Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Князь Владимир. Принятие христ...

Князь Владимир. Принятие христианства


Чибирева Татьяна Ивановна
учитель истории и обществознания
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Салехард

Чибирева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Салехард

 

Князь Владимир. Принятие христианства

Что мы знаем о князе Владимире? Князь Владимир был сыном Святослава, внуком княгини Ольги и правнуком Рюрика. Князь, который сыграл в судьбе русского народа особую роль. Владимир принял христианство и сделал православие государственной религией в Древней Руси.

Как ответить на вопрос: Крещение Руси – это политический ход или искренний душевный порыв князя Владимира? Летопись повествует, что к князю Владимиру приходили разные проповедники и рассказывали о своей вере. Первыми прибыли волжские болгары, описание мусульманского рая пленило воображение князя, но запрещение пить вино показалось безрассудным. Немецких католиков выслушал, отправив их обратно, не принимая веры от папы. У иудеев великого князя насторожило отсутствие Отечества. И только греческий философ смог заинтересовать содержанием Ветхого и Нового Завета, показав участь нераскаявшихся грешников. В 987 году отправляет великий князь десять благоразумных людей в разные страны. Вернувшись, послы рассказали о разных религиях, но впечатлила более всего красота православного богослужения. Владимир решает принять веру греческую православную. Необходимо отметить, что Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но и давние торговые, политические, династические связи.

Приняв христианскую веру, князь Владимир при крещении получил имя Василий, решился в 988 году привести к православной вере свой народ, сначала приказав истребить языческих идолов, которых топили, сжигали, рубили. Когда-то почитаемого языческого бога Перуна привязали к конскому хвосту, били тростями и сбросили в Днепр. После разорения капищ Владимир приказал крестить народ в водах Днепра и других рек. Призывая людей на крещение, Владимир изрек: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». [4]

В исторической литературе Крещение Руси объясняется рядом причин:

Во-первых, интересы государства требовали отказа от многобожия и введения единобожия по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог, то есть возникла необходимость укрепления власти киевского князя.

Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной.

В-третьих, христианство с его нравственными нормами  меняло отношения к человеку, к женщине, матери и детям. Происходит укрепление семьи, появляется церковный брак, объединение на новой духовной основе.

В-четвертых, приобщение Руси к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны и общеевропейским ценностям, что в итоге повысило международный авторитет государства.[2]

Но главное, к этому решению – принятию христианства – привело наших предков неизреченное милосердие Божие, Его желание спасти всех и каждого, «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 3–4).[3]

Начинается строительство христианских храмов. При Владимире построили в Киеве деревянную церковь святого Василия. Константинопольские мастера возвели каменный храм в честь Пресвятой Богородицы там, где пострадали от язычников за веру во Христа Федор и его сын Иоанн в 983 году.[1] Киевский храм Успения Богоматери получил название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину", то есть десятую часть княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Позднее создаются каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других городах Руси. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и художественные ремесла, ювелирное дело, храмовое зодчество, иконопись, мозаика, фрески. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Таким образом, развивается национальное искусство.

Итак, принятие христианства на Руси Великим киевским князем Владимиром стало как его религиозное воодушевление, так и государственные соображения, поскольку для русского народа христианизация означала приобщение к культуре христианских народoв, что способствовало успешному развитию культурной и государственной жизни.

Сам князь после крещения внутренне изменился. Источники повествуют, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Он боялся причинить зло, поэтому оружие брал только для защиты государства. Князь, искренне приняв православную веру, старается вести достойную жизнь христианина. Сострадая больным и убогим, велел развозить хлеб, мясо, мед, продукты по домам. Владимир стал мудрым управителем страны, духовным наставником для своих подданных. Среди дружины появилось много благочестивых христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житье.

Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается 28 июля (15 июля по старому стилю).

 

 

Список литературы

1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: «Покров», 2003

2. Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2009.

3. «Русские Новости»ИА статья «Крещение Руси князем Владимиром»

4. "Русская Православная Церковь 988–1988". – М.: Издание «Московской Патриархии», 1988 

  • 013ag 07 ноября 2014 г.
    В статье Чибиревой Т.И. рассматривается  значимость принятия христианства для Руси. Раскрываются  исторические причины. Личностность князя Владимира значима для нашей истории. Статья вызвала интерес. Спасибо автору.
    В статье Чибиревой Т.И. рассматривается  значимость принятия христианства для Руси. Раскрываются  исторические причины. Личностность князя Владимира значима для нашей истории. Статья вызвала интерес. Спасибо автору.
  • karawan 08 ноября 2014 г.
    Спасибо автору! Все изложено очень хорошо, читается на одном дыхании. Буду ждать следующих Ваших публикаций!
    Спасибо автору! Все изложено очень хорошо, читается на одном дыхании. Буду ждать следующих Ваших публикаций!
  • Ксения 08 ноября 2014 г.
    Спасибо за простоту слога, и при этом большую информативность статьи!
    Спасибо за простоту слога, и при этом большую информативность статьи!
  • puchkool 11 ноября 2014 г.
    Статья малоинформативная изобилующая общеизвестными фактами. Хотелось бы видеть более отчётливую позицию автора, его мнение. Так почему же всё-таки по мнению автора Владимир принял христианство?  Особенно по вопросу - почему же Владимир принял православное направление христианства, а не католическое как большая часть соседей западных славян, шведов, немцев, венгров и т.д.?
    Статья малоинформативная изобилующая общеизвестными фактами. Хотелось бы видеть более отчётливую позицию автора, его мнение. Так почему же всё-таки по мнению автора Владимир принял христианство?  Особенно по вопросу - почему же Владимир принял православное направление христианства, а не католическое как большая часть соседей западных славян, шведов, немцев, венгров и т.д.?
  • Библиотека 11 ноября 2014 г.
     Сегодня мы - наследники богатой, красивой русской культуры.Однако мы должны найти путь верного понимания русской культуры – путь христианской православной культуры. Православие - это дар предшествующих поколений, это одна из тех немногих ценностей выражающаяся в духовных традициях. Именно Рождественские образовательные чтения как нельзя лучше помогут нам понять суть и происхождение христианской православной культуры.
     Сегодня мы - наследники богатой, красивой русской культуры.Однако мы должны найти путь верного понимания русской культуры – путь христианской православной культуры. Православие - это дар предшествующих поколений, это одна из тех немногих ценностей выражающаяся в духовных традициях. Именно Рождественские образовательные чтения как нельзя лучше помогут нам понять суть и происхождение христианской православной культуры.
  • 1111ft 11 ноября 2014 г.
    Автор статьи Чиберева Т.И. хорошо владеет историческим материалом эпохи конца X - начала XI веков, в частности жизнеописанием Великого князя Владимира Святославича "Красное Солнышко", годы правления: 980-1015гг. Излагает его коротко, четко, чистым литературным слогом, отбирая необходимые факты и события, делая правильные выводы. В методическом плане статья Чиберевой Т.И. может быть использована на уроках истории и ОРКСЭ.
    Автор статьи Чиберева Т.И. хорошо владеет историческим материалом эпохи конца X - начала XI веков, в частности жизнеописанием Великого князя Владимира Святославича "Красное Солнышко", годы правления: 980-1015гг. Излагает его коротко, четко, чистым литературным слогом, отбирая необходимые факты и события, делая правильные выводы. В методическом плане статья Чиберевой Т.И. может быть использована на уроках истории и ОРКСЭ.
  • ПЦКС 12 ноября 2014 г.
    Всё изложено кратко и понятно, особо не опираясь на исторические данные и факты.
    Всё изложено кратко и понятно, особо не опираясь на исторические данные и факты.
  • шухова 12 ноября 2014 г.
    Статья хороша тем, что понятна и интересна не только специалистам в области истории. Материал изложен интересно, ёмко, кратко, грамотно. Мне как предметнику этот материал пригодится при изучении соответствующей темы. Безусловно, у  этой статьи  ещё и большой воспитательный потенциал. 
    Статья хороша тем, что понятна и интересна не только специалистам в области истории. Материал изложен интересно, ёмко, кратко, грамотно. Мне как предметнику этот материал пригодится при изучении соответствующей темы. Безусловно, у  этой статьи  ещё и большой воспитательный потенциал. 
  • Александр 12 ноября 2014 г.
     Огромная ошибка, когда автор статьи ссылается на учебныепособия. Учебник это не научное исследование какой-либо проблемы, это всего лишь  систематизация уже хорошо известных фактов. В списке литературе нет ни одного научного труда. 
     Огромная ошибка, когда автор статьи ссылается на учебныепособия. Учебник это не научное исследование какой-либо проблемы, это всего лишь  систематизация уже хорошо известных фактов. В списке литературе нет ни одного научного труда. 
  • Pale 13 ноября 2014 г.
    С удовольствием прочитала статью. Изложено очень легко и интересно. 
    С удовольствием прочитала статью. Изложено очень легко и интересно. 
  • juri-popov 13 ноября 2014 г.
    Статья хороша для учащихся 5 классов, не более того. Нет серьезной научной аргументации, повторяются азы из учебников. И тем более цитирование Священного писания в данном случае не уместно, ведь восточные славяне в Х веке еще не знали его.
    Статья хороша для учащихся 5 классов, не более того. Нет серьезной научной аргументации, повторяются азы из учебников. И тем более цитирование Священного писания в данном случае не уместно, ведь восточные славяне в Х веке еще не знали его.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт