Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Методика работы по воспитанию ...

Методика работы по воспитанию толерантности средствами музея


Мельникова Евгения Александровна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музейный ресурсный центр»

Муниципальное образование город Ноябрьск

 

 

Ноябрьск – северный многонациональный город.

С момента зарождения города покорять его суровые просторы приехали жители из разных республик бывшего Союза Советских Социалистических республик.

При переезде на новое место жительства, вырванные из традиционного национального контекста, представители любой национальности со временем теряют ощущение этнической принадлежности. Мощный слой традиционной культуры размывается и забывается, обратиться к этому кладезю мудрости и опыта, хранителю национального сознания можно только опосредованно – через образы, запечатленные в памяти людей или домашние реликвии, привезённые с исторической родины.

Наиболее остро эта особенность проявляется у современного ребёнка, который живёт в условиях северного города, стирающего ощущения этнической принадлежности. Традиционная культура своего народа городскими детьми воспринимается как «чужая», «другая».

Отрадно, что в последнее время значительно возрос интерес к истории и культуре своего народа. Поиски информации, связанной с некогда утраченными традициями, естественным образом побуждают горожан обращаться к национальной культуре, хранителем которой является музей. За «этнически значимой» информацией тянутся в музей и дети, не всегда имея возможность найти ее у старшего поколения.

Музей, являясь местом культурно-исторического диалога, выступает как помощник педагогам и родителям в вопросах толерантного воспитания. Музейные педагоги предлагают знакомство с материальной и духовной культурой разных национальностей через изучение народной игры и игрушки, традиционной национальной одежды, быта, обрядов и праздников посредством включения ребёнка в игровую деятельность.

Музей предоставляет возможность сделать учебный процесс более наглядным, интересным. Занятия, экскурсии в музее призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости и патриотизма.

Специфической особенностью деятельности Детского музея является принцип создания долгосрочных образовательных интерактивных проектов и программ для детской и семейной аудитории, в которых используются разные методы работы с юными посетителями и их семьями: интерактивные проекты, выставки, народные праздники, игровые музейные занятия, образовательные программы.

Проекты, направленные на воспитание межкультурных коммуникаций имеют свою историю создания, актуальность и научную обоснованность.

Результатом научных исследований в области национальной культуры народов, составляющих население Ямало-Ненецкого автономного округа, является передвижной проект «Магия народной куклы».

Экспозиция создана на основе фондовых предметов - тряпичных кукол (русских, украинских, татарских, удмуртских, народа ханты, народа республики Мари-эйл и др.), изготовленных специально для выставки мастерицами из городов и регионов России, Украины.

 

Социальная значимость проекта предполагает воспитание толерантности к представителям разных культур, осмысление того, что уникальная культура каждого народа является частью единого культурного пространства. В рамках проекта посетителю предлагается участие в музейных праздниках, мастер-классах по изготовлению традиционных кукол.

Для детей младшего и среднего школьного возраста сотрудниками Детского музея была также разработана культурно-образовательная программа «Мастерская Народной куклы», которая включает в себя цикл лекций и игровых занятий по народной культуре, мастер-классы по изготовлению народных кукол, народные праздники. В процессе реализации программы происходит знакомство с традиционной народной куклой как источником информации о быте, обычаях и традициях того или иного народа, знакомство с куклой как с одним из видов декоративно-прикладного искусства, воспитание толерантности к представителям разных культур, развитие интеллектуального и творческого потенциала посредством участия в мероприятиях, сопровождающих проект.

Традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. В каждой из изготовленных кукол проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности.

Через народные праздники, лекции, музейные занятия и мастер-классы дети знакомятся с традициями и обычаями следующих народов: русских, украинцев, татар и ханты, изготавливают куколок и учатся самостоятельно плести несложные пояса. Во всех перечисленных мероприятиях главным источником информации становится традиционная кукла, которая помогает развить у детей интеллектуальный и творческий потенциал. Благодаря этому у них формируются знания, умения и практические навыки работы с текстильными материалами.

Например, в осеннее время года учащиеся изучают традиции и обычаи русского народа, знакомятся с русскими куклами «Зерновушка», «Рябинка» и «Параскева Пятница», изготавливают их своими руками, учатся плести несложный пояс и кроме этого, принимают участие в музейном празднике «Осенины». Подобным образом дети знакомятся с обычаями и традициями украинского, татарского народов и народа ханты, принимают участие в таких музейных праздниках, как «Озорные Святки», «Вороний день», «Сабантуй», изучают особенности изготовления традиционных игрушек этих народов.

В древние времена существовал ряд правил, определяющих порядок изготовления кукол, в них закладывалось особое понимание мироздания предками. Художественная традиция изготовления народных кукол являла собой один из множества прекрасных инструментов воспитания креативного, свободно мыслящего, разумного, полезного для социума человека.

Многие из участников проекта до начала занятий иголку с ниткой в руках держат очень редко, да и завязывать узелки не все умеют. Постепенно даже мальчишки с большим удовольствием впитывают знания, познают навыки шитья и рукоделия, ставят перед собой цель – научиться и сделать национальную куколку. И с каждым занятием она получается лучше прежней. У детей также появляются общие интересы, они начинают обмениваться опытом и помогать друг другу.

 

Конечно, первые куколки юных мастеров совсем неказисты на вид, но затем, даже сложные в шитье и плетении изделия можно вполне назвать настоящим произведением, в которое было вложено терпение, настойчивость и любовь. Дети любят своих кукол и с гордостью представляют их на итоговой выставке.

Сотрудники Детского музея не раз убедились, что народная кукла дает большие возможности для развития фантазии. Она объединяет людей разных национальностей, помогает раскрыть внутренний мир даже застенчивых детей и развить их творческий потенциал.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт