Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Завещание философа Ивана Ильин...

Завещание философа Ивана Ильина


Подлужная Г.Л.
МБУК «ЦБС» библиотека семейного чтения
г. Лабытнанги

… «Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что всё же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, но и Авель был среди сынов её. Настанет время, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано Его имя в Летописи Русской земли»…

Эти слова Ивана Алексеевича Бунина из его выступления на панихиде по Колчаку в Париже в 1921 году вполне могут послужить эпиграфом к истории жизни и творчества его современника, великого русского философа – Ивана Александровича Ильина, чьё имя на родине было незаслуженно забыто на протяжении более семидесяти лет.

Всё это время труды Ильина были запрещены в бывшем СССР за то, что их автор, не только не смирился с властью большевиков, но и открыто высказывался против неё. Не безосновательно называя большевистский переворот величайшей катастрофой в истории России, именно Ильин предсказал его разрушительное действие для страны. Сделанные им в середине прошлого столетия прогнозы о будущем России поражают по точности совпадения с событиями, происходящими в нашей стране, вплоть до настоящего времени. Очевидцами  части этих событий являемся и мы с вами.

Знакомство с творчеством Ивана Ильина для меня состоялось, можно сказать, случайно: шла очередная лекция по риторике в вузе. Преподаватель раздал  листки с небольшими распечатанными текстами, с одним заданием для всех: по отрывку попытаться описать его автора. Читаю быстро, потом  внимательно, вдумчиво и чётко понимаю: «Я не встречалась с работами автора никогда прежде».

Неудивителен был выбор профессора: стиль изложения, речевые обороты и, наконец, сам язык могут служить ярким примером  культуры речи, которую мы, почти совершенно, утратили, к сожалению, в последнее время.

За ровными рядами печатных строк пытаюсь разглядеть того, кто когда-то думал и творил, кто оставил это наследие будущим поколениям.  Передо мной тогда лежала, как оказалось, лишь крохотная частичка огромного труда.

 Автор явно принадлежал к первой волне русской эмиграции: так думать и писать о Родине можно лишь находясь вдалеке от неё, не имея надежды когда-либо вернуться. В тех строчках было всё: и восхищение, и бесконечная тоска, и любовь, и неуёмная боль.  Как всё это свойственно людям,  вынужденно оставлявшим Россию в те годы, спасаясь от красного террора. Нет, писал человек, по-моему, не бывший военный, у тех речь, как правило,  более лаконична.  Поражает глубина мыслей и чувств и, невольно,  вырисовывается образ: возможно профессор-философ или священнослужитель, впрочем, одно не исключает другого.

Излагаю свои догадки преподавателю и, с некоторым смешанным чувством радости и гордости, узнаю, что оказалась совсем недалека от истины: текст, как выяснилось, принадлежал великому русскому философу и публицисту минувшего века – Ивану Александровичу Ильину, чьё имя я тогда, впервые, открыла для себя.

Чтобы не показаться голословной и дать возможность вам, тем, кто станет читать моё сочинение, пережить ощущения, подобные моим собственным, привожу тот самый отрывок из статьи Ивана Александровича Ильина «О России»:

«Разве можно говорить о ней? Она – как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая её, блюсти её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать.

Но о дарах её; о том, что она дала нам, что открыла; о том, что делает нас русскими; о том, что есть душа нашей души; о своеобразии нашего духа и опыта; о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы… об отражении в нас нашей Родины – да будет сказано в благоговении и тишине.

И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.

…Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину.

А что есть человек без Родины?

Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?

Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.

А о Ней – говорить нельзя. Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и, не постигая Её, блюсти Её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать» [6].

Потрясающее, надо сказать, было открытие! Что, в общем-то,  совсем не удивительно. В советские времена мы часами конспектировали труды вождей пролетариата,   даже не пытаясь отыскать в этом занятии хоть какой-то здравый смысл. Так было нужно…  Какими же бесконечными и совершенно непонятными они были, огромные тома сочинений, для бедных студентов, изо всех сил пытавшихся не уснуть за этим занятием! Невольно приходит в голову, принадлежащее Цицерону, крылатое выражение: «О времена! О нравы!».  Впрочем, у каждого времени свои герои, и тогда других мы не знали…

В нашей стране  произведения Ивана Александровича Ильина были неизвестны.  В те недавние времена, как выясняется теперь, в Советском союзе даже упоминание имени профессора Ильина приравнивалось к антисоветскому  выступлению. При Ленине он был выслан из страны, а все его  труды были изъяты из библиотек и сожжены, при прочих вождях, за чтение и распространение работ философа, ссылали в лагеря, сажали в тюрьмы.

Как свидетельствует история, родился  будущий выдающийся русский философ 28 марта 1883 г. в Москве. С юных лет  Ильин проявлял способности к наукам. Блестяще окончил Московскую  классическую гимназию, а в 1901-1906 годах – юридический факультет Московского Университета, в котором позже и сам  преподавал, вплоть до момента высылки его из страны. Лекции профессора Ильина по философии и юриспруденции собирали полные залы слушателей не только на родине, но и во многих странах Европы: Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Чехии, Югославии.

Принципиальность – главная черта характера Ильина. Сделки с совестью для него были невозможны. Со слов самого профессора-философа, он «поставил себе задачу служить России и только России». И не отступал от этого всю свою жизнь, о чём свидетельствуют все труды Ильина. Неудивительно, что за свои публичные выступления против режима и полное его неприятие, профессор Ильин был выслан из России в 1922 году вместе с большой группой учёных, врачей и других представителей творческой интеллигенции того времени. Так называемый «философский пароход» доставил лучшие умы России в Германию, оказав тем самым последней неоценимую услугу. В Берлине, помимо основной деятельности в области философии, он стал одним из ведущих идеологов белого движения.

Из России Ильина выслали большевики. Из Германии он тоже вынужден был уехать, спасаясь от преследований нацистов и до самой своей смерти в 1954-ом году,  проживал в Швейцарии.

21 декабря 1954 года выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин скончался. Он был похоронен в Швейцарии на маленьком кладбище в пригороде Цюриха – Цолликоне.
В октябре 2005 года прах И. А. Ильина и его жены были перезахоронены в некрополе Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А. И. Деникина и недалеко от могилы И. С. Шмелёва.

Незадолго до смерти философ написал: «Если мои книги нужны России, то Господь убережёт их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». [4]

Его книги оказались нужны на родине спустя 80 лет после его изгнания.

Сегодня в России издано полное собрание сочинений Ивана Александровича Ильина. Вернулся на родину и  его архив, как о том мечтал когда-то философ. Все, что написано и выстрадано им, наконец-то оказалось в руках соотечественников.

Лекции о философском наследии Ильина читаются во многих вузах страны, на основе его трудов пишутся научные работы. Многое из того, что было написано Ильиным о судьбах России ещё в эмиграции, сбывается на наших глазах. Сбылось и предсказание Ильина о его книгах.

 Собрал и сохранил архивы Ильина в эмиграции  профессор – Николай Петрович Полторацкий. Ему принадлежат и эти слова, характеризующие гений философа Ильина: «Относительно русской религиозной философии двадцатого века можно сказать, что много было званных, но мало избранных. В идейном наследии каждого из русских религиозных философов, конечно, немало ценного, но  только не многие из этих философов могут быть отнесены к категории учителей, духовно-идейных водителей, в точном смысле этих слов. Ильин принадлежит к категории  людей по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям и будущим» [7].

Более шестидесяти лет тому назад  ушёл из жизни выдающийся русский философ – Иван Александрович Ильин, а мы по-прежнему продолжаем жить с болью за нашу родину, искать ответы на многие вопросы. Ильин, как никакой другой философ, может дать правильные ответы на мучающие нас сегодня вопросы, помочь своей стране найти правильные решения. В этом смысле Он истинно наш русский национальный мыслитель, философ.

Имя Ивана Александровича Ильина в русской философии стоит на особом месте: всю свою жизнь он служил России, храня частичку родины в своей душе. Он видел истоки русской культуры в христианстве и предсказывал гибель страны советов. Власть имущие не могли простить Ильину его убеждений, его непредвзятого понимания сути революции.

Ныне идеи Ильина набирают популярность среди представителей Русской православной церкви. Цитаты из трудов Ильина использовал в своих речах и Президент РФ В. В. Путин.

Своеобразным политическим и гражданским завещанием Ивана Ильина стала его знаменитая книга «Наши задачи», в статьях из которой автор чётко даёт понять, что делать нам, «русским людям, верным России и ищущим путей к её возрождению» [5].  

Едва ли не каждая строка здесь своеобразное пророчество и жизненная установка одновременно. И даже для человека, недостаточно просвещённого в области философии, не составит труда, понять прочитанное и выделить что-то близкое его собственному мировоззрению. Обращаясь к будущим поколениям, писал: «После того, что произошло в России, мы, русские люди, должны честно, как перед лицом Божиим, исследовать наши слабости, наши раны, наши упущения; признать их и приступить к внутреннему очищению и исцелению.

Мы не смеем предаваться церковным раздорам, партийным распрям, организационным интригам и личному честолюбию. России не нужны партийные трафареты! Ей не нужно слепое западничество! Её не спасёт славянофильское самодовольство! России нужны свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно укорененные творческие идеи.

И вот, созерцающая любовь должна быть вновь оправдана после эпохи ненависти и страха и вновь положена в основу обновляющейся русской культуры. Она призвана возжечь пламя русской веры и верности.

И главное: ВОСПИТАТЬ В НАРОДЕ НОВЫЙ РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР». [5]

Труд Ивана Александровича Ильина  «Наши задачи» – своеобразный манифест национального правосознания и долга и, одновременно,  программа духовного возрождения и укрепления российского государства, завещанная будущим поколениям россиян.

Сегодня у нас есть возможность оценить степень прозорливости этого великого русского мыслителя. 

 

Список литературы

 

1.            Щукин, А.Н. Самые знаменитые люди России. Том I (А-М) [Текст]. – 2-е изд.,  перераб. и доп. – М.: Вече, 2001. – 592 с. (Самые знаменитые)

2.            История философии: Учебник для вузов / под ред. А.С. Колесникова [Текст]. – СПб.:  Питер, 2010. – 656 с: ил.

3.            Философия: учебник / под общ. ред. В.В.Миронова [Текст]. – М.: Норма :  ИНФРА-М, 2011. 928 с.

4.            Денисов, А. Завещание философа Ильина: авторский фильм [Текст]. – Телеканал Россия, 2005.

5.    Ильин, И.А. Наши задачи [Текст]. – интернет-источник

6.    Ильин, И.А. О России [Текст]. – интернет-источник

7.    Полторацкий, Н. П. Иван Александрович Ильин. К столетию со дня рождения // Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. статей [Текст]. – Нью-Йорк, 1988. – С. 214-291, 339-345. – интернет-источник



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт