Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Наглядное моделирование в lego...

Наглядное моделирование в lego-конструировании дошкольников


Путятова Р. Я.
старший воспитатель
Звёздочка
г. Ноябрьск
Першина И. В.
заведующий
Звёздочка
г. Ноябрьск

Першина И. В., заведующий,

Путятова Р. Я., старший воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Звёздочка», г. Ноябрьск,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Конструирование в общеобразовательных программах дошкольного образования было всегда обязательным компонентом. Данный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей, экспериментированию нашёл своё увлекательное и современное продолжение в конструкторах нового поколения LEGO.

«Творчество – социальное явление, связанное с преобразованием мира, процесс, направленный на открытие мира и самого себя, преобразующая деятельность, в результате которой создаётся новое и одновременно ценное». (Дороти Сиск, Сандра Кейплан). Именно такое творчество предполагают родители, воспитатели, дети, когда речь идёт о LEGO-конструировании. Как организовать педагогическое сопровождение? Как развивать творческие способности дошкольников посредством образовательных конструкторов? Как организовать проектную деятельность на основе конструкторов LEGO? Ответить на поставленные вопросы попытались педагоги детского сада «Звёздочка» города Ноябрьска в проекте «Мир LEGOтворчества», получившем Грант ООО «Газпром добыча Ноябрьск» в конкурсе социальных проектов в 2014 году. Цель проекта – создание открытой информационно-развивающейся образовательной системы, способной удовлетворять потребности детей в области технического творчества.

Поддержка социальных партнёров уже на первом году реализации проекта позволила создать условия для работы в нашем учреждении – детский центр LEGO-конструирования. Насыщенная предметная среда центра помогает нам организовать занятия не только по образцу, инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу, но и по собственному замыслу воспитанников – моделирование объектов (фигур людей, сказочных героев, животных, транспорта, архитектурных сооружений).

Детский центр LEGO-конструирования оснащён и мультимедийным оборудованием, что позволяет педагогам успешно использовать в своей деятельности современные информационные и сетевые технологии при подготовке и проведении занятий, различных конкурсов, фестивалей не только с детьми, но и с педагогами и родителями, педагогами, родителями.

Сюжеты из мира LEGO, схемы, цветные карты-иллюстрации проецируются на экране, по ним дошкольниками 5–7 лет создают постройки. Сюжеты, карты-иллюстрации определяют тему встречи.

Карты-иллюстрации отображают две одинаковые постройки (одна законченная, другая с удалёнными фрагментами, которые нужно воспроизвести по образцу) составлены с учётом возраста и используются с трёх лет во всех возрастных группах, поскольку, способствуют развитию наглядного моделирования реального мира, формированию первейших представлений о работе по схемам. Наглядное моделирование реального мира развивает умения детей анализировать предметы, выделять его характерные признаки, особенности, основные функциональные части, устанавливать связи между их назначением и строением, стимулирует конструктивное воображение, формирует умения действовать в соответствии с картой-иллюстрацией, передаёт особенности предметов средствами LEGO, развивает речь, коммуникативные способности. С помощью наглядного моделирования идёт обучение планированию процесса создания постройки по образцу.

Темы занятий с использованием конструктора LEGO-DUPLO, которые проводят педагоги нашего детского сада, предусматривают знакомство с окружающей действительностью: «Квартира», «Служба спасения», «Домашние животные», «Птичий двор», «Транспорт». Понятно, что если в младшем возрасте это может быть мебель для куклы, где нужно добавить отдельную недостающую деталь, то в старшем нужно выделить недостающее количество деталей, их цвет, форму.

В среднем и старшем возрасте моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO,согласно нашему проекту, направлено на обучение анализу логических закономерностей, умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа заданных им вопросов, например: «Что общего между парком и парковкой? Какие виды парков существуют? Какие объекты объединяет слово парк?» Для решения проблемных вопросов дети делятся на подгруппы, выбирают темы, конструируют парковку, парк отдыха, детский парк. Проекты построек защищаются. Группы формируются в зависимости от уровня умений и навыков освоения конструирования. Группа со средним уровнем конструирует по образцу, с более высоким – по замыслу. Воспитатель может поставить главным архитектором ребёнка с высоким уровнем умений руководить командой. Моделируя знакомые объекты, воспитанники в игровой форме приобретают навыки проектной деятельности, при этом развиваются комбинаторные способности, активнее проявляется творчество. Одним из приоритетов в наглядном моделировании является конструирование по условиям-требованиям. При конструировании по условиям вновь возвращаемся к работе со схемами, но это будет уже более серьёзный, проектный вариант. Полученный навык работы по картам-иллюстрациям позволяет детям легко осваивать технологию работы по более сложной схеме, чётко выполнять требования инструкции.

Сегодня педагогами отмечено, что при выполнении заданий, независимо от возраста, основная часть детей проявляет внимание, последовательность в выполнении действий, предметно обсуждает риски. Старшие делают предположения, выводы, учатся работать в команде, самостоятельно распределять обязанности, предвидеть конечный результат. Это, как видим, формирует у дошкольников метапредметные результаты и в полной мере соответствует деятельностной педагогике, решению задач, обозначенных ФГОС дошкольного образования.

В данной статье мы обозначили только первые шаги в разрешении поставленных задач проекта. Впереди нас ждут интересные встречи с единомышленниками, родителями, партнерами.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт