Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Не такой, как другие, не так...

«Не такой, как другие, не такая, как все»


Сидоркевич Л.В.
педагог-психолог
МАДОУ «Лукоморье»
г. Ноябрьск

 

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.

…А душа, уж это точно, ежели обожжена,

Справедливей, милосерднее и

праведней она

Б. Окуджава

 

Достаточно часто психологи дают такой совет: «Человек, помоги себе сам!»…. А может быть в наше время это высказывание устарело? И следует говорить: человеку помогут люди? Но вся наша жизнь – это преодоление препятствий, где требуется постоянного напряжения собственных сил, нервов и – не кричим же о помощи, а мужественно идем каждый своей дорогой. У одного она спокойная и размеренная, без сучка и задоринки. У другого на пути преграда, которую он решил не обойти, а преодолеть. И бывает, этому другому, который изо всех сил старается удержать равновесие – кажется, что он вот-вот сорвется, упадет, и нужен лишь понимающий взгляд, ободряющее слово. Всего-то! И как важно тогда, чтобы вовремя появился третий. Он подставит свое плечо, протянет руку или просто улыбнется и уже одним этим – только и всего! – поможет человеку выжить в самом прямом смысле слова [4].

К инвалидам в нашем обществе относятся по-разному. Кто-то брезгливо отворачивается, придерживаясь грубого суеверия, говоря о том, что ребенок-инвалид – это непременная расплата за грехи и пороки его родителей. Есть и другие, не менее вредные стереотипы: что общество, поддерживая инвалидов, зря тратит средства или что никакой пользы такие люди принести никогда не смогут.Кто-то снисходительно жалеет, кто-то самоотверженно помогает…. И совсем немногие разделяют мнение, что человек «с ограниченными возможностями» представляет собой такую же ценность, как здоровый.

Отношение общества к инвалидам – это показатель нравственного здоровья или нездоровья самого общества…

На сегодняшний момент наше общество пока что нельзя назвать здоровым. Мы часто, к сожалению, думаем о себе и своих проблемах, нам легче пожалеть себя, чем другого, даже близкого человека, мы думаем о том, что такого с нами никогда не случится. Эгоизм и внутренняя закрытость от проблем другого характерны для нашего общества, и это не решается административными мерами, принятыми на разных уровнях власти законами. Это долгий процесс, в котором должны участвовать все, в том числе  детские сады и школы.

С каждым годом в наше дошкольное учреждение «Лукоморье»  приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной нормы: это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП, УО). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, особом режиме.Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. И правильная медицинская реабилитация и умелая педагогическая работа способны многих из них социализировать.

          С этой целью в августе 2011 года в МАДОУ «Лукоморье» стала функционировать группа комбинированной направленности для детей с умственной отсталостью. Это наш первый опыт инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования, и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одной возрастной группе.В группу были зачислены 12  детей от 2-х до 3-х лет,из которых 4 ребенка с ограниченными возможностями в здоровье. Работая с детьми этой группы, мы не чувствовали особого напряжения. Все дети имели одну и ту же проблему «адаптация к детскому саду». В силу своего возраста и развития они не понимали, что с ними «другие» дети и они не похожи на них. Все дети были вместе, все были окружены заботой и вниманием, все играли и занимались, не испытывали тревоги и беспокойства от присутствия «не таких как все» детей. И это здорово! Они не получили того социального негативного опыта в отношении к детям не похожим на них! Ведь одна из главных задачгруппы комбинированной направленности состояла в том, чтобы сформировать у детей такие нормы поведения, которые исключали бы пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Такая работа велась на протяжении пяти лет.

А вот взрослые – это отдельная тема для разговора! Начнем с того, что не все родители  были согласны посещать такую группу, были те, которые резко и грубо отказывались. Взрослые, не задумываясь, произносили такие фразы «мой ребенок не будет обучаться с дебилами», «а покажите мне этих детей и тогда я решу»… Некоторые родители задумывались или просто отмалчивались. И все-таки группа функционировала, но проблема толерантности среди взрослых еще долго наблюдались.

 С целью формирования толерантного отношения у всех участников образовательных отношений наряду с традиционными формами работы (консультирование родителей, родительские собрания, беседы, наглядной агитации и др.) нами была организована работа родительских и детско-родительских групп.

Был реализован проект по коррекции детско-родительских отношений средствами арт-терапии через организацию совместной проектной деятельности взрослых и детей на темы: «Птица семейного счастья», «Земля, ка которой мы живем», «Я взрослый, ты – ребенок» [1].Создавая совместное панно или коллективные картины, участники проекта избавлялись от напряжения, тревожности, негативного эмоционального состояния. Посредством арт-терапии мы попытались разрешить и скорректировать проблемы взрослых прямо в процессе реализации проекта, сблизить как детей группы, так и детей, родителей и педагогов. Участие в проекте объединяло взрослых и детей, открывало новые пути к общению и взаимодействию.

 Проводились мастер-классы для родителей и детей по декоративно-прикладным видам творчества «Солнечный город», «Мастерская Деда Мороза». Такие мероприятия способствовали пониманию внутреннего мира друг друга, толерантного отношения кособенностями других людей, сотрудничеству, развитию диалога и обсуждению насущных проблем взрослых и детей.

Организовывались открытые диалоги с элементами тренинга и психологических упражнений, цель которых была помочь взрослым понять состояние ребенка в различных ситуациях. В ходе таких встреч родители  отмечали, что какой бы универсальный или  инновационный метод взаимодействия с ребёнком они не использовали, важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, а обретая гармонию мыслей, действий и чувств верили, что дети будут счастливыми, не смотря ни на какие повороты судьбы.

Время идет, люди меняются, проводив ребят в школу, мы вновь набрали малышей в группу комбинированной направленности для детей с умственной отсталостью. Очень было радостно наблюдать, что появились такие родители, которые не просто согласились отдать своих  детей в такую группу, но настаивали на этом, говоря «я хочу, чтобы мой ребенок видел и воспитывался рядом с детьми, которым требуется помощь и поддержка». Многие родители осознали, что уважение к человеческой личности должно воспитываться с самого раннего возраста. И я смею утверждать, что в этом есть заслуга всего коллектива детского сада.

Прав Владимир Леви: «…один бывший странный мальчик написал «Божественную комедию», другой создал теорию относительности; сотни их обогатили культуру шедеврами, которыми живет человечество; миллионы других, безвестных, не создали ничего, но без них мир утратил бы свою тайну… НЕ ВСЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАК ВСЕ» [4].

 В Европе инвалиды – «это люди с повышенными потребностями», а в России – «с ограниченными возможностями». Хочется верить, доброта, милосердие вернутся в наше непростое время и в наше общество. Что общество, а это мы с вами, не оттолкнет своим невниманием и непониманием людей, которые ждут от нас сочувствия, сострадания.

 

Давайте станем чуточку

добрее,

Чуть проще, чище, бережней

 к другим,

И станет все прекрасней

 и светлее,

Мы новый мир любовью

создадим

Список используемой литературы

1.        Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

2.        Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008.

3.        Хаданенок И, Озолиньбеика Е, Бабре Д. «Мой особый малыш» Методическое пособие для участников семинара, проводимого специалистами учебного центра «Поддержка социальной интеграции» г. Рига, Латвия, 2013

4.        Яцунова О.А. Не такая, как все.- М.: Знание, 1991.

  • fagima61 26 ноября 2016 г.
    Умничка, Лидия Викторовна!!! Осветила такую нашу работу, которой никто не завидовал.  Ведь большинство коллег не верили, что инклюзия делает невозможное как с детьми , так и с родителями.
    Умничка, Лидия Викторовна!!! Осветила такую нашу работу, которой никто не завидовал.  Ведь большинство коллег не верили, что инклюзия делает невозможное как с детьми , так и с родителями.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт