Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Молодёжь как индикатор состоян...

Молодёжь как индикатор состояния общества


Фамилия, имя, отчество (полностью):         Филиппова Светлана Витальевна

Название места работы:     МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»

Название муниципального образования:   Шурышкарский район

Название населённого пункта: с. Мужи

 

В современном мире следует особое внимание обратить на развитие культуры молодёжи, самой активной и быстро реагирующей на политические и экономические перемены социально-демографической группы. Психологические особенности этой социальной группы проявляются в существовании особых молодёжных субкультур (частица

 суб (лат.)- указывает на нахождение под чем-то, около чего-то; в данном случае культура, находящаяся около официальной). Молодёжное сознание является вторичным по отношению к культуре взрослого население. В большинстве стран современного человеческого сообщества отсутствует национальная идея, объединяющая население одного государства в единое целое сообщество. Так как молодёжь является наиболее перспективной социальной группой, важнейшим двигающим фактором общества необходимо понимать,  как формируются молодёжная субкультура и каковы её ценностные ориентиры. В среде современной молодёжи сегодня происходят процессы не всегда совпадающие с общепринятыми ценностями. Молодежь – это социально-демографическая группа, которая несёт потенциал будущего обновления общества, поэтому знания о её культурной нише особенно сегодня звучат актуально. Молодёжные субкультуры являются неотъемлемой частью культуры общества и связаны с политическими, экономическими событиями; являются рефлекторной реакцией молодёжи, как наиболее восприимчивой социальной группы, в связи с социализацией.

Молодежные субкультуры – феномен ХХ века, которое появилось в связи с тем, что общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования. 45% населения Земли по данным ЮНЕСКО составляет молодёжь.  Молодёжь, как социально-демографическая группа, не может не испытывать влияние общественных процессов в период своего взросления и вхождения в общества. Усложнение трудовой деятельности в обществе затягивает взросление молодого поколения, на более ранних этапах развития человеческого общества низкая продолжительность жизни сокращала сроки «подготовительного периода» к самостоятельной жизни. Становление личности проходит несколько этапов, поиск собственного образа, стремление к индивидуальности, самовыражению и самореализации хронологически соответствует подростковому возрасту  и юности. Сознание подростков и молодёжи ХХ века и современности является основой особой культуры, не всегда совпадающей как  с культурой родителей, так и с культурой общества в целом.

В современном философском словаре дано следующее определение. СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. [1] В социологии и культурологии субкультура (лат. Sub — «под» и cultura — «культура»; подкультура)— часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.[2]

          Под молодежной субкультурой понимается, прежде всего, культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.[3]

Таким образом, в широком смысле слова под субкультурой принято понимать культурную подсистему «официальной» культуры, свойственную её носителям с соответствующим набором ценностей и нравственными ориентирами. Это находит своё проявление в образе жизни и мыслей, а так же в поведении и внешнем виде. Условия жизни, глобализация, современные средства связи позволяют молодёжи объединяться. Новые технологии, освобождающие руки человека, вытесняют трудовую деятельность как ведущий вид активности, а организация досуга и отдыха становится первоочередной потребностью. Удовольствие от жизни определяется качеством организации свободного времени.

Молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем. Новые технологии и техника требуют специально подготовленных работников, это значит, что самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникает противоречие: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура. Культура является второй природой человека. М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для молодежи:

1. Они предлагают решение некоторых структурных проблем молодежи на «магическом» уровне, особенно проблем, созданных внешними противоречиями социоэкономической структуры, которые коллективно переживаются молодежными поколениями. Часто эти проблемы являются частью классовых переживаний - эффектом осознания классовой принадлежности и сопротивления молодежи социально-экономической заданности их будущего.

2. Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности вне той солидарности, которая предписывается им «соответствующей» (их уровню) работой, семьей и школой.

3. Они есть некая альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же, апробируется в классовой культуре, но опосредуется ближним окружением (соседством) или несуществующей - символической общиной, воспринятой через масс-медиа.

4. Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках «свободного» времени - в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира работы.

5. Субкультуры предлагают новые дилеммы для принятия индивидуальных решений.[4]

Сегодня в мире насчитывается больше 100 субкультур различных неформальных молодежных объединений. Одни имеют довольно богатую историю, традиции, другие только начинают свой путь.

Субкультура представляет динамическую систему, отвечающую на изменения, происходящие в обществе. Кроме того, любая субкультура проходит в своём развитии цикл: зарождается, достигает пика  и исчезает, но не бесследно, а трансформируясь в другие субкультуры, возникающие в ответ на вызовы общества. участие молодёжи в субкультуре становится способом социальной адаптации индивидуума в современном обществе, обществе постоянной конкуренции и борьбы. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более необычной внешности молодого человека, свободного от условностей с личным отношением к окружающему миру.

Россия не осталась в стороне от мировых социо-культурных процессов среди молодёжи, хотя долгое время была закрыта от Запада «железным занавесом». В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин "Неформальные объединения молодёжи", отсюда жаргонное слово "неформалы". Развитие молодёжных субкультур в нашей стране прошло несколько этапов:

  1. 50-60-е г.г. ХХ века - первое проявление неформальной культуры молодёжи – стиляги (приложение № 9).  Это был период в международных отношениях, который вошёл в историю под названием «холодная война», в это время между СССР и Западом существовал «железный занавес». С деятельностью Н.С. Хрущёва началась «оттепель», но  в культурной жизни она носила ограниченный характер. Продолжал сохраняться контроль партийного аппарата над деятельностью творческой интеллигенции. В ответ на усиления консерватизма официальной культуры стремительно росло влияние неофициальной, альтернативной культуры. Отличительная черта стиляг - американский стиль одежды, выражение симпатии к западному образу жизни как эталону. Образ стиляг совершенно не вписывался в жизнь послевоенного СССР, так как пропагандировал праздный образ жизни. Их появление было знаковым явлением, символом существования оппозиционного движения в отношении официальной идеологии.
  2. 70-е г.г. ХХ века – второй всплеск молодёжных субкультур, как следствие «хрущёвской оттепели», ломка стереотипов культа личности отдельного человека.  Появились первые рок-группы, выражавшие протест против командно-административной системы СССР, против выравнивания общества. На рубеже 1960-х – 1970-х гг. родились популярные советские рок-группы «Машина времени», «Цветы», «Скоморохи», «Аквариум». Это была эпоха рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент.
  3. 1987- 1989 г.г. ХХ века – взрыв контркультуры, связанный с процессами «перестройки». Концепция нового политического мышления позволила расширить культурные связи с Западом.  Кроме того государство ослабило идеологический контроль над духовной сферой жизни общества. Зарождение субкультуры как таковой было обусловлено разрушением идеологической концепцией советского общества. В нашу страну одновременно проникли несколько субкультур, но существовали они мозаично с искажениями сути идейных концепций западных субкультур, заполнив нишу освобождённую комсомолом.
  4. С середины 90- г.г. ХХ века, по мнению социологов, начинается снижение интереса российской молодёжи к субкультурам. Массовое общество индустриальной эпохи начало стремительно уходить в прошлое. Вместе с ним исчезало представление о человеке как части единого целого, стремление быть похожим на других. Главная черта современного общества – это самоиндентификация. Человек ищет свои корни, пытается найти своё место, прежде всего, в своём локальном мире. Начинает формировать общенациональная российская идея, как альтернатива западным субкультурам.

Особенность развития молодёжных субкультур в России – это наличие подражательного характера западным субкультурам при отсутствии целостной идейной  концепции. Хотя современные средства связи и информации (Интернет, социальные сети, скайп) позволяют сегодня российской молодёжи поддерживать постоянные контакты с западными сверстниками, массовое следование молодёжным субкультурам можно наблюдать, как правило, только в крупных городах.

Молодёжные субкультуры – это специфическая форма самоорганизации молодёжи. В 90- г.г. ХХ века произошёл раскол монолитной культуры советского общества. Постсоветское общество было стремительно вовлечено в процесс глобализации, произошло ослабление социальных институтов, и прежде всего, института семьи.

Новое восприятие молодёжной субкультуры в современной России связано с переоценкой её сущности. Происходит отход от отождествления молодёжной  субкультуры с контркультурой в советское время, формируется понимание молодёжной субкультуры как элемента культуры современного общества. Сегодня для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово "тусовка".

Особенность российских молодёжных субкультур выражается не только в том, что они имеют подражательный характер западным субкультурам, но и в запоздалости по времени. Типология российских молодёжных субкультур несколько отлична от ранее сформированных субкультур Запада. Как правило, российские молодёжные субкультуры являются модификацией западных молодёжных  течений. Молодёжные субкультуры активны, так как являются инструментом процесса самореализации, самоактуализации, вхождения молодого человека во взрослую жизнь. Специфика субкультур в российском обществе в том, что они заменили деятельность массовых детских и молодёжных организаций, пионеров и комсомольцев.

Функции молодёжных субкультур определяются потребностями молодёжи современного российского общества. Субкультуры помогают решить проблемы, которые возникают в семье, связанные с непониманием, а так же являются способом удовлетворения психологической возрастной потребности в общении, стремление быть частью какой-то группы с общими интересами, отличающейся, в том числе, и внешне.

Сегодня в российском обществе одновременно сосуществует несколько молодёжных субкультур. Обилие субкультур - это проявление плюрализма современного общества. Можно встретить относительное большое количество панков, рейверов, растаманов, скейтеров, роллеров, байкеров, рокеров.

Итак, молодёжные субкультуры можно считать элементами подсистемы официальной культуры. Появление субкультур связано с кардинальными общественными изменениями и являются ответом молодёжи на вызовы времени. Молодёжь живёт в общем социально- культурном пространстве, в направленности молодёжных субкультур находят отражение, прежде всего, кризисные явления. Появлению молодёжных субкультур способствует социальная незрелость современной молодёжи, усложнение социальной стратификации общества, кризис института семьи, снижение общекультурного уровня общества. Молодёжная субкультура – это механизм социализации молодого человека, путь достижения им социального статуса. Субкультуры объединяют молодёжь и подростков не только отдельно взятой страны, но и всего мира в целом. А это может означать только одно, что существуют такие вопросы и такие проблемы, которые волнуют данную возрастную категорию не зависимо от места проживания. Молодёжь как социально-демографическая общность оказалась втянутой в процесс современной глобализации. Через контакты молодых людей сближаются страны и рушатся стереотипы. Пример молодёжных субкультур наглядно показывает, что мир един, но противоречив в  многообразие образа мыслей и поведения.

Субкультуры являются проявлением вечного конфликта «отцов и детей», желанием молодого поколения свободно выражать своё мнение, быть услышанным, а главное, понятым и принятым без требований измениться. Знать содержание молодёжных субкультур – это необходимое условия для выстраивания правильных равноправных отношений двух поколений на принципах парнёрства и взаимоуважения. Чтобы сохранить ниточку связи между взрослым и ребёнком, необходимо проявлять истинный интерес к внутренним его переживаниям. Молодёжные субкультуры нельзя оставлять без общественного внимания, так как иногда их идеология имеет агрессивную окраску. Наиболее оптимальным вариантом взаимодействия официальной культуры и субкультур может быть создание искусственных молодёжных субкультур с безопасной системой норм и ценностей.

Молодёжные субкультуры возникают и развиваются при разных политических и экономических обстоятельствах, поэтому объяснять причину их возникновения только внешними факторами нельзя. Субкультура – это образ жизни и образ мысли, микрокосм взрослеющего человека. С помощью вхождения в молодёжную субкультуру происходит удовлетворение идеальной потребности молодого человека в самоактуализации, самореализации, самоутверждении и признании обществом. История борьбы с субкультурами в СССР показывает, что никакие запреты не могут препятствовать их возникновению и распространения. Через субкультуру лежит путь самовыражения современной молодёжи. Молодёжные субкультуры являются объективно существующим явлением современного общества, поэтому игнорировать их нельзя, а иногда и даже опасно.

Молодёжные субкультуры в России- это воздействие западной культуры, а так же стремление к преодолению наследия советской эпохи. Проявление российских субкультур не имеют конкретной специфицики,  и фрагментарно размыто в молодёжной среде. В России молодёжные субкультуры заменили массовые молодёжные организации и являются выражением стремления к новым формам коллективности, требования «быть своим».

Необходимость быть частью какой-то группы – естественная черта любого человека, но в подростком и юношеском возрасте она особенно ярко выражена. Борясь с одиночеством и непониманием молодые люди примыкают к какому-то молодёжному объединению. Молодёжные субкультуры не должны вызывать страх, так как это часть нашего общества, нашей культуры. Задача общества принять, понять и направить в правильном направлении творческую энергию такой многоликой современной молодёжи.

 

Используемая литература:

  1. Новейший философский словарь - http://www.philosophi-terms.ru/letter/%D0%A1%D1%83
  2. Субкультуры - http://ru.wikipedia.org/wiki/Субкультура#)
  3. Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (под редакцией Л.Н. Боголюбова). - М.: Просвещение, 2007

 4.   Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Наука, 1994


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт