Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Коммуникативная и учебная «вкл...

Коммуникативная и учебная «включенность» каждого обучающегося в образовательный процесс


Сухорукова В.В., учитель немецкого языка, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Салехард

 

По нашему мнению, методическим содержанием современного урока иностранного языка должна быть коммуникативность. Обучая ребят иностранному языку, мы учим их общаться на данном языке. В речи реализуется коммуникативная функция языка.

Разумеется, процесс обучения нельзя сделать полностью подобным общению. Коммуникативность означает подобие процесса обучения и процесса общения лишь по основным признакам, которые представляют собой целенаправленный и мотивированный характер речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между собеседниками, образующими ситуацию общения, обсуждение тех тем, которые соответствуют возрасту и интересам учащихся, их уровню развития, использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе. Включение ученика в иноязычную деятельность общения, обслуживающего типичные для него виды жизнедеятельности, - не только важная практическая задача, ее решение является существенным вкладом в формирование личности учащегося.

Человек формируется, выступая в качестве субъекта различных деятельностей. Проявляя активность при выполнении этих деятельностей, он формируется как активная личность. Приближение процесса обучения иностранному языку в школе к нуждам современности существенным образом связано с постоянным включением ученика в такие учебно-речевые ситуации, когда он вынужден выступать в качестве субъекта деятельности, ее инициатора и организатора в процессе взаимодействия с другими участниками деятельности. В жизни язык используется с учетом ситуации общения и влияния на вербальную стратегию человека. Единицей коммуникации являются определенного рода действия или речевые акты: утверждение, просьба, вопрос, извинение, благодарность и т. д. Коммуникативная значимость структурных элементов речевого акта (слов, словосочетаний, предложений) выявляется в связном тексте. Порождению речевого акта предшествует формирование речевого намерения говорящего, в котором учитываются предварительные знания о партнере по общению, цель, предмет, место и время высказывания. Наиболее естественными являются устные виды общения – слушание и говорение, проявляющиеся чаще всего в диалогической форме.

Приоритетом образования выдвигается воплощение идеи воспитания человека самостоятельного, ответственного, инициативного, думающего, способного выстроить свою жизненную траекторию и реализовать творческий потенциал.

Главная задача учителя - научить общению на иностранном языке, создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.

На сегодняшний день, что касается традиционного содержания образования, знания преподносятся всему классу в виде системы «готовых истин», критерии успешности обучения сводятся к оцениванию ЗУНов, традиционно распределяются познавательные роли (учитель – в качестве ведущего впереди, а ученик – в качестве ведомого сзади).

Если рассматривать образовательный процесс среднего звена школы, можно отметить наличие основных противоречий:

  • смена целевых ориентиров образования и отсутствие необходимых способов их реализации в современной школе;
  • необходимость полноценного раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка и отсутствие у него механизмов и способов самопознания и сформированного способа познавательного поведения при обучении иностранного языка;
  • стремление педагогов оказать помощь и педагогическую поддержку в развитии деятельностных способностей и отсутствие путей и средств осуществления этого на уроке.

Из данных противоречий вытекает проблема. Как следует строить учебный процесс, направленный на формирование и системный тренинг деятельностных способностей, развитие коммуникативных навыков в обучении иностранного языка на начальном этапе обучения?

Цель моей работы:

  • включение каждого школьника в образовательный процесс;
  • повышение уровня учебных достижений каждого ученика;
  • рост эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, увеличение процентного показателя качества образования;
  •  Привитие интереса к предмету посредством проведения нестандартной формы    урока.

Передо мной стояли задачи:

  • проверить на практике целесообразность использования новых подходов при обучении школьников иностранному языку.
  • разработать структуру урока по новым технологиям, отвечающую современным требованиям образовательного процесса;
  • определить роль и место данных уроков в системе введения и воспроизведения нового материала;
  • создать условия для формирования знаний, умений и навыков изучения новых слов по теме «Одежда», умение употреблять их в речи;
  • развивать устную речь учащихся, развивать умение логически правильно строить свою речь;
  • воспитывать бережное отношение к одежде, привитие культуры вкуса, быть аккуратным, воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её, т.е. носит характер ситуативности. Ситуация – это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Очень важно «пропускать» ситуацию «через себя», придавая ей личностный характер. Личностная ориентация значительно повышает эффект усвоения иностранного языка, так как наряду с интеллектом подключаются эмоции.

Каждый урок – новое открытие, причем, предметом изменения в учебной деятельности становится ученик. На уроке каждый ребенок поворачивается лицом к себе, оценивая себя, свою деятельность.

Наиболее адекватным приемом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и работа в парах в форме игры.

Подобные игры открывают простор для инициативы и творчества, а следовательно, способствую личному росту ребенка. И, главное, при этом еще и эффективно изучаем учебный предмет.

Современная методика предлагает большое разнообразие вариантов
интерактивной работы в парах. Наиболее распространённым видом парной работы является составление диалога. Но нередко при выполнении этого задания инициативу берёт на себя более продвинутый ученик, а второй лишь озвучивает свою роль, написанную его партнёром. Организуя парную работу, также необходимо предусматривать такие задания, выполнение которых предполагает активное взаимодействие учащихся и определённую взаимозависимость друг от друга. Осознание этого способствует созданию мотивации к выполнению задания. Ниже приводятся
примеры, где каждый участник пары выполняет своё задание.

Пример 1.  Работа в группах.«Ziehemichan!». Игра. Учащиеся «одевают» одного ученика следующим образом: ребята получают карточки, на которых написаны названия одежды. Они должны правильно «одеть» товарища, т. е.  наклеить карточку на то место, на котором носят эту одежду). Игра на время и качество.

Рефлексивные прогнозы возможных последствий и результатов применения выработанной стратегии показали, что когда ученику интересно, когда он творит, ищет и выдумывает, он не устаёт, независимо от того, насколько сложное задание, и сколько времени требуется на его выполнение.

Кстати, и учителю тогда работается гораздо легче, и эффективность его труда неизмеримо повышается.

 

Список использованных  источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Об утверждении показателей мониторинга системы образования. Приказ Министерства образования и науки от 15 января 2014 г. N 14.

2. Научная и учебно-методическая литература

2.1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. URL: http:// www.studarhiv.ru.

2.2 Что значит «уметь учиться»: Метод.пос. для учителей / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева. М., 2006.

2.3 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пос. для учителя. URL: http://bookz.ru.

2.4 Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. 2011. Т. 2.



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт