Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Значение христианских ценносте...

Значение христианских ценностей и русской литературы на примере творчества А. С. Пушкина


Значение христианских ценностей и русской литературы

на примере творчества А. С. Пушкина

Рылова Надежда Александровна,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением иностранных языков»,

г. Ноябрьск

 

Перед учителем-словесником стоит вечная проблема: как приобщить детей к чтению? Как убедить их в необходимости изучения литературы как человекоформирующего предмета? Как привить детям православные ценности, такие как милосердие, любовь к ближнему. Что мешает учителю литературы работать с полной отдачей?

   На мой взгляд, мешает недостаток жизненного опыта у ребят. Большинство произведений классической русской и зарубежной литературы написано для взрослых, даже порой многие произведения детской литературы сложно понять, не имея за плечами значительного жизненного опыта. Эта проблема решается по мере необходимости: что-то объясняют родители, учитель добавляет необходимые знания, учитывая при этом возрастные особенности ребенка.

   В большей степени приобщить к чтению детей мешают стереотипы: о том, что и без чтения можно прожить на свете, что важнее материальные ценности, чем духовные, что классики весьма далеки от современности, а христианские ценности устарели, потому что сейчас другое время.

Хрестоматийность давит на бунтующих подростков, стремящихся к самоутверждению. Юноши и девушки хотят вслед за футуристами «сбросить Пушкина с корабля современности». Футуристы признавали авторитет классика русской литературы, а вот для современной молодежи часто не только классики, но и вообще школа, морально-нравственные ценности не являются авторитетами. Русских поэтов и писателей ребята считают далекими от наших дней и бесполезными.

Рассмотрим данную проблему на примере творчества А. С. Пушкина, произведения которого изучаются во всех классах, с первого по одиннадцатый.

Задача словесника – показать учащимся, что Пушкин был и остается нашим современником, очень близким для нас человеком, обычным человеком, который радовался жизни во всех ее проявлениях, много шутил, очень много сделал важных жизненных наблюдений и по-отечески дал нам дельные советы, передал свой жизненный опыт. Язык его произведений живой, эмоциональный. Поэт смеется, грустит, язвит, обличает, пророчествует, просто говорит о том, какое время года больше всего любит, рассказывает о своем увлечении театром.

Ребята воспринимают Пушкина как человека почти безгрешного, всегда знавшего, что ему делать дальше. Важно рассказать им о том, что Пушкин, как и любой из нас, переживал очень тяжелые моменты в жизни, что его также посещали разочарование, обида, душевная боль, отчаяние и даже безверие. Но…..

В свое время для меня потрясающим открытием стала статья о творчестве Пушкина Митрополита Антония «Пушкин как нравственная личность», в которой он рассказал о том, как Александр Сергеевич нашел дорогу «даже в довольно черствое сердце покойного митрополита Филарета» [5; 13]. В этой статье я наконец-то нашла ответ на вопрос: почему у «солнца русской поэзии» появилось такое мрачное, богоборческое произведение – стихотворение «Дар напрасный, дар случайный».

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум [7; 62].

Лирический герой стихотворения духовно опустошен, смыл жизни для него утерян. Более того, он сомневается в своем божественном происхождении и в присутствии Божьего Промысла в жизни.

  После анализа этого произведения предлагаю ученикам стихотворение Митрополита Филарета:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум –

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум [5; 14].

После чтения стихотворения школьники говорят, что Митрополит Филарет выступает в качестве духовного наставника поэта, напоминает ему о Божественной милости, справедливости и воле. Позже поэт написал торжественное жизнеутверждающее стихотворение «Митрополиту Московскому Филарету», в котором отрекся от своих греховных сомнений:

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

Священном ужасе поэт [5; 14].

Митрополит Антоний не совсем согласен с критиком Белинским в оценке творчества Пушкина, но Белинский потрясающе верно и, как ни странно, по-православному охарактеризовал стержень пушкинских творений, именно с его слов я начинаю диалог о Пушкине с ребятами: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирический – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» [1; 132]. Поэт призывает нас быть милосердными, способными прощать, видеть в любом человеке своего ближнего. Так, в стихотворении «19 октября» Пушкин провозглашает тост за царя:

Ура, наш царь! так! выпьем за царя.

Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей [6; 277].

Пушкин прощает «неправое гоненье» по отношению к себе, политические промахи царя (Аракчеевщину, отказ дать свободу крестьянам), вспоминая только благие дела самодержца.

Очень трогательно поэт говорит о своих лицейских наставниках, прощая их ошибки, человеческие слабости, мысленно преклоняя перед ними голову:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим [6; 277].

В стихотворении «Памятник» Пушкин, оценивая свой поэтический труд, ставит на первое место (в отличие от Горация и Державина) призыв народа к милосердию и прощению:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал [7; 373].

Несомненно, прийти к пониманию истинных ценностей, бороться с духовным кризисом поэту помогала православная вера, в которой он был воспитан. И это связано с главной православной ценностью, с самым ценным даром, который принесло в мир христианство. Именно этот дар отличает христианство от других вероисповеданий, и различие это принципиально важное. В обществе до сих пор господствует мнение о том, что все религии одинаковы, что они говорят об одинаковых ценностях, и что Бог един, но имеет разные имена и обличья в разных религиях. Но только в христианстве есть постулат: «Бог есть любовь». Речь идет об истинной, жертвенной любви. «Такой любви к людям не открывает ни один богословский образ во внеевангельском мире. И мы спрашиваем Бога Евангелия: «Как ты любишь людей?» И он отвечает: «До Моей смерти…» [3; 109]. «Этот Бог есть любовь; Он не просто любит, Он есть любовь. Он не просто имеет любовь, не просто проявляется в любви: Он есть любовь» [3; 111]. Именно в таком понимании любовь делает нас сильными, призывает любить и прощать ближнего, а поэту – лирой «пробуждать чувства добрые».

Пушкин потрясающе верно и по-христиански объяснил, чем человек отличается от других Божьих творений – «самостояньем».

 «Человек – «макрокосм», потому что вбирая в себя все, что есть в мире, он несет в себе еще нечто, чего весь мир вместить не может и чего не имеет: образ Божий и Божественную благодать…» [3; 28].

Пушкин горячо отстаивал право поэта, имеющего Божий дар, вести отчет только перед Богом, поскольку только в нем Истина.

Веленью божию, о муза, будь послушна,… [7; 373].

В заключение отмечу, анализируя творчество Пушкина, год за годом вместе с ребятами постигаем значение христианских ценностей и значение русской литературы, великую роль книги и веры в жизни человека.

 

Список литературы

  1. Белинский В. Г. Избранные статьи. Вступит. статья и коммент. С. И. Машинского. – М.: Детская литература, 1974. – 223 с.
  2. Вся жизнь – один чудесный миг (Пушкин). Автор-составитель Марк Сергеев. – М.: Молодая гвардия, 1969. – 272 с.
  3. Диакон Андрей Кураев. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. – М.: Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
  4. Ломоносов М. В., Державин Г. Р. Избранное / Вступ. Ст. А. М. Пескова. – М.: Правда, 1984. – 448 с.
  5. Митрополит Антоний. Пушкин как нравственная личность // Литература в школе. – 1993. – № 2. – С. 10-16.
  6. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. – Т 2.
  7. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. – Т 3.
  8. Школьная Энциклопедия Слов / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 1999. – 776 с.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт