Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Древнерусская литература в раз...

Древнерусская литература в развитии духовно-нравственных ценностей человека


Оленева Ольга Кирилловна
МБОУ СОШ с УИОП
г. Салехард

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

Д.С.Лихачёв

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке. Процесс познания духовности связан с системным осмыслением значимых истин во всех сферах культуры: и в науке, и в философии, и в образовании, и в религиях, и в искусстве. Более того, принципы открытости, честности, свободы, равенства, коллективизма, являются основой, средой для создания и сохранения духовности. Духовность есть единство истины, добра и красоты. Духовность есть то, что способствует развитию человека и человечества.

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, семейные традиции. Понятия «духовность» и «нравственность» являются общечеловеческими ценностями.

Говорят, что Россия – это душа мира, а литература Руси отражает тот внутренний потенциал, который есть у русского народа. Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского.

 Древнерусская литература несёт в себе очень большую нравственную силу. Добро и зло, любовь к Родине, способность пожертвовать всем во имя благого дела, семейные ценности – основные идеи древнерусской литературы. Древнерусская литература является средоточием русской духовности и нравственности. Кроме того, одним из основных лейтмотивов этих произведений является вера в Бога, которая поддерживает героев во всех испытаниях.

 Произведения древнерусской литературы раскрывают сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, дают возможность получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира. Это особенно актуально в наше время, когда Россия переживает глубокие преобразования, сопровождающиеся серьезными духовными потерями. Возрождение духовности и воспитание духовностью – это то, что необходимо нам сегодня.

Многие советские и русские учёные рассматривали произведения древнерусской литературы в контексте воспитания духовно-нравственных ценностей. Современному человеку непросто понять произведения древнерусской литературы, поэтому в школьную программу включены  для изучения  произведения древнерусской литературы: Повесть временных лет (фрагменты), Слово о полку Игореве, слово о разорении Рязани Батыем (фрагменты), Житие Бориса и Глеба, Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Петре и Февронии Муромских, Преподобный Сергий Радонежский, Житие протопопа Аввакума.

Духовные и нравственные ценности в произведениях древнерусской литературы являются лейтмотивом и основой сюжета, а потому сегодня  необходимо обращаться к этим произведениям в процессе обучения и воспитания и в семье, и в школе в силу их непреходящего значения.

Появление древнерусской  литературы связано с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. Литература часто воспринимала сюжеты, художественные образы, изобразительные средства народного творчества. Принятие христианства также сыграло положительную роль в развитии древнерусской литературы. То обстоятельство, что новая религия пришла из Византии, центра христианской культуры, имело большое позитивное значение для культуры Древней Руси.

Говоря об особенностях древнерусской литературы, стоит выделить несколько основных её характеристик: 1) это религиозная литература, основной ценностью для человека в Древней Руси была его вера; 2) рукописный характер её существования и распространения; при этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели, имеется в виду, что все её произведения были своего рода наставлениями, КАК жить праведно; 3) анонимность, имперсональность её произведений (в лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, или в заглавии произведения); 4) связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством – с другой; 5) историзм: её героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту [4].

Основные темы древнерусской литературы неразрывно связаны с историей развития Русского государства, русской народности, а потому проникнуты героическим и патриотическим пафосом. В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим – жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.  Закончить разговор о своеобразии древнерусской литературы хочется словами Д. С. Лихачёва: «Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом – стала щитом ее единства, щитом нравственным» [7, с.215].

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.  Древнерусские жанры тесно связаны с жизненным укладом, обиходом, бытом и различаются по тому, для чего они предназначены. Главным для жанров древнерусской литературы была «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Поэтому в ней были представлены следующие жанры: 1) Житие: жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать; 2) Древнерусское красноречие: этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства; 3) Поучение: это разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина; 4) Слово: является разновидностью жанра древнерусского красноречия. В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов, ощущается явное влияние сказки, былины; 5) Повесть: это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях; 6) Летопись: повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, она не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.

Таким образом, рассматривая специфику различных жанров, необходимо отметить, что, несмотря на своеобразие каждого жанра древнерусской литературы, все они имеют в своей основе духовно-нравственные истоки – праведность, мораль, патриотизм.

Не зри внешняя моя, зри внутренняя моя.

                                       Из моления Даниила Заточника

Лихачёв Дмитрий Сергеевич делал акцент на важную миссию древнерусской литературы и отмечал нравственную основу этих произведений, отражающую культурно-исторический и духовно-нравственный путь множества поколений наших предков [5]. У путей «Добра» – вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью.

Проанализируем три произведения древнерусской литературы с точки зрения путей «Добра».

1. «Поучение» Владимира Мономаха»

Справедливость превыше всего, но милосердие превыше справедливости.

                                                                                                

Ольга Брилёва

«Поучение» объединяет три разных произведения Мономаха, среди которых, кроме собственно «Поучения», есть еще автобиография самого князя и его письмо своему врагу князю Олегу Святославичу за то великое горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле. Оно обращено к князьям – детям и внукам Мономаха и вообще ко всем русским князьям. Важной чертой «Поучения» является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. По своему содержанию оно высоко патриотично и пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности, будь то князь, духовное лицо или любой мирянин.

Приводя выдержки из христианских священных книг, Владимир Мономах предлагает всем русским князьям для улучшения их положения и достижения мирных успехов, в первую очередь, учиться справедливости, состраданию, и даже, «уступчивости»: «Есть и пить без шума великого, …премудрых слушать, старшим покоряться, … не свиреповать словом, …глаза держать книзу, а душу ввысь… ни во что ставить всеобщий почёт» [8, с.214].

В нём можно найти и совет, как жить христианину в миру. В христианской литературе очень много пишется о жизни монашеской, но редко можно встретить поучения о том, как же спасаться вне монастырей. Мономах пишет: «Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею» [8, с.215].

Более того, опираясь на эти три добрых дела – покаяние, слезы и милостыня, автор развивает учение о малом доброделании. Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце. Мономах прямо советует князьям (потомственным воинам и правителям!) быть кроткими, не стремиться к захвату чужих вотчин, довольствоваться малым и искать успеха и процветания не с помощью силы и насилия над другими, а благодаря праведной жизни: «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе…. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому» [8, с.221].

«Автобиография Мономаха, — отмечает Лихачев, — подчинена той же идее миролюбия. В летописи своих походов Владимир Мономах приводит выразительный пример княжеского миролюбия» [5, с.121]. Показательна также его добровольная уступчивость заклятому врагу – князю Олегу Рязанскому. Но еще сильнее воплощает в жизнь идеал «Поучения» собственное «Письмо» Мономаха к тому же Олегу Рязанскому, убийце сына Владимира Мономаха, на тот момент побежденному и бежавшему за пределы Руси. Это письмо потрясло исследователя своей нравственной силой. Мономах прощает убийцу своего сына (!). Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды. [8].

Когда к Мономаху пришли князья, но он всем сердцем стоял против новых междоусобных браней: «Убогих не забывайте, но, насколько можно, по силам кормите подавайте сироте, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте,  и не повелевайте его убить; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души» [8, с.216].

И начав писать свое «Поучение» к детям и «иным, кто его услышит», Владимир Мономах постоянно цитирует Псалтирь как основу духовно-нравственных законов. Так, например, ответ на предложения воинственных князей: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу, будут владеть землёй» [8, с.213]. Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом, учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку.

Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели» [8, с.217].

Итак, истоками «Поучения» являются следующие ценности на пути «Добра»: вера в Бога, патриотизм, любовь к ближнему, гуманизм, миролюбие, праведность, доброделание, духовно-нравственное воспитание потомков. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, что делает его гениальным человеческим документом, способным волновать душу и сегодня.

2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь

                                         Антуан де Сент-Экзюпери

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют «жемчужиной древнерусской литературы». Попытаемся разобраться, почему эта повесть была так популярна на Руси.

Петр и Феврония Муромские – православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. К Муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, её слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Несомненно прав был Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность» [6] и проводя параллель её образа с ликами святых А.Рублева, несших в себе «тихий» свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования. Убедительные параллели между искусством Рублева и «Повестью о Петре и Февронии Муромских» проводит Дмитрий Сергеевич в пятой главе своей книги «Человек в литературе Древней Руси [6].

Одним из самых высших культурных достижений Древней Руси явился идеал человека, созданный в живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга, и академик Лихачёв сравнивает Февронию с тихими ангелам Рублева. Но она готова на подвиг [6].

Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой [2]. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Она изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. «Пётр не захотел нарушить Божьих заповедей…. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвинённую в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует» [2, с.515].

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. «Ко всем питали они равную любовь, … не любили тленного богатства, но богатели Божьим богатством.… А городом управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странником принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли» [2, с. 516].

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день. Скончались они в один день и час (25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года).

Таким образом, духовно-нравственным истоком данной повести является образец христианских семейных ценностей и заповедей как вехи на пути «Добра»: вера в Бога, доброта, самоотречение во имя любви, милосердие, преданность, духовно – нравственное воспитание.

3. «Житие Александра Невского»

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

                                                                                                                            Толстой А. Н.

Александр Невский – второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1240 году 15 июня в битве со шведскими рыцарями с небольшой дружиной князь Александр одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский. До настоящего времени имя Александра Невского является символом единения, частью общей национальной идеи.

Принято считать, что написано произведение не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. Автором повести был, вероятно, как считают исследователи, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году.

«Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами, и библейские воспоминания сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой. По словам И.П. Еремина, Александр предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника» [1]. Это ещё одна со стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя.

Храбрость Александра восхищали не только его соратников, но и врагов. Однажды Батый повелел князю прийти к нему, если он хочет уберечь Русь от подчинения. Царь был уверен, что Александр испугается, но тот приехал. И сказал Батый вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его». И отпустил его с великой честью» [3,с.145].

Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра – картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов – героев. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, при этом – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца. «Было тогда насилие великое от поганых язычников: сгоняли они христиан, приказывая ходить с ними в походы. Великий же князь Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей от беды» [3,с.146].

Один из эпизодов борьбы с недругами описан следующим образом: была у князя перед битвой со шведами малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато была крепкая вера в помощь Бога. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал се и цитировал. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу… Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною» [3,с.141]. Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде» [3]. С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

Итак, духовно-нравственными истоками «Жития» являются следующие ценности: вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, милосердие.

Представим сравнительную таблицу, отражающую общее и особенное в трёх произведениях:

Произведение

Главные герои

Идея

«Повесть» о Петре и Февронии Муромских

Петр и Феврония

Муромские

Вера в Бога, семья как христианская ценность, утверждение любви как великого всепобеждающего чувства; семейные традиции, духовно – нравственное воспитание, преданность, самоотверженность и доверие в супружестве, доброта, самоотречение во имя любви, милосердие, преданность, духовно – нравственное воспитание

«Житие» Александра Невского

Александр

Невский

Вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, доброта, доброделание, милосердие

«Поучение» Владимира Мономаха

Владимир

 Мономах

Вера в Бога, патриотизм, любовь к ближнему, гуманизм, миролюбие, праведность, доброделание, духовно-нравственное воспитание потомков: «не ленитесь», «напойте и накормите просящего», «ни правого, ни виновного не убивайте», «гордости не имейте в сердце и в уме», «старых чтите, как отца», «больного навестите» (и так далее)

 

Интересным было проследить различия двух произведений – «Поучение» Владимира Мономаха [8] и «Житие» Александра Невского [3]. Оба они были полководцами, оба защищали родную землю, оба были милосердны. Хотя, читая «Житие», может показаться (иногда), что Александр, якобы, хотел просто завоевывать чужие земли и побеждать, но это не так. «Житие» рассказывает об Александре как о полководце и воине, правителе и дипломате. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Князя Александр, с одной стороны, был славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. Несмотря на юность, как написано в «Житии», князь Александр «везде побеждал, был непобедим» Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце. И ещё одна интересная деталь – Александр, сражаясь с врагами, всё же был милостивым человеком: «…опять пришли те же из западной страны и построили город в земле Александровой. Великий князь Александр немедля пошёл на них, город срыл до основания, одних избил, других с собой привёл, А иных помиловал и отпустил, ибо был он милостив без меры» [3, с.143].

Таким образом, можно подвести итог: данные произведения, несмотря на своеобразие различных жанров и литературные особенности, связаны между собой темами, раскрывающими душевную красоту и нравственную силу героя, то есть, общность их содержания заключается в следующем: вера в Бога, патриотизм и чувство долга перед Родиной; сила духа и милосердие, самотверженность и любовь, доброта и доброделание.

Особенность: 1) семья и семейные ценности – основной исток в «Повести о Петре и Февронье Муромских», но, думается, что и это является общим в том плане, что Родина – эта как большая семья, а любовь к Родине в двух других произведениях также является общей ценностью; 2) в «Поучении» Мономаха большое внимание уделяется просвещении и наставлению молодых. Но это также можно отнести и к общему в содержании трёх разных произведений, поскольку сами деяния, как Мономаха, так и Александра представляют собой образец для подражания, и нет необходимости давать читающим словесные наставления, то есть, воспитание личным примером, а это основа духовно-нравственного воспитания.

В данных произведениях древнерусской литературы выделяются общие ценности для всех трёх произведений: 1) вера в Бога; 2) патриотизм и чувство долга перед Родиной; 3) сила духа и милосердие; 3) семейные ценности; 4) доброта и доброделание; 5) самоотверженность и любовь.

 В заключение хочется отметить, что древнерусская литература даёт шанс осмысления жизненных ценностей в современном мире и сопоставление их с приоритетами людей времен Древней Руси. Это позволяет сделать вывод о том, что произведения древнерусской литературы являются истоком духовно-нравственного развития для любого человека и, более того, для человечества в целом, поскольку они основаны: на высоких нравственных идеалах, на вере в человека в возможностях его безграничного нравственного совершенствования, на вере в силу слова и его способности преобразовать внутренний мир человека. Поэтому их идеалы остаются актуальными и в наши дни.

Закончить работу хочется словами «Поучения»: «Что умеете хорошо, того не забывайте, что не умеете, тому учитесь» [8, с.217]. Читайте древнерусскую литературу, находите в ней истоки души нашей!

  Список используемой литературы:

 

1. Еремин И.П. Житие Александра Невского / И.П. Еремин. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. –  Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – С. 141-143. [Web-версия].

2. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских (перевод Л. Дмитриева)/ Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского. – М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. – С.508-518.

3. Житие Александра Невского (перевод И.П. Ерёмина)/Древнерусская литература. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – С.140-147.

4.Кусков В.В. История древнерусской литературы [Web]: http://sbiblio.com/biblio/archive/kuskov_istorija/00.asp (дата обращения 11.01.2014).

5. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы. М., 1975.

6. Лихачёв Д.С. Глава 5. Психологическая умиротворенность. ХV в. /Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. [Web]: http://www.lihachev.ru/nauka/istoriya/biblio/1859/ (дата обращения 12.12.2013).

7. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: «Искусство», 2000.

8. Поучение Владимира Мономаха (перевод Д. Лихачёва)/ Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского. – М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. – С. 213-223.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт