Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста


Пархомчук Елена Борисовна

МБДОУ «ДС «Солнышко»

МБДОУ «ДС «Солнышко»

Город Муравленко, ЯНАО

 

Размышляя о сегодняшнем дне, о том, каким будет современное поколение, сопоставляя все «за» и «против» в воспитании нового человека 21-го века, непроизвольно ловишь себя на мысли, о необходимости в духовном воспитании нравов, морали и сохранении православных традиций в России.

В настоящее время общественная и личная духовно-нравственная культура в России переживают жесткий кризис. Многое вызывает тревогу: антисоциальное поведение подростков, распространение вредных привычек среди молодёжи, рост преступности, общественная социальная несправедливость, крушение тех идеалов, которые служили опорой нравственности. Сегодня принимаются разнообразные меры для спасения и укрепления духовности и нравственности в нашей стране, особенно в среде молодёжи. Одним из принципов государственной политики нашей страны в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине». Расширяется деятельность церкви. Слова, как «милосердие», «сострадание», «соучастие» реабилитированы. В некоторых школах преподается «Православная культура», проводятся занятия в кружках по дополнительному образованию, где перед детьми раскрывают интересный и красочный мир традиций народов нашей огромной страны. Так как у народа, не знающего своего «прошлого» нет «будущего».

Сегодня многие из нас пришли к православной вере. Нашли свои ниши в духовности. Но духовно-нравственную культуру нельзя создать искусственно, нравственность органически вырастает на основе конкретной жизнедеятельности. Воспитывая новое поколение, мы стараемся найти новые подходы, не забывая и о старых, проверенных жизнью, методах и педагогических советах таких учителей-наставников как А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Я. Корчак, К. Ушинский и другие. Но без духовного развития человека, раскрытия и очищения его души, нельзя воспитать чуткого, отзывчивого, целеустремленного патриота своей родины, настоящего гражданина России. Именно поэтому и появилась необходимость обратиться к русской православной Церкви и ее духовным наставникам: Преподобный Ефрем Сирин; святители Василий Великий и Григорий Богослов; протопоп Сильвестр – первый учитель этикета на Руси; Святой мученик Иустин Философ; Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский; Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский; Равноапостольный Кирилл, просветитель славян; Священномученик Киприан, епископ Карфагенский; Святитель Филарет, митрополит Киевский; Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая; Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломей) – иеромонах Русской церкви, духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще), считается покровителем учащихся.

Основами в развитие личности ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, активность, чувство собственного достоинства. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.

Дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы личности. «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жесткости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60, 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека…», – писал Священник Александр Ельчанинов.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств у дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Сегодня необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность и доброта, дружба и вражда,  и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем, по мере взросления ребенка. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта жизни ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения собственного одобрения своих нравственных поступков. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику разобраться в этом непростом мире.

В современных социально-экономических и культурно-исторических условиях приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие ребенка, раскрытие его интеллектуально-творческого потенциала. Содержание дошкольного образования сегодня ориентировано не только на формирование ключевых компетенций, но и на воспитание личности ребенка, которое понимается как процесс становления духовного образа ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, его способностей, умения жить в гармонии с собой, окружающим миром.

Воспитание духовно-нравственной личности возможно совместными усилиями светской и церковной систем образования. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и сегодня мы видим, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.

Настоящее и будущее российского государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранения национального достояния всех народов России. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен. Просто невозможно воспитать культурного и полноценно образованного человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является актуальной задачей современной системы дошкольного образования и представляет собой важный компонент социального заказа общества.

Духовно-нравственное1 воспитание предполагает формирование и становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И, соответственно, развивает такие качества, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности и уважение к людям.

В образовательных программах нового поколения для детей дошкольного возраста приоритеты отданы формированию системы знаний, развитию интеллектуальных и умственных способностей, отсутствуют конкретные задачи и мероприятия по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет слаженной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Массовая культура не ориентирует детей в духовно-нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Поэтому разработка концептуальных подходов к организации духовно-нравственного воспитания детей  дошкольного возраста, его теоретических основ является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения. Нами разработана Программа «В мире добра» по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель дополнительной образовательной программы направлена на создание системы и условий духовно-нравственного воспитания в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Достижение цели духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагает реализацию следующих воспитательно-образовательных задач:

1.    Формирование духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста, раскрытие духовного потенциала ребенка.

2.    Приобщение дошкольников к духовным и нравственным ценностям православной культуры.

3.    Знакомство с историей, культурой, природно-экологическим своеобразием родного края, России.

4.    Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, стремления возродить традиции семейного воспитания.

5.    Развитие нравственной позиции: готовности служить Отечеству, народу, проявлению духовного рассуждения, послушания и доброй воли, способности к различению добра и зла, способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество.

Рисунок 1 – «Цели и задачи»

 

Задачи дополнительной образовательной программы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников решаются во всех видах детской деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями2: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная. Использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, духовно-нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Система совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей представлена следующими модулями:

Особенности модулей заключаются в том, что они знакомят детей старшего дошкольного возраста с основами православной культуры и являются дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения.

Работа по духовно-нравственному воспитанию запланирована в тесном сотрудничестве с воскресной школой, начальной школой3, педагогами и родителями. Программный материал систематизирован и представлен в виде перспективного плана и конспектов мероприятий с детьми.

В совместной деятельности используются разнообразные формы организации воспитания и обучения: творческие проекты о православных праздниках, слайд-презентации, чтение художественных произведений к празднику, беседы о семейных традициях Православного праздника, просмотр картин, иллюстраций, икон. Работа по каждой теме включает дидактические игры, экскурсии в библиотеку с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества, игры-инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной самостоятельной деятельности детей. Формы проведения совместных мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий любого образовательного учреждения.

В дополнительной образовательной программе выделены мероприятия, направленные на ознакомление детей с православными праздниками и их традициями, наиболее почитаемые в народе.

В основу совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста положены краткие сведения о содержании праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Совместная деятельность, занятия и праздники проводятся в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми презентаций, видеофильмов. Программный материал для детей дошкольного возраста представлен доступно, понятно, содержат информационный минимум, который при необходимости можно расширить в зависимости от интереса ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей. События празднования разработаны в игровой, театрализованной форме, многие из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации.

В рамках представленных модулей распределены темы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, учитывая принципы:

  • Гуманистичность – реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
  • Природосообразность – (воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
  • Культуросообразность – (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами православной культуры, региональными особенностями и традициями).
  • Преемственность и непрерывность воспитательных воздействий – (семьи, дошкольного учреждения, воскресной школы).
  • Универсальность – использование социально-ценного опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за культурные традиции и достижение России и русского народа.

Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста рекомендована к использованию родителям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также для организации работы по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа может быть использована отдельными модулями, а также в комплексе с другими образовательными программами.

Предполагаемый результат:

  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
  • Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, потребности в служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье, участие в домашних делах.
  • Формирование положительного отношения к труду, ответственность за свои поступки.
  • Методические рекомендации к организации работы по модулям духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому, начиная работу по теме, педагог обязан сам её хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, выделить наиболее основные элементы темы.

Отбор соответствующего материала позволяет приобщить дошкольников к духовным и нравственным ценностям православной культуры, познакомить с историей, культурой, природно-экологическим своеобразием родного края, России, воспитать у ребенка уважительное отношение к своим историческим корням.

Модуль «Моя семья»

Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Модуль «Культура и традиции православия»

Формировать духовно-нравственное развитие детей посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры; формировать у детей нравственные ориентиры: доброту, отзывчивость, жалость, сострадание, щедрость и любовь, чтобы их жизненный путь начинался от «чистого истока», родниками которого является духовно-нравственная культура нашей Родины; воспитывать нравственное поведение посредством православных традиций.

Модуль «Маленькая страна»

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и её помещения, познакомить с помещениями детского сада и их назначением. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у них чувства сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Модуль «Мой любимый город»

Основная задача педагога показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам: школа, воскресная школа, церковь, рассказать об их назначении.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Модуль «Мы – россияне»

Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления; формировать у детей понятие: Москва – столица, главный город России.

Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь и уважение к Родине, уважение к любым национальным отличиям.

Модуль «Мы – патриоты»

Рассказывать о Российской армии, о воинах которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать и охранять Родину. Дать представление о Великой Отечественной войне, празднике – «День Победы», опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников, их фронтовых и трудовых подвигов). Прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.

Модуль «Этические беседы»

Учить детей действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. Объяснять им, почему в одних случаях «так нужно», а в других – «нельзя». Формировать навыки самообслуживания, усвоение социальных ценностей. Воспитывать доброжелательность, формировать навыки вежливого отношения к окружающим. Способствовать накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы о реальных случаях из жизни группы и художественные произведения. Вызывать желания подражать добрым поступкам. Учить замечать добрые дела. У детей старшего дошкольного возраста формировать личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм, чувства долга.

Модуль «В гармонии с природой»

Формирование практических умений и навыков в природоохранной деятельности; представлений о растениях и животных северного края; способностей видеть и воспринимать красоту северной природы; воспитание доброжелательности в играх и поведении в природе, бережного отношения к природе, стремление заботиться о ней.

Во время прогулок, экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, подбирать познавательный материал, содержание которого, в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств.

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста составлено в соответствии с федерально-государственными требованиями и с учётом региональных особенностей ЯНАО.

В дополнительной образовательной программе «В мире добра» представлена работа по созданию системы духовно-нравственного воспитания с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Основные задачи программы направлены на формирование духовно-нравственной культуры у воспитанников, раскрытие духовного потенциала ребенка, приобщение дошкольников к духовным и нравственным ценностям православной культуры. Данная программа поможет педагогам при организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей, в рамках реализации федеральных государственных требований и преемственности со школой первой ступени.

Дополнительная образовательная программа может быть использована отдельными модулями, а также в комплексе с другими образовательными программами.

 

В заключение мне снова хочется вернуться к мысли, что «Православие – путь духовного возрождения». Что духовно-нравственное воспитание – это «гармонически развитый человек, который находит свое счастье в служении Родине, живет интересами народа, обретает счастье в труде, любви к людям». «Православная вера несет в себе огромное воспитательное содержание, и нужно этот мощный потенциал религиозной, духовно-нравственной, общечеловеческой, эстетической культуры соединить с образованием, построенным на принципе народности. Как только мы захотим отделить непроходимой гранью преподавание Закона Божия от преподавания других предметов, то хотя преподавание различных предметов и останется, но воспитание исчезнет» (К.Д. Ушинский).

В каждом семействе традиции есть,

Как сохранить ум, совесть и честь!

Нас учат в грязь лицом не упасть,

Достойно прожить и не пропасть!

Нам запрещают завидовать, красть,

Не нужно правду бояться и лгать,

Чтить возраст и старость не обижать!

Обидчику всё возвращается вспять!

Внимательно слушать, а также прощать,

И всем нужно просто понять –

Эти, безусловно, мудрые советы

Взяты из библейского завета!   

Ученица 7-го класса Щербакова Ксения

 

Религиозное воспитание закладывает в человеке духовную основу жизни и нравственную модель поведения. Несомненно одно, что достичь высоких целей православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания – семья, государство, Церковь.

 

Список литературы:

1.     Ашиков В. В., Ещё раз о воспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№4, - 4с;

2.     Гладкова, Ю. А., Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, №4, 2006, - 41с;

3.     Маркова, В. Н., Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. №12, 2006, - 104 с;

4.     Островская, Л. Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987, - 144 с;

5.     Программа дополнительного образования «В мире добра» МБДОУ «ДС «Солнышко» г. Муравленко, ЯНАО, 2013г. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт