Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Значение православия для молод...

Значение православия для молодежи


Охременко Любовь Владимировна,

учитель математики НОЧУ «Православная гимназия

имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»,

г. Новый Уренгой

 

Богат и удивителен Божий мир! Но в то же время в этом большом разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Господом, или, как часто называют, «законы природы». Все растения и животные расселены по земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Разумная и определённая цель дана всему. Все в мире рождается, растет, стареет и умирает – одно сменяется другим. Всему Бог дал свое время, место и назначение. Лишь человек живет везде на земле и имеет власть над всем. Господь дал ему разум и бессмертную душу. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, чтобы человек был лучше и добрее и наследовал жизнь вечную.

Проанализировав сейчас проблемы и конфликты молодёжи, прихожу к выводу, что причинами незащищенности от разрушительных воздействий окружающего мира на сознание и совесть подрастающего поколения и их родителей является отступление от заповедей Божиих.

Ни одна из религиозных доктрин не содержит такого возвышенного учения о человеческом теле и душе как православие, которое есть религия Бога, ставшего человеком, Господь воспринял на Себя всю полноту человеческого естества, кроме греха, от которого Он пришел людей избавить. Апостол Павел учит: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6. 19). Этот храм, чудесный и совершенный сам по себе, пал, был уничтожен грехом и требует очищении для того, чтобы замысел Божий о Его творении был явлен во всей его полноте. Никто даже не подумает утверждать, что хирург, когда удаляет злокачественную опухоль, будет руководствоваться при этом чувством ненависти к человеческому телу. Христианская аскетика есть искусство, при помощи которого душа перестает быть порабощенной телом, и тело человека приобщает к своему бессмертию.

Господь дал нам две основные заповеди. Первая: любовь к Богу, и с ней неразрывно связана другая заповедь: любовь к ближнему, как к самому себе. Это наиважнейшие заповеди Божии. «Если мы отвергаемся себя, то, кого мы тогда встретим?», – спрашивает св. Феофан Затворник; он же дает и ответ: «Тогда мы встретим Бога и ближнего», это и будет покорение своей воли Господу.

И если молодежь будет понимать, что Господь дал жизнь человеку и заповедал ему любить Бога всем сердцем, душой и разумом, а ближнего как самого себя, то молодые люди понимали бы, что каждый человек – это творение Божие и навредить ему это грех. Убить человека или самого себя есть смертный грех. Истинно православные христиане даже подумать не могли бы о суицидах и убийствах ближнего, об абортах.

Святой равноапостольный великий князь Владимир тысячу с лишним лет назад повелел послам пойти в разные страны, чтобы они разузнали, где какая вера. И выбрал для нас, милостью Божией, веру Православную. И наш народ тысячу лет прославляет святого князя Владимира за это величайшее благодеяние.

Поэтому враг рода человеческого больше всего нападал и нападает на наш православный народ. В том числе и с помощью всевозможных сект и лжеучений. Поэтому нашей стране, нашему народу, православным христианам бывает трудно. Мы особенно ненавистны невидимому врагу и тем, кто ему служит.

Молодежь должна знать свою историю, знать о том, откуда к нам пришли сигареты, водка, наркотики. Сейчас нам навязывают мнение, что пьянство – исконная черта русского народа, но это неверно. Раньше употреблять спиртное было грехом и великим позором. На Руси никакого пьянства не было, ибо в книге «Домострой» было сказано: «…пьяница царства Божия не наследует».

Православные христиане должны стяжать дух мира, то есть научиться любить ближних, дарить им радость, взаимопонимание. Поэтому цель христианского брака состоит во взаимопомощи, в правильной христианской жизни достичь спасения. Брак – это единый союз, в котором он и она становятся единым целым и получают полноту счастья, заботясь друг о друге. Брак – это ответственность друг перед другом, перед Богом. Сейчас запад предлагает нам какие-то совместные сожительства, гражданские браки, мол, без Бога – широка дорога, без брака легко жить и расходиться, однополые браки, то есть моральное разложение общества, которое приведёт к деградации людей, личности. Господь заповедал, что целомудрие нужно беречь, не расплескивать чашу любви. А сейчас молодые люди становятся опустошёнными до брака. Подмена семьи, совместное сожительство отражается на детях. «Воспитание детей – это самый главный подвиг в жизни человека. Если сказать кратко, необходимо сказать так, чтобы слово и пример родителей для ребенка значили гораздо больше, чем то, что он слышит и видит вокруг» – это слова священника Петра Гурьянова.

Семья без высоких идеалов не в состоянии быть единой. Честь семьи укрепляется нравственным авторитетом отца – главы семьи. Честь семьи сохраняется в нравственно-жертвенной заботе матери – хранительнице тепла домашнего очага. «Мать заменить никто не может. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце», – передал нам свои наблюдения святой преподобный Амвросий Оптинский. Фундаментом чести семьи является супружеская верность. Рассмотрим настоящие и искаженные свойства женственности и мужественности

СВОЙСТВА ЖЕНСТВЕННОСТИ

НАСТОЯЩИЕ

ИСКАЖЕННЫЕ

Нежность

Целомудрие

Благоразумие

Чуткость

Вдохновение

Внимательность

Трудолюбие

Сострадание

Отзывчивость

Обаятельность

Агрессивность

Сексуальность

Ворчливость

Громогласность

Осуждение

Раздражительность

Леность

Злорадство

Коварство

Неопрятность

СВОЙСТВА МУЖЕСТВЕННОСТИ

НАСТОЯЩИЕ

ИСКАЖЕННЫЕ

Самостоятельность

Ответственность

Целомудрие

Благородство

Заботливость

Хозяйственность

Авторитетность

Решительность

Выдержанность

Почтительность

Беспринципность

Азартность

Пошлость

Сквернословие

Озлобленность

Нерадивость

Позерство

Грубость

Истеричность

Хамство

Искаженные качества мужественности и женственности приводят сейчас к сплошным изменам и распаду семей.

Молодежи нужно меняться, надо уходить от разврата, распущенности, необходимо вставать на путь Божий. Вот Господь и дал нам непобедимую защиту – святую Православную веру. Христос Спаситель всегда нам помогал в истории и сейчас помогает. Матерь Божия от лет древних покрывает Своим Покровом, особенно Россию. Наша страна издавна именуется Домом Пресвятой Богородицы. Ее называли еще Святой Русью. Святость – идеал нашего народа, наивысочайший из тех, что могут быть у людей на земле. Уж сколько великих, умнейших людей – писателей, ученых, врачей, полководцев – с благоговением внимали знанию православия и жили по нему. Князь Александр Невский конфронтировал врагу свою веру в Бога и в Его всемогущую помощь. «Не в силе Бог, а в правде» – с этими словами повел князь Александр своих воинов на невскую битву. И не была опозорена его вера. Была решительная невская битва, шведы были разгромлены, русское войско победило, причем помощь Божия была явлена и видимым образом: на противоположном берегу реки, где совсем не было русских воинов, внезапно шведы запаниковали, сами стали уничтожать друг друга. Вот это стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного народа. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых среди русских князей-воинов. Наследником этих идеалов, глубоко их осознавшим и воплотившим в жизнь, был великий русский полководец, генералиссимус А. В. Суворов, который говорил: «Мы – русские, мы обречены на победу! С нами Бог!»

И у нас больше всего святых – людей, которые жили, поставив Бога и спасение души на первое место, которые не пожалели даже своей жизни ради верности Христу, как великое множество новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру и Церковь на нашей земле совсем недавно, в советское время.

Сейчас молодежи навязывают, что в грехах – счастье, смысл жизни, но это наглая дьявольская ложь. Человеку счастье дает чистая жизнь, потому что грех убивает любовь. Счастье дает человеку чистая совесть, а совесть нашу очищает Господь в ответ на наше покаяние. Главное зло в самом грехе, в том, что он губит нас, наши души. В прибавлении зла в мире, от которого мы все страдаем. Дьявол предлагает свои способы успокоения: «Волнуешься – закури. Плохое настроение – выпей. Выполняй все свои желания, даже блудные, низкие; не смотри – добро или зло несет это тебе и людям. Живи как можно легче!». Живешь вот так, легко, а тебе становится все тяжелее и тяжелее. А потом приходит и настоящая скорбь – то, чего вовсе не хотел.

А у Бога – наоборот. Он говорит: «Потрудись. Помолись. Потерпи. Покайся. Попостись. Сходи в храм». И становится все легче и легче.

Господь Иисус Христос сказал нам: «Приидите ко Мне вcи труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28-29)». У Бога – бремя, но оно легкое. А в миру, у дьявола все вроде бы легко, но эта его «легкость» – тяжкая. Слез то сколько в мире!

Когда люди осознают, что со своими скорбями сами справиться не могут, то приходят в церковь. Поначалу бывает нелегко, непривычно. А потом удивляемся: как могли без этого жить? Находясь на литургии, ощущаем благодать, и праздники становятся радостные, с живым смыслом. Польза то какая и мир в душе. И мысли простые, разумные в голове. И нет с Богом никакой беспомощности в любых затруднениях. А уж когда Господь поможет – такая радость, такая благодарность.

«Нас увлекает Запад, — писал святитель Феофан Затворник, — но на Западе уже заходит солнце правды, а мы, восточные, должны пребывать в свете, и не только сами освещаться, но и всем светить».

Сейчас, чтобы молодое поколение вставало на путь Божий, в нашей стране открываются Православные гимназии, воскресные школы для детей и взрослых, где люди могут в ненавязчивой форме познавать слово Божие.

Мой маленький опыт в воскресной школе показывает, как важно нести Слово Божие детям. Дети, как губки, стараются впитать в себя все услышанное.

Главная задача воскресных школ посеять зерно добра в душе детей, которое в дальнейшем станет ориентиром, путеводной звездой в праведной, благочестивой жизни человека. Здесь мы учим детей как любить Бога, уважать друг друга, уметь радоваться удачам ближнего, сопереживать в горе, разъясняем им, что обязательно нужно прощать любые обиды, делиться последним.

В воскресной школе детям преподаем Ветхий завет, Новый завет, храмоведение, историю русской православной церкви. Детская душа особо сильно откликается на церковное пение, им в песнях легче понимать молитвы и духовные канты. В воскресной школе детям разъясняется важность молитвы, потому что молитва соединяет человека с Богом, помогая терпеть жизненные испытания. Готовясь к концертам, спектаклям, утренникам, посвященным церковным праздникам, ребята через театрализацию глубже узнают о Христе, о святых, и тем самым сами становятся проповедниками православной веры.

Детям очень нравиться познавать житие святых, их подвиги. Особое место имеет житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Их житие является примером непоколебимой веры в Бога. Дети восхищаются мужеством и твердостью в вере своих сверстниц. Они своей мученической смертью показали, что если есть вера, то всегда будет надежда на спасение, и любовь всегда будет пребывать с нами, ибо Бог есть любовь.

Благодаря учению в воскресных школах дети приобщаются к молитве, Богослужению и хочется верить, что впоследствии они станут активными участниками церковной жизни православных христиан, и своим примером покажут, что духовные ценности превыше материальных. Воскресная школа – это первая ступенька на пути к правильному пониманию православной веры молодежью. Православные ценности – это основа формирования здорового образа жизни молодежи.

Церковь как евхаристическая община удовлетворяет жажду современного человека, жажду неподдельного общения и единения. Как уже было сказано, в ней открывается и даруется великая тайна неподдельной веры, истинной надежды, самоотверженной чистой любви, как высшая тайна жизни. Весь смысл нашего жития и делания должен быть заключен в воспитании такой неподдельной веры, истинной надежды, самоотверженной любви; они не приходит сами собой, они приобретаются непрестанным трудом – личным и соборным, постом, молитвой. Вот призвание, достойное человека. Оно показывает человеческому бытию вечные и бесконечные горизонты, оно было и остается призывом к людям, особенно молодым, еще открытым и восприимчивым, еще не искалеченным мелочными суетными целями, ко всему, что целостно, вечно и совершенно. Православие опирается на целостное и вечное, оно зовет к совершенному и бесконечному, в этом заключено его всечеловеческое спасительное значение и единственный свет надежды на будущее мира и человека.

В заключение хочется привести слова монаха Симеона Афонского: «Все находится в Божьих руках, вне Христа – все фальшиво и ложно. Можно жить без него кое-как, но спастись без Христа – НЕВОЗМОЖНО».

 

Список литературы

  1. Булгаков Николай. Ещё успеем? 33 «причины» не ходить в храм. – М.: Даниловский благовестник, 2012. – 88 с.

  2. Закон Божий / Сост. прот. Серафим Слободской. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 648 с.

  3. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания.



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт