Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Межпредметный образовательный ...

Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе


Чучелова Ольга Геннадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
г. Муравленко

Одним из нововведений  в нашей школе стал образовательный модуль, построенный как межпредметная интеграция русского языка, литературы, математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.

Межпредметный образовательный модуль  - это  организованная  деятельность младших   школьников по решению учебной задачи [1].

Цель проведения модуля: координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников.

Внедрение образовательного модуля даёт возможности:

учителю – видеть отдельные учебные предметы, как части единого образовательного пространства;

ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета;

ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной [3].

 

Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе

Обычно школьный день ученика проходит следующим образом: уроки, чередующиеся с переменами, и затем домашняя работа. Информация поступает по отдельным каналам, именуемым учебными предметами. Организованная деятельность, в которой нужно осмыслить, объединить и применить все то, что уже пройдено, отсутствует.

На мой взгляд, в школьную жизнь должны быть включены такие события, которые позволят детям собрать воедино свои познания и достижения в разных предметных линиях, ощутить новые возможности, применить опыт полученных знаний.

Одним из нововведений  в нашей школе стал образовательный модуль, построенный как межпредметная интеграция русского языка, литературы, математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.

Межпредметный образовательный модуль  - это  организованная  деятельность младших   школьников по решению учебной задачи [1].

Цель проведения модуля: координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников.

Задачи модуля:

  • Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока – это необычно, значит интересно.
  • Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
  • Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями.
  • Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Образовательный модуль состоит из проектных задач. Способы подачи учебного материала при решении проектной задачи модуля осуществляется через:

  • интеграцию учебных предметов на одном уроке,
  • объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач.

 

 

   Проектная задача – это система заданий (действий, направленных на поиск лучшего пути достижения реального «продукта») [2]. Проектная задача имеет основные специфические признаки  и отличается от учебной:

Учебная:

  • поиск общего способа для решения большого круга частных задач;
  • решается в учебной ситуации всем классом;
  • «продукт» - модель.

Проектная:

  • поиск из существующих способов действий того способа, с помощью    которого можно   решить проектную задачу;
  • решается в приближенной к реальной ситуации в малой группе;
  • «продукт» - реальный, конкретный.

    Фазы модуля:

  • Запуск модуля (событие) – постановка проектной задачи, мотивация на ее решение.
  • Деятельность по решению проектной задачи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников формируются следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё      существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
  • Событие, которое проектируется как особое общее дело всего класса  (защита проектов, презентация книги, праздник, соревнование, т.д).
  • Рефлексия.

В этом учебном году в школе реализуются 4 модуля по параллелям.

1 класс.  Модуль «Круглый год».

  Цель: развитие у учащихся представлений о времени, о его линейности и цикличности, о смене времён года и соответствующих сезонных изменений в природе и деятельности людей.  Кульминационным событием этого модуля является праздник «Круглый год».

Все предметы объединены общей целью, но каждый предмет решает свои частные задачи. «Окружающий мир» - это знакомство с сезонными изменениями в природе и сменой времен года. «Литературное чтение» - выразительное прочтение художественных произведений о временах года. «Изобразительное искусство» - выполнение творческих работ с изображениями животных, времен года. «Математика» - рассмотрение отношений «целого» и «частей».

Результат праздника –  модель «личного года детей» составленная из их фотографий.

2 класс. Модуль «Парад словарей.

Цель: создать условия для формирования у учащихся умения работать со словарями и справочной литературы.

На уроках русского языка дети учатся проверять орфограммы с помощью орфографического словаря и устанавливать или уточнять значение слов по толковому словарю, на уроке окружающего мира второклассники обращаются к естественнонаучному справочнику с целью получения необходимой информации об изучаемых природных объектах,  а на уроках литературы дети составляют свой собственный «Словарь настроений». На празднике «Парад словарей» пройдёт презентация составленных словарей.

3 класс. Модуль «Путешествие по родному краю».

Цель: показать, что наша малая Родина, Ямал – частичка нашей великой родины – России.

Модуль  предполагает через творчество (создание коллажей, презентаций, сбор информации для создания интеллектуальной игры, решение задач и т.д.) заинтересовать школьников историей своего города, красотой окружающей природы. В рамках выбранного направления дети осуществляют поиск информации, ее анализ  и применяют для своих творческих задумок.

Событием модуля является интеллектуально  творческая  игра – путешествие «Мой северный край».

4 класс запустили образовательный модуль « Составим свой сборник задач».

Цель: формировать умение анализировать художественные и научно – популярные тексты и создавать на них нестандартные задачи.

  Продуктом будет создание детского сборника компетентностных задач аналогично тому сборнику, который создали учителя города.

Способы работы с текстом, открытые  в курсах русского языка и литературного чтения, применяются для составления и оформления математического сборника.  Учащиеся  составляют задачи по тексту известных произведений.  Например,  по сказке Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка - путешественница»,  ребята составили задачи на движение, нахождения площади и периметра и т.д.

Что даёт модуль? Внедрение образовательного модуля даёт возможности:

учителю – видеть отдельные учебные предметы, как части единого образовательного пространства;

ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета;

ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной [3].

 

Литература.

1. Инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» Авторы ИУМК: Е.В. Восторгова, С.Ф. Горбов и Н.Л. Табачникова, З.Н. Новлянская, Е.В. Чудинова. -2008. http://school-collection.edu.ru/

2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова.- М.: Просвещение, 2009.

3. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл./  под ред. А.Б. Воронцова./ - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011 – с.45


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт