Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Завещание философа Ивана Ильин...

Завещание философа Ивана Ильина. Концепция искусства в философско-эстетических взглядах учёного


Самкова М.Ю.
МБУ ДО «ДШИ имени С.В. Рахманинова»
г. Новый Уренгой

 

Тема влияния искусства на человека, размышления над уникальностью художественного дарования, процессом создания произведения искусства и личностью творца в этом процессе во все времена присутствовали в философских трактатах представителей различных школ и направлений этой универсальной науки.

Особенно активно вопросы понимания искусства, его роли в становлении национального самосознания и существовании общества обсуждались в сложные переломные для развития культуры периоды, связанные, как правило, с поисками путей обновления содержания, образности и выразительности.

Понимание особенностей развития русского искусства невозможно без изучения богатейшего наследия русской философской мысли. Особой ценностью в связи с этим обладают труды Ивана Александровича Ильина (1882 – 1955), лишь в конце XX века ставшие доступными для осмысления.

Обширное философское наследие учёного затрагивает множество злободневных для его времени вопросов. Многие из них и по сей день остаются актуальными. В частности, представляет интерес концепция искусства, разработанная И.А. Ильиным. В своих работах он размышляет над универсальными категориями, основополагающими для эстетики искусства и творчества.

Поиск ответов на животрепещущие вопросы современности учёный сочетал с построением собственной оригинальной системы критериев искусства и художественного творчества. Его система эстетических координат была основана на огромной роли искусства для формирования человека и гражданина, национального самосознания и духовности.

Национальное возрождение, по мнению философа, возможно только через возрождение духовное. А настоящая духовность жизнеспособна только с участием подлинного искусства и культуры.

Философское наследие И.А. Ильина долгие годы было недоступно широкому кругу читателей. Только на рубеже XX – XXI веков появились первые публикации, посвящённые различным аспектам его научной деятельности. Они касались проблемы трактовки добра и зла, нравственного воспитания, анализа программы национального возрождения, идеи монархической государственности, религиозного опыта, естественного и положительного права, этнополитических проблем, принципов истинной политики, разработанных философом.

Весьма интересная с точки зрения теории и истории культуры философско-художественная серия была создана И.А. Ильиным в Швейцарии, куда в 1938 году он был вынужден бежать от гитлеровского режима. В серию вошли следующие работы: «Огни жизни. Книга утешений», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «О грядущей русской культуре».

Погружение в творческую деятельность привело учёного к мысли о необходимости трактовать познание в контексте культуры. Основополагающим недостатком сложившихся в современной ему философии традиций И.А. Ильин считал противопоставление ума  сердцу, а разума – чувству и, наоборот, сердца – уму, а чувства – разуму. «Если полагать человека в качестве вещи среди других вещей, а каждое действие мыслить только материально и технически, легче достичь успеха и сделать карьеру, но мышление без сердца всегда цинично и бездуховно» [3, с. 182].

Использование опыта как интуиции и духовного созерцания способно преодолеть антагонизм разума и чувства. Духовные ценности всегда выше обыденной жизни, но в то же время достижимы в пределах людского бытия. Именно эти позиции являются для философа основополагающими при рассмотрении эстетических проблем искусства. Подобная концепция оптимистична в ракурсе проблемы духовного возрождения России.

Идея национального возрождения ценностей русской культуры была выдвинута И.А. Ильиным ещё в 30-е годы XXвека. Средствами возрождения он считал веру, любовь и духовность. Особая роль в этом процессе, по мнению учёного, отводилась искусству.

Разрабатывая тему эстетических проблем искусства, философ создал его оригинальную концепцию. Он подчёркивал связь центральных проблем эстетики русского искусства с социальными проблемами. Судьбы русского искусства А.И. Ильин непосредственно связывал с судьбами русского народа.

Наиболее полным выражением национального самосознания учёный почитал именно искусство. По мнению А. И. Ильина, общий кризис русской культуры начался ещё в 30-е годы XIXстолетия. Идеологизацию культуры, безбожие и бездуховность, порождённые атеизмом, философ называл причинами кризиса.

Актуальность проблем, затронутых А.И. Ильины в философских опусах, посвящённых искусству и творчеству, очевидна: творческое служение художника, его нравственная ответственность перед обществом, возрождение обновлённого созерцания и мудрости, христианской чистоты и благообразности.

Поиск ответов на животрепещущие вопросы современности учёный сочетал с построением собственной оригинальной системы критериев искусства и художественного творчества. Его система эстетических координат была основана на огромной роли искусства для формирования человека и гражданина, национального самосознания и духовности.

Национальное возрождение, по мнению философа, возможно только через возрождение духовное. А настоящая духовность жизнеспособна только с участием подлинного искусства и культуры.

Философское наследие И.А. Ильина долгие годы было недоступно Анализ работ учёного, посвящённых проблемам искусства, представленных в книгах «Одинокий художник», «Путь к очевидности» позволяет представить философско-эстетические воззрения И.А. Ильина в виде оригинальной эстетической теории, основанной на его онтологическо-гносеологической концепции. Приведём основные положения этой теории, которую с полным правом можно назвать философией искусства.

Предметность искусства, определяемая И.А. Ильиным как жизнесостояние, находящееся в Боге, человеке или природе вещей, является для философа первоосновой. Он вводит понятия «предметно-сущего обстояния», «великого объективно-сущего предмета», тайны «целокупного мироздания», отражающих глубину и неисчерпаемость мира. Объективными понятиями для учёного являются Тайна и Предмет. Поэтому искусство представляется как процесс постижения Предмета посредством создания художественного произведения. Художественное произведение, в свою очередь, обладает трёхслойной структурой:

- эстетическая материя – внешний слой;

- эстетический образ – второй слой;

- ядро (основная концепция художника) – высший слой.

Влияние искусства на становление и развитие национального самосознания, духовное обновление общества предопределяет его роль. Кроме того, искусство рассматривается как один из действенных способов осмысления судьбы народа, предвидения исторических путей развития государства.

Духовное начало, объединяющее людей, является причиной национальной самобытности искусства. Только национальный опыт, дух нации, национальный уклад становятся источником великого искусства.

Основой художественного творчества и единственно верным способом постижения Предмета и Тайны И.А. Ильин считает сердечное созерцание. Также философ вводит понятие «художественный акт» (творческий уклад, характерный для того или иного художника) для характеристики творческого процесса.

Заслуживают внимания сформулированные учёным условия восприятия произведения искусства. Они достаточно категоричны: воспринимающий субъект должен полностью подчиниться творящему субъекту, воспроизвести его «художественный акт», жить этим актом. Фантазия, домысел по поводу увиденного, услышанного, прочитанного, воспринятого не допустимы.

Художественную критику И.А. Ильин ставил на промежуточное место между искусством и наукой.

Взгляды философа на искусство и созданная им теория, особенно в области художественного творчества, несут на себе отпечаток эстетической теории Г. В. Ф. Гегеля, увлечённость которой испытал И.А. Ильин в начале своей научной карьеры, и эстетической теории Ф. В. Й. Шеллинга. Причём, влияние второго мыслителя, его философии тождества и откровения, когда шеллинговская интуиция приобрела мистический оттенок, ощущается гораздо ярче. Но стремление И.А. Ильина к сохранению в собственной концепции роли разумного начала свидетельствует о его принадлежности к школе В.С. Соловьёва с его идеей «великого синтеза».

Ценной в эстетике И.А. Ильина является неразрывная связь феномена искусства с духовностью, внутренним миром, формирование нравственности и любви, объективного совершенства, силы и цельности человека. По мнению философа, именно искусство обладает способностью дать настоящее счастье и удовлетворение.

Итак, философско-эстетические труды И.А. Ильина, посвящённые искусству, репрезентируют оригинальную теорию, основанную на онтологическогносеологической концепции. Центром этой теории становится феномен искусства. Исследуя этот феномен, учёный вводит понятия «Предмета» и «Тайны». Этим двум понятиям он приписывает объективный смысл. По мнению философа, «Предмет» и «Тайна» заключают в себе суть и смысл бытия, а подлинное искусство должно стремится к их постижению. Искусство воспринимается И.А. Ильиным как путь к «озарению» и «умудрению». И хотя понятие «Предмет» не получает более или менее строго определения, утверждение объективной природы

искусства является безусловно ценным.

Основой творчества философ провозглашает сердечное созерцание. Создание произведения искусства становится его результатом. Художнику же отводится роль пророка, осуществляющего высшее служение «Предмету» (Недаром статья об А.С. Пушкине названа И.А. Ильиным «Пророческое призвание Пушкина»). Художественное творчество для учёного – это предметосозерцание, в результате которого рождается трёхслойная структура произведения искусства.

«Актом эстетического чутья» художник «мыслит предмет», облекая его в материальную форму (звуковую, словесную, материальную). Поиск этой формы существования «Предмета» и является, согласно теории И.А. Ильина, процессом творчества. Художник, постигающий «Предмет», проходит путь от него к образу и слову (звуку, материалу). Сам же «Предмет» в виде помысла освещает его душу, уходит в её глубину и остаётся в ней навсегда, превращаясь в «художественный заряд».

Процесс создания произведения искусства определяется как «художественный акт». Это явление сугубо индивидуальное, специфическое, характерное только для данного художника. Основой «художественного акта» может быть внешний или внутренний опыт, или их сочетание. Но «художественный акт» не может быть неизменной структурой, он имеет гибкую сущность и может меняться.

По мнению философа, использование художником не свойственного его опыту художественного акта приводитк разрушительным для искусства последствиям: вырождению, схематизму, заданности. Результатом становится лишение произведения искусства его «живой души» и возможности выполнять свою основную функцию: «умудрять и исцелять человека».

И.А. Ильину принадлежит оригинальная концепция гениальности, согласно которой только гениально одарённый художник способен органично сочетать дар созерцания с даром выражения в соединении «с любящим сердцем, способным страдать». Именно через любовь и страдание искусство открывает людям путь к Божественному, не теряя своей национальной самобытности.

 Ведущим и определяющим в каждом человеке учёный считает духовное начало. Каждая нация, по мнению философа, обладает абсолютной духовной самобытностью, которая выражается, прежде всего, в искусстве и творчестве. Выразителем национального субстрата духовности становится гений, в его личности она находит высшее выражение.

Личную жизнь художника необходимо отделять от «художественного акта» при восприятии его творений. Восприятие трактуется И.А. Ильиным как творчество, но в отличие от творчества художника, оно имеет обратную последовательность – от словесных (звуковых, материальных) образов к «Предмету».

Восприятие произведения искусства предполагает расшифровку «целого мира замыслов и образов», как бы воссоздание художественного объекта.

Восприятие, или вторичное рождение произведение искусства, предполагает сосредоточенность, внимание и «верную настройку всего душевно-духовного, многострунного «инструмента» воспринимающего, ведь именно осуществляет функцию понимания художественного замысла произведения.

Воспринимающий произведение искусства становится участником процесса адекватного воссоздания в строго определённых рамках того, что намеревался выразить художник. Возможное несовпадение художественного акта творца и опыта воспринимающего субъекта (внешнего или внутреннего) может стать причиной неправильного понимания произведения искусства и его создателя.

Духовные искания И.А. Ильина приводят его к выводу, что искусство является одним из путей, ведущих человека через «мировую пыль» и «хаотичную случайность бытия» к Богу и истине. Учёный пребывает в глубоком убеждении, что именно такой путь более верен и плодотворен, поскольку основан на вере, нечувственном опыте, созерцании и любви, неприемлемые для научного подхода, основанного на знании и эмпирических фактах.

И.А. Ильин рассматривает личность художника как вместилище духа. Развитие искусства происходит по канонам свободы, любви и предметности. Внутренняя сила, самостоятельность и характер художника также проистекают от свободы внутреннего духа.

Внутренний дух художника учёный определяет духовный опыт, придающий человеку черты личности «с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство» [6, с. 8].

Только во внутреннем духовном опыте человек может постичь, что такое любовь, какова ее глубина и сила, в чем её священное значение; может научиться отличать добро от зла, слушать в самом себе голос совести. Опыт поможет постичь, что такое честь, благородство, служение; воспитать свой вкус, развить своё восприятие красоты, познать, что такое художественность и прекрасное искусство. Благодаря внутреннему опыту человек способен понять, что такое истинное знание, очевидность и доказательство, в чём состоит научная культура и достоинство учёного; сформировать чувство долга, патриотизма, правосознание.

Философ неоднократно подчёркивает, что каждый художник при создании произведения искусства должен руководствоваться именно своим внутренним духовным опытом, воплощаемым в конкретных и творческих делах. Ни жить, ни творить «за других» нельзя. Каждый должен жить и творить сам. А это удаётся человеку тем больше и лучше, чем богаче и разнообразнее накопленный им собственный, выстраданный духовный опыт.

С болью и глубоким сожалением И.А. Ильин отмечает, что некоторые исторические эпохи, переживаемые народами, совпадают с эпохами великого духовного кризиса, порождаемыми, в конечном счете, именно несовершенством, незрелостью или вырождением духовной культуры человечества.

Объективируя себя в социальную действительность, дух художника проявляет свою сущность не только в отношении к себе, но и в отношении к некоему другому. Поэтому атрибуты духовности в искусстве (вера, любовь, свобода и совесть) в силу своей универсальности проявляются также и в других областях жизни людей, доказывая тем самым свою общезначимую сущность.

Эстетическая позиция И.А. Ильина очевидна и привлекательна. Она провозглашает веру в объективность и незыблемость красоты мира, жизни и человека, в возможность преодоления духовного кризиса, веру в великое предназначение России, обладающей уникальной духовной культурой и имеющей неисчерпаемый творческий потенциал – источник для возрождения и обновления. Именно поэтому наследие учёного актуально по сей день и ставит его в один ряд с выдающимися представителями русской философской мысли XIX – XXвеков.

Литература

1.    Алексеев, П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. – М. : Акад. Проект, 1999. – 944 с.

2.    Барковская, Т.В. И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России : дис. . канд. филос. наук : 09.00.13 / Т.В. Барковская. М. : РГБ, 2005. – 136 с.

3.    Гаврюшин, Н.К. Путь духовного обновления (К выходу первого тома

. Сочинений И. Ильина) / Н.К. Гаврюшин // Наш современник. 1994. – № 3. – С. 181-183.

4.    Ильин, И.А. Собрание сочинений : в 10 т. / Сост., вступ ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М. : Русская книга, 1993-1996. – 6 т.

5.    Кураев, В.И. И.А. Ильин: Философия духовного опыта / В.И. Кураев // История русской философии. 2001. – № 3. – С. 497-509.

6.    . Лисица, Ю.Т. Философские взгляды И.А. Ильина / Ю.Т. Лисица // Вопросы философии. 1990. – № 6. – С. 7-15.

7.    . Новикова, Л.И. Русская философия истории: курс лекций / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М. : ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. – 327 с.

8.    Поляков, А.А. Ильин: историко-биографический очерк /. A.А. Поляков // Философия права. 1992. - № 3. – С. 3-8.

9.    Смирнов, И. Духовный подвиг Ивана Ильина (к 110- летию со дня рождения) / И. Смирнов // Журнал Московской патриархии. 1993. - № 3. – С. 18-26.

10.Финько, М.В. Религиозно-философская концепция русской культуры : На материале работ И.А. Ильина : дис. . д-ра филос. наук : 09.00.13. / М.В. Финько. М. : РГБ, 2005. – 303 с.

11.Франк, С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии /. C.Л. Франк // Философские науки. 1990. - № 5. – С. 81-91.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт