Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Образовательная дистанционная ...

Образовательная дистанционная движер-среда – современный механизм развития и поддержки обучающихся с повышенными образовательными запросами


Калмыкова Г.А., заместитель директора,

МБУ ДО «Центр развития творчества «Созвездие», г. Надым

 

Одной из задач Национального проекта «Образование» (2019-2024) является «создание к 2024 современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [3.1.], что отражено в Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда».

Значительную роль в формировании современного цифрового образовательного пространства играют информационно-коммуникационные технологии, которые могут стать мощным образовательным ресурсом лишь при условии особой организации образовательного процесса, альтернативной традиционным схемам.

«Образовательная дистанционная движер-среда» - сетевой муниципальный проект портфеля проектов «Совершенствование современной инфраструктуры образовательной среды, нацеленной на подготовку граждан для цифровой экономики». Это модель цифрового образовательного пространства, которая позволяет использовать информационные ресурсы и возможности  виртуального пространства для создания индивидуальных образовательных маршрутов единой образовательной платформы.

Основными целевыми ориентирами проекта являются:

- расширение образовательных возможностей для обучающихся посредством применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,

- внедрение в образовательную среду новых средств обучения (онлайн курсы, симуляторы, виртуальные экскурсии, цифровые УМК и другое), отечественных цифровых технологий и платформенных решений,

- повышение мотиваций у обучающихся к овладению ИК-компетенций в образовательной среде и применению цифровых ресурсов в образовательных целях через расширение форм коммуникации при сетевом взаимодействии «педагог – учащийся».

Надымский район – это территория, преимущественно состоящая из поселков, удалённых от районного центра до 300 км. Поселковые школы, как правило, ограничены кадровыми ресурсами, поэтому удовлетворить повышенные образовательные потребности обучающихся в полной мере зачастую не предоставляется возможным.

Для обеспечения равных образовательных возможностей обучающимся вне зависимости от их местонахождения, с учётом индивидуальных особенностей и интересов в 2016 году был запущен проект «Дистанционное обучение как элемент открытого образования в условиях Крайнего Севера» (сокращенное название «Движер-среда»), получивший региональный грант в 2017 году размере 1 млн. рублей.

В рамках проекта была создана электронная платформа «Облачная онлайн школа», включающая в себя образовательные оболочки, расписание, систему блогов и форумов, рейтингов, электронных портфолио, «Виртотеку» (с широким набором медиаресурсов к программам). Полный доступ к возможностям движер-среды имеют только зарегистрированные пользователи. Для незарегистрированных пользователей на главной странице представлена обзорная информация о работе «Облачной онлайн школы»[3.2.]. К работе электронной платформы привлечены лучшие учителя-предметники высшей квалификационной категории города Надыма.

Каждый обучающийся, зарегистрировавшись на платформе, получает доступ к основным составляющим «Облачной онлайн школы» (форум, рейтинг, виртотека, личный кабинет и пр.), а также к выбранной образовательной программе: «Секреты программирования», «Решение конкурсных задач по физике», «Web-дизайн». Объём учебной нагрузки по каждой программе составляет 114 часов в год. Занятия включают 5-ти уровневую систему занятий с поэтапным освоением учебного материала, системой самоконтроля и педагогического сопровождения. По мере освоения материала обучающийся может самостоятельно переходить на второй, третий и последующий уровни. Чем выше уровень, тем сложнее содержание материала, но и выше баллы за выполнение заданий.

Для повышения мотивации к обучению и достижению результата у каждого обучающегося имеется 4 системы рейтинга. Первый рейтинг формируется исходя из интенсивности изучения учеником учебных материалов. Второй рейтинг – активность обучающегося на форуме. Третий рейтинг - успеваемость обучающихся, на основе результатов самоконтроля и прохождения учебных материалов. Четвёртый рейтинг является общим и объединяет в себе три основных рейтинга. Все достижения отражаются в персональном электронном портфолио, которое формируется автоматически по ходу изучения программы.

При разработке содержания программ педагогами учитывались стратегии: усложнения, формирования индивидуального стиля интеллектуально-творческой деятельности, свободного выбора содержания образования.

Сопровождение образовательного процесса по программе осуществляется педагогом в дистанционном формате, с применением интерактивных форм взаимодействия с учеником: вебинар, видеоконференция, система блогов и форумов, предназначенных для обсуждения результатов выполнения заданий с участием экспертов, skype-общение; e-mail. Это позволяет максимально индивидуализировать обучение.

Эффективность проекта в течение 2016-2019 лет реализации  подтверждается следующими результатами:

- обучение в дистанционной форме прошли108 обучающихся 8-11 классов поселковых школ Надымского района;

- увеличилось число участников (2016/2017 уч.г. – 24 ученика из 6 школ;  2017/2018 уч.г. – 36 обучающихся из 7 школ, 2018/2019уч.г. – 48 учеников из 7 школ);

- апробированы 23 индивидуальных образовательных маршрута для обучающихся, сформированных по их личному запросу.

Контрольные срезы показали, что в среднем более половины обучающихся(54,4%) показывают высокий уровень с первой попытки, у 18% – уровень выше среднего, остальные обучающиеся показывают оптимальный уровень.

8 детей (7%) повысили четвертную оценку по изученным предметам,  96 школьников (89%) – закрепили стабильную динамику по успеваемости. 54 (50%) обучающихся приняли участие в 30 конкурсных мероприятиях различного уровня. 26 (43%) выпускников «Облачной онлайн школы» (выпускники общеобразовательных учреждений)  выбрали профиль сдачи ЕГЭ и ГИА по физике и информатике.

Представленные виджеты портала позволили получить данные, характеризующие интерес не только участников «Облачной онлайн школы», но и внимание других регионов России за 2018г., а также международной аудитории:

- средняя ежедневная посещаемость портала составила 32 чел./89% (2017г. – 5 чел./20%);

- активность (внутренние переходы) обучающихся – 23 чел./63% (2017г. – 13 чел./56%) от числа пользователей;

- доступ на портал осуществлялся с помощью персональных компьютеров: ноутбуки – 92% (2017г. – 91%), планшеты – 1% (2017г. – 1%), смартфоны – 8% (2017г. – 7%).

- в течение последнего года регистрировались посещения электронной платформы из различных стран и регионов: Свердловская обл. – 38%, Москва и Московская обл. – 9%,  Воронежская обл. – 2%, Санкт-Петербург и Ленинградская - 2%,  Канада – 3%, Китай – 1%;  Азербайджан и Испания  - 1%.

Полученные результаты реализации проекта показали востребованность «Движер – среды». В связи с чем, в 2017/2018 учебном году произошла трансформация проекта в муниципальный проект «Образовательный хаб «Версия – 2030» как средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с повышенными образовательными запросами», с расширенными возможностями электронного портала.

В рамках нового проекта в апробационном периоде 2016-2018гг., помимо подготовки обучающихся, запущена образовательная оболочка для педагогических работников детских садов Надымского района. С 2019 года данная оболочка функционирует в качестве Региональной стажировочной площадки. Повышение профессионального уровня воспитателей по актуальным направлениям (исследовательская деятельность, начальное техническое творчество, ИК-компетентности) проходит в очно-дистанционной форме [3.3.].

Обучение педагогических работников осуществляют муниципальные тьюторы из числа работников базовых центров региональной стажировочной площадки по направлениям: информационно-коммуникационная деятельность дошкольников, организация начального технического творчества, исследовательское направление. Общий охват педагогических работников обучением за 2017/18 учебный год – 120 человек, в том числе в очном режиме – 44 чел., в дистанционном – 76 чел.

В перспективе развития данного проекта предполагается:

- расширение спектра программного обеспечения «Облачной онлайн школы» до 7 программ с включением новых: «Экспресс-подготовка к ЕГЭ по математике», «Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию», «Школа развития навыков будущего. Поколение Z», «Школа вожатых» и др.;

- консолидация усилий Центра, поселковых школ района, родителей  школьников с повышенными образовательными запросами через проведение совместных онлайн мероприятий;

- повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в работе с детьми с повышенными образовательными потребностями через проведение семинаров, тренингов, творческих встреч;

- увеличение доли педагогических работников системы общего и дополнительного образования детей, состоящих в цифровых профессиональных сообществах и прошедших обучение на региональной стажировочной площадке.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1.Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.».

1.2.Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

1.3.Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», утвержденные на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 024.12.2018.

1.4.Ведомственная целевая программа «Российская электронная школа» на 2016 – 2018 годы, утверждённая приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 698.

  1. Научная и учебно-методическая литература

2.1.Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения /А.Н. Ковшов. М.: Академия, 2005. – 336 с.

2.2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.:  Просвещение, 2011. – 190 с.

2.3.Трайнев В. А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 294 с.

  1. Информационные ресурсы

3.1.https://clck.ru/FMLwJ

3.2. http://distsozvezdie.ru

3.3. http://pedagog.distsozvezdie.ru/курсы_3/

3.4. https://clck.ru/FMbf3


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт