, но приводят к развитию серьезных воспалительных процессов детородных органов. Девушки имеют вдвое больше шансов быть инфицированными по сравнению с юношами, то есть, имея по 5-10 партнеров, а каждый из партнеров отдает девушке свою инфекцию, и эта инфекция постоянно накапливается. И является бомбой замедленного действия.

Установлено, что в единичном половом акте с инфицированным партнером без использования какого-либо метода защиты риск приобрести ВИЧ для женщин подросткового возраста составляет 1 %, наружного генитального герпеса – 30%, гонорее – 50%, хламидиозы в последние десятилетия стали «чумой» подростковой гинекологии,  являясь в последующем одной из ведущих причин бесплодия, причем, часто для этих заболеваний характерно вялое течение без бурных клинических проявлений и заболевание часто остается незамеченным.

А через 10 лет наступает закономерный финал, взрослая женщина лечится от стойкого бесплодия и врач во время операции видит наглухо закрытый маточный трубы. Кроме того, при частой смене половых партнеров возрастает риск заражения вирусом папилломы человека, особенно опасны некоторые его типы, обладающие высокой степенью онкогенности. Этот вирус вызывает такие страшные заболевания, как рак шейки матки.

4.    Играет роль моральный фактор. Психологически молодые девочки не готовы быть матерями. Вроде бы уже не ребенок, но еще и не взрослый. Отсюда: поздние явки к врачу, невыполнения требований, это не хочу, это не буду.

5.    Ранняя беременность дает большие проблемы: это учеба, это необходимость в деньгах, они чаще оставляют детей в роддомах, отказываются кормить грудью.

6.    Это то, что первая беременность у 94% подростков моложе 14 лет и у 50% подростков 15-19 лет заканчивается абортом.

Этот показатель является одним из самых высоких среди экономически развитых стран. По данным статистики из 100 абортов – 12 выполняют у подростков. И этот показатель пока не имеет тенденции к снижению. Аборт влечет за собой тяжелейшую психическую и физическую травму, приводит к возникновению тяжелых воспалительных процессов, эндокринных нарушений, бесплодия в будущем.

Статистика говорит о том, что после первого аборта – здоровыми остаются лишь 20%.

Итак, подводя итог перечисленному, можно сказать, что высокая сексуальная активность, отсутствие контрацептивной культуры, правильного сексуального и полового воспитания, доступная сексуальная информация по телевидению, интернету, фактор раннего взросления привели к тому, что наши подростки рано начали вступать в половые контакты, подчас не задумываясь о последствиях.

А подростковый период – очень сложный период, который имеет свои не только эндокринные особенности организма, но и психологические: в этом периоде подростки начинают кому-то подражать, появляются свои кумиры, хочется чем-то выделиться друг перед другом, показать себя, чтобы на тебя обратили внимание. Кто-то выделяется красивой внешностью, дорогими «шмотками», «родителями», «навороченным сотовым телефоном». И поэтому, когда у 14 летней беременной школьницы спросили мотивы, что побудило ее забеременеть? Она ответила, что «мне хотелось выделиться, ведь других талантов у меня не было…».

На этом негативном примере заканчиваю свое выступление, но как советский человек верю в лучшее. 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт