Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 11. Образ защитника Отечества ...

11. Образ защитника Отечества в изобразительном искусстве современной России


Миносьянц Арменуи Геннадьевна

МБОУ «Школа № 5»,  г. Муравленко

"

"Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом"

В.Г.Белинский

21 мая 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, в котором предложил добавить в понятие "воспитание" более расширенное значение  этогослова в школьном образовании. Он считает,что воспитание - это деятельность, направленная на формирование у обучающихся "чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества"[1].

Не секрет, что жизнь нашего общества, его развитие в социокультурном, нравственно-этическом, эстетическом и материальном плане полностью зависят от предпочтений современной молодежи. Бесспорно, молодежь -  будущее любой страны. И сегодня нам нужно понять, как молодое поколение для себя определяет содержание и ценности будущего?

Невольно возникает вопрос о ценностях современной молодежи, и он становится актуальным.Ключевые  вопросы, на которые сегодня очень хочется получить ответы:

-Какие ценности у российской молодежи?

-Какие приоритеты молодые люди расставляют перед собой, вступая в жизнь? 

-Куда идет современная российская молодежь?

Ответы на эти вопросы сегодня очень значимы для всех нас.

Мы прекрасно понимаем, что проблемы российской молодежипредставляют собой проблемы всего нашего общества в целом.  С одной стороны они  взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире (информатизация, урбанизация, глобализация). С другой – имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью. На наш взгляд, одной из острых проблем является проблема духовного и нравственного воспитания. В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. С течением времени молодой человек учится соотносить свои потребности, атакже желания других людей; соотносить себя с миром человеческих ценностей, видеть себя в окружающем мире, воспринимать красоту и прекрасное в природе. К сожалению, у современной молодежи нет четких целей, ориентиров, как устроить свою жизнь. Она получает картину мира из средств массовой информации, продуктов массовой культуры и своего небольшого жизненного опыта. Различные социологические опросы последних нескольких лет в своих выводах фиксируют общий нормативный и ценностный дефицит у российской молодежи, который имеет характер переоценкиэтических, духовно-культурных ценностей предшествующих поколений.

Современное общество характеризуется постоянной сменой способов производства, изменениями в материальной, научной и в других сферах жизни. Оно нуждается в молодом человеке, обладающем аналитическим мышлением, творческим воображением, готовым работать в команде. Поэтомусовременный молодой человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий.

С тех пор, как человечество помнит себя, искусство неразрывно связано с ним. Оно то окрыляет его радостью, то захватывает душу трагизмом переживаний. Искусство раскрывает не только красоту, но и правду жизни. Нерасторжимая связь с жизнью народа, с его историей помогла русскому искусству обрести высокую идейность и значимость.Сцены сражений, жизнь войск, изображение солдат воюющих армий - это не только патриотизм, но и гордость за военную мощь российского народа.

Один из простых и эффективных способов невербального воздействия на личность человека-воспитание искусством .Оно воздействует на подрастающее поколение подобно позитивному гипнозу, который, минуя вербальные сообщения, проникает в подсознание, создавая в нем благоприятную почву для дальнейшего воспитания и обучения. Поэтому в отечественной педагогике воспитание искусством начинается в раннем дошкольном возрасте и продолжается по мере взросления личности человека. Принцип такого воспитания – создание интеллектуального, эмоционального фона, организация полноценной культурной среды, с использованием  основных  видов искусства (живопись, театр, музыка, танец, архитектура, литература).

По мере взросления личности человека на помощь приходит патриотическое воспитание. Оно тесно связано с эстетическим. И не просто связано, а сплетено в единое целое. Воспитание любви к родной культуре начинается со знакомства с песнями, сказками, танцами и произведениями народного прикладного искусства. Только пропустив через сердце можно понять глубину народных песен. Только пропустив через собственные руки, можно представить, как работали наши предки.[2] 

Очень многообразен мир мыслей и чувств, выраженный в музыке, в живописи, но главное одно: любовь к родной земле, к родному народу. Исторические события средних веков нашли свое отражение на полотнах художников, в произведениях композиторов.

На протяжении многих  веков отражала Русь бесконечные нападения врагов со всех сторон света. Символом священной освободительной борьбы и побед является имя Александра Невского. Взятая в полный рост могучая фигура Александра Невского представлена у священного знамени на фоне широкого новгородского пейзажа. Князь энергично опирается на огромный меч, который напоминает нам о его крылатой фразе: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Образ проникновененсуровой решительностью и волевым напором, представил «в ярости мужества своего»  художникП.Корин.  Образ Александра Невского, написанный П.Кориным - характерный пример исторического портрета в батальном жанре. Зритель, рассматривая картину П.Корина, видит, как художник – баталистстремится показать героическую готовность к освободительной борьбе, воспевает воинскую доблесть, торжество победы. Кредо художников-баталистов - разоблачитьантичеловеческую сущность войны.

В России батальная школа появилась благодаря событиям Отечественной войны 1812 года. Именно героика событий Отечественной войны 1812 года стала фундаментом для  развития русской художественной культуры и зарождением национальной батальной школы в  России.

Военныйрусский  мундир в XIX - начале XX вв. был важным и знаковым символом быта и культуры российского общества. Его универсальность сказывается в том, что униформа в фактуре военно-исторической картины занимает едва ли не первое место. Отличительнымичертамивоенногорусского мундира являлось следующее: традиционность, заключающаяся в приверженности воинским традициям, идущим от Древней Руси и петровской эпохи; следование, за редким исключением, в русле европейской военной и гражданской моды; система цветовых комбинаций, воспринятая от стрелецких полков и армии Петра Великого; сакраментально-символическое значение военной формы в историко-культурном контексте указанного времени.

Отечественная батальная живопись имела глубокие истоки в древнерусском искусстве. Зарождение военно-исторического жанра в России как светского направления произошло благодаря эпохе просвещения. События Двенадцатого года и культурные перемены, с ними связанные, катализировали процесс оформления батальной школы в России. В духовном плане батальная живопись о 1812 годе сконцентрировала в себе патриотические идеи, питавшие российское общество в течение XIX - начала XX вв. и способствовавшие становлению русской нации.[3] 

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – самая суровая и жестокаястраница в истории нашей страны. За победу над   нацистской  Германией наш  народ заплатил высокую цену человеческих жертв и напряжения сил. 

А.А.Дейнека, В. Пузырьков, К. Юон известны нам как художники, которые на своих полотнах запечатлели военную тему Великой  Отечественной  войны 1941-1945 гг.

В художественно-исторической картине «Оборона Севастополя» А.А. Дейнека, написанной им в военные годы, художник-баталист обобщил  героикуВеликой Отечественной войны. На картине  онпоказал зрителям героические мгновения моряков, последние минуты их жизни: моряки погибают при  обороне Севастополя, не жалея  своей  жизни.Всё здесь свидетельствует о самоотверженности воина.

Произведения русских и советских  мастеровбатально-исторического  жанра пропитаны особым духом патриотизма и преклонения перед мужеством и героизмом воинов, сынов своего Отечества. Эту традицию сохранили и приумножили художники-баталисты XXIвека.  Имена Дмитрия Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона и других защитников Отечествавсегда вдохновляли скульпторов и художников.

Немалую роль в достижении Победы сыграли художники, которые создавали плакаты, например: И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», «Клянусь победить Врага!».

Хотелось бы сейчас на примере живописного полотна К.Юона «Парад на Красной площади» показать как    средства выразительности  изобразительного искусства помогают зрителям увидеть  солдат, уверенных в своих силах и победе. Они шагают четко, чеканят шаг, и знают, что с парада они вступят сразу в настоящий смертельный бой. Первое, что видим  мы – это небо. На картине – оно серое и облачное. Ахроматические цвета, использованные художником при изображении неба, воздействуют на наше восприятие и оно навевает на зрителя чувство страха и тревожности. Однако, все изображенное на картине строго, четко и спокойно: Красная площадь заснежена и пустынна, войска ровными рядами идут через площадь,  страна готова к войне и бою, никто не страшится поражения. К. Юонсвоей картиной   показал зрителю силу  русского народа.Ни это ли воспитание у подрастающего поколения сильного духа, ни это ли вдохновение на подвиги, если враг у ворот?

На уроках предметной области Искусство (изобразительное искусство) в 6-7 классах учащиеся знакомятся с произведениями мастеров панорамной и диорамной живописи на примере работ    Н.Г. Котова, Н. Присекина, Н.Я. Бута, Н.К. Соломина.[4] 

В современной России, к сожалению, сейчас этот вид искусства переживает период спада. Уходят из жизни мастера – профессионалы, которые знают все тонкости создания панорамы как объекта, включающие в себя не только написание огромного полотна, но и создания архитектурной конструкции, предметного плана и обеспечения сохранности произведения. Сам жанр подразумевает некий апогей мастерства художника, работающего в этом виде изобразительного искусства, так как требует от автора умения изображать не только саму битву, что, безусловно, является одной из самых сложных задач, а также знание истории, униформологии, различной военной техники, умения изображать природу и животных.[5] 

Чтобы глубже раскрыть суть любой войны, художник умело сочетает символ с реальностью, образ реального человека с символом.

Давно закончилась Великая Отечественная война, но в мире и сейчас неспокойно. Наши воины принимали и принимают участие в разрешении многих вооруженных конфликтов. Афганистан стал местом трагедии и доблести Вооруженных сил. Военнослужащие, прошедшие афганскую войну честно выполнили свой долг…, а потом были чеченские первые и вторые войны, и там были свои герои, но они больше были на экранах ТВ…..

Работы отечественных художников - баталистов, посвященные героическим страницам нашей страны, имеют не только искусствоведческое, но и большое культурно-историческое значение. Через призму художника осмыслены исторические и культурные артефакты в России разных периодов, выявлены особенности изменения менталитета народов нашей страны, динамики общественно-политического и промышленного устройства Российского государства, Российской Федерации, России, возникновение таких психологических черт российского народа, как национальное достоинство, патриотизм, культурная толерантность и раскрытие его творческого потенциала.

Художник-баталист несёт в себе не только бесценный груз знаний, накопленный мастерами прошлых столетий, он помогает изучать славное прошлое нашего государства, заставляет гордиться героизмом наших отцов и дедов, продолжает  прививать молодому поколению чувство патриотизма и любовь к своей Отчизне!

Таким образом, память о настоящих, неподдельных героях Отечества необходимо беречь, ценить и дорожить их подвигами, передавать знания   потомкам. 

[1]Законопроект № 960545-7 «Патриотическое воспитание».

[2] Пенкина В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: традиции и инновации. Статья на портале Московского Центра развития кадрового потенциала образования, март, 2020 г. 

[3] Чернов О.В. Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX - начала XX века.М.: Просвещение.-С.12.

[4]Петропавловский В. Искусство панорам и диорам –  Киев: 1965. – 92 с.

[5]Садовень В.В. Русские художники баталисты ХVll-XlX веков – М.: 1955. – 132 с.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт