Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование эмоционально-ценн...

Формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к Великой Отечественной войне на уроке литературы


Соснина Евгения Юрьевна

МАОУ «СОШ №3»

город Новый Уренгой

 

Формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к Великой Отечественной войне на уроке литературы

 

В последнее время наше государство уделяет всё большее внимание патриотическому воспитанию. Конечно же, функция по реализации этой задачи (формированию у граждан уважительного отношения к Родине, патриотического сознания, гражданской ответственности и готовности служить Отечеству) возложена и на систему школьного образования. Так, в Федеральном Государственном образовательном стандарте[4] описан «портрет выпускника основной школы»:

ü    любящий свой край и Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

ü    осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества…

   Таким образом, можно понять, что современный образовательный стандарт определяет патриотизм и национальное самоопределение как базовые ценности.

   Мы ещё хорошо помним, что в постсоветское время традиционное для нашей страны патриотическое сознание было почти утрачено. Можно сказать, что патриотизм в то суровое противоречивое время тесно граничил, если не отождествлялся, с национализмом. В общественном сознании тогда доминировали такие качества, как индивидуализм, цинизм, равнодушие. Государство как институт потеряло свой авторитет. Люди не доверяли власти. Статус военной и государственной службы резко упал.

   Сейчас ситуация исправлена. С этим трудно не согласиться, поэтому политику государства можно считать правильной, а попытки привить молодёжи любовь к Родине оправданными.

   Мне же, как практикующему учителю одной из российских школ, хочется осветить восприятие современными школьниками событий и значения Великой Отечественной войны, а также рассказать о практиках, использованных на уроках литературы, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения к событиям того времени.

Курс литературы занимает особое место в системе учебных предметов. Зачастую он не является предметом важным для профессиональной ориентации, не входит в число обязательных для сдачи на Государственной итоговой аттестации. Его роль иная, его функция воспитательная! Список произведений для изучения тоже определён культурологическими и идеологическими соображениями. Историческая память, гуманизм, особенности национального менталитета, православный характер русской литературы, самоопределение, осознание Родины, семейные ценности – всё это ключевые аспекты анализа литературных произведений школьного списка. Открывается курс Древнерусскими памятниками, далее – век Классицизма, «Золотой век», «Серебряный век», литература Советского периода и, наконец,  современная литература. Принято условно делить людей на «физиков» и «лириков». Я уверяю своих учеников, что деление это ложное, читаю им сочинения студентов юридического факультета, которые ничем не уступают сочинениям студентов-филологов, а иногда ещё и интереснее. Так, они приходят к мнению, что каждый из них – читатель! Независимо от эрудиции, успехов в других предметах и интеллектуальных наклонностей. Они осознают себя адресатом автора.

   Произведения о Великой отечественной войне носят особенный характер. Школьникам они интересны. Но как достичь душевного отклика? Как заставить представить и сопереживать? Как помочь осознать народную идентичность и предать весь ужас войны в мирное благополучное время?

   Надо признать, что всё большее количество подростков изучают произведение не по оригинальным текстам, а по фильмам, чаще художественным, и кратким содержаниям, лишённым авторской глубины и художественной детализации. Бороться с этим прямыми способами – запретами и низкими оценками - нерезультативно. Ведь плохая оценка едва ли заставит ребёнка увлечённо и аналитически прочитать текст. Считаю нужным учитывать психологические особенности подростков. Они не терпят дидактику и остро воспринимают любую критику. Поэтому необходимо наставнически направлять, иногда уводить в сторону от опасных идей и ложной информации. Например, ученики могут не читать Шолохова и Твардовского, а о войне знать по модным сейчас и повсеместно распространённым компьютерным играм. Здесь достаточно спросить, кто изобрёл эту игру? Какие цели ставили перед собой её создатели? Насколько соответствует игра фактам исторической действительности? И уже на следующий урок ученики преподносят вам ответы, но отношение к игре меняется. Игра остаётся лишь игрой! А точнее - коммерческим продуктом! И этим всё сказано. Для учеников тоже. Цель создателя игры – прибыль, а не любовь и уважение к истории.

   Иные ученики читают. Но обратите внимание, что они читают о войне? Однажды мне с ребятами пришлось на уроке разбирать творчество Виктора Суворова, оказалось, что ребята знали о его книгах. О книгах противоречивого писателя, который стремился развеять мифы о событиях войны. Жажда исторической правды или эпатаж в основе книг этого автора? В классе нашлись и его сторонники, и критики. Мы читали мнения историков с академическим образованием. Оказалось, дети склонны верить им больше, чем блогерам.

   Ещё в более младшем возрасте, в пятом-шестом классе, начинаю с простого и действенного. Показываю детям фрагменты фильма Михаила Ромма«Обыкновенный фашизм» (1965).В первый раз долго думала, стоит ли показывать детям столь эмоционально тяжёлые кадры? Советовалась со школьными психологами. В психологии подобный метод именуют как  «культурный шок». Дети были под впечатлением. Под тяжёлым впечатлением. Казалось, они боялись посмотреть друг на друга, будто чего-то стыдясь. Они ничего не сказали мне после выхода из зала. Утром спросили: «Как же так? Как люди могли допустить это?». Тогда я поняла: достучаться до детских сердец удалось.

   В первый год своего педагогического опыта я готовила десятиклассников к поэтическому конкурсу чтецов, посвящённому Великой Победе. На уроках обсуждали войну. Подготовить ребят хотелось так, чтобы публика вздрогнула! И вдруг вопрос: «А зачем всё это?» И кто-то вторит с соседней парты: «Давно это было. Не пора ли забыть?» Подобные вопросы принимаю за высокое доверие. Не каждого учителя спросят о таком, считая реакцию очевидной. Я тогда поняла, что мои доводы сейчас не будут иметь вес, доводы о прошлом. Поэтому решила поговорить о будущем. Спросила ребят, куда бы они хотели поехать в отпуск. Получила встречный вопрос, а это и было моей целью. Рассказала о том, что коплю на поездку в Европу. Хочу показать моим детям, место, где погиб их прадед, место это - концентрационный лагерь «ШталагIV» в Германии. На этом урок и завершился. Но не завершилась эта история. Один из этих усомнившихся ребят написал мне осенью сочинение о том, как провёл лето. Рассказал о том, как летом поисковый отряд нашёл останки его прадеда, погибшего в боях на территории Беларуси. Семья мальчика была приглашена на церемонию захоронения и привезла оттуда горсть земли. А ведь на том уроке он ничего не говорил о своих родственниках, погибших на войне… Неужели не знал? Но это уже не важно. Важно то, что ещё один молодой человек нашей страны ответил на свой же вопрос «Зачем это нужно?».

   В моём рабочем кабинете есть особая книжная полка. Я ставлю туда книгу после прочтения, если хочется, чтобы книга эта попала в руки учеников. Первой была книга «Проект «Россия»»[3], с моими пометками и подчёркиваниями. Она привлекла внимание, и её прочитали несколько человек из числа старшеклассников. Затем появился Владимир Мединский(«Война. Мифы СССР»)[2]и Светлана Алексеевич («У войны не женское лицо»)[1]. Это уже не школьная программа. Это то, что за её рамками. Что требует критического и внимательного читателя. Подобные книги, разговор о них, тематические обсуждения на уроке помогают мне повлиять в какой-то мере на отношение ребят к войне. И я верю, что их неверие, также как их сомнения и скептицизм, можно искоренить.

 

Список литературы:

1.     Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. – М., Время, 2016

2.     Мединский В. Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945.-М., ОлфаМедиаГрупп. Просвещение, 2011.

3.     Шалыганов Ю.В. Проект «Россия». «Эксмо», 2012

ФГОС основного общего образования. – М., Просвещение, 2016.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт