Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Опыт сотрудничества педагогов ...

Опыт сотрудничества педагогов дошкольного образования города Лабытнанги и ООО «Интерактивные системы» по совместной разработке интерактивных занятий


Иванова А.Н., ведущий специалист отдела дошкольного образования, муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

 

Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к  организации  поиска общих векторов развития для государственных (муниципальных) структур и социально ориентированных бизнес-структур.

На уровне Российской Федерации это обусловлено объективным снижением доли прямого финансового участия государства  в социальной сфере и развитием социально ориентированного бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, которым государство  активно оказывает поддержку в виде субсидирования социальных проектов.  Такая стратегия развития  должна в итоге способствовать  развитию российского общества в целом. Говоря о системе образования, мы можем наблюдать аналогичную ситуацию, когда определенная, хотя пока и незначительная,  часть бюджета муниципальной образовательной организации составляют гранты и субсидии как результаты активной инновационной деятельности педагогических коллективов.

Дошкольные образовательные организации города Лабытнанги за последние два года наладили сотрудничество с некоммерческими организациями, функционирующими на территории муниципалитета в рамках разработки совместных социальных проектов и программ (примером может послужить сотрудничество МАДОУ «Ромашка» с центром реабилитационного развития «Сакура» направленное на помощь детям с ОВЗ), участвуют совместно с СОНКО в окружных конкурсах.

Начиная с 2018 года муниципальная система дошкольного образования города Лабытнанги осваивает  новое для себя направление  социального сотрудничества: социальное партнерство с бизнес-структурами с целью активизации инновационной деятельности муниципальных дошкольных организаций.

Примером данного сотрудничества как раз и может послужить совместная  работа педагогов дошкольного образования города Лабытнанги  с компанией ООО «Интерактивные системы» по разработке интерактивных занятий. Эта компания  занимается разработкой образовательных интерактивных  ресурсов  для детских садов и школ. Следует сказать, что выбор данной  бизнес-структуры для реализации идей социального партнерства был сделан не случайно. IT-компания работает с большим количеством регионов на территории Российской Федерации в направлении поставки интерактивного оборудования, в частности, программно-аппаратного комплекса «Колибри».

На сегодняшний день 90% детских садов города Лабытнанги  имеют  на своей базе программно-аппаратный комплекс «Колибри». Комплекс позволяет, как использовать готовые игровые интерактивные занятия с воспитанниками, так и самим разрабатывать собственные занятия. Таким образом, работа с ПАК «Колибри» не только  расширяет образовательные возможности   педагога, но и повышает его собственную ИКТ-компетентность. А как раз в этом направлении чувствовалась наибольшая потребность в применении новых форм работы с педагогическими коллективами.

Несмотря на высокую оснащенность дошкольных образовательных организаций современным интерактивным оборудованием, до последнего времени оставалась актуальной проблема  неэффективного  использования данного оборудования педагогами, в силу разных причин, главной из которых является недостаточная ИКТ-компетентность.  Объективно, интерактивное оборудование данного уровня в дошкольных образовательных организациях  появилось и находит свое применение  только сейчас, тогда как в школах этот процесс уже давно запущен.

Текущий анализ ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования города Лабытнанги, проведенный в 2018 году, показал, что только 37% педагогов высоко оценивают свою ИКТ-компетентность, при этом 50% педагогов дошкольного образования используют для подготовки занятий и мероприятий исключительно приложения, входящие в стандартный пакет MicrosoftOffice. В целом, это для нас, конечно,  неудовлетворительные показатели.

Опыт предстоящей совместной деятельности должен был способствовать  повышению качества работы педагогов дошкольного образования в выбранном направлении (развитие ИКТ-компетентностей) через  работу в режиме  сетевого взаимодействия, которое бы предусматривало  включение в проектную, инновационную деятельность  новых субъектов образовательных  отношений. В данном случае эти субъекты, в лице представителей бизнес-структур,  должны были сыграть роль катализатора развития для других субъектов взаимодействия и для самих себя. Последнее обстоятельство следует пояснить  тем, что,  несмотря на то, что IT-компания реализует социальное партнерство со многими образовательными организациями в разных регионах России участвуя с ними в совместных инновационных проектах, опыт взаимодействия с педагогами города Лабытнанги стал для нее уникальным, так как здесь работа выстраивалась не с отдельно взятой  образовательной организацией, а в целом, с муниципальной системой дошкольного образования.

Таким образом, прогнозируемая польза для муниципальной системы дошкольного образования от сотрудничества с интегратором образовательных программ заключалась  для нас в повышении ИКТ-компетентности педагогов, что в свою очередь должно привести к стимулированию  роста их инновационного потенциала развития.

Но, прежде чем прийти к мысли о сетевом сотрудничестве, выстроенном на уровне муниципалитета и охватывающем педагогов всех дошкольных образовательных организаций города Лабытнанги, некоторое время работа сотрудников управления образования с сотрудниками ООО «Интерактивные системы» осуществлялась в традиционном формате, и сводилась, в основном,  к  организации условий для проведения представителями IT-компании ежегодных обучающих семинаров для педагогов.

Переход к сотрудничеству на  принципиально ином  уровне, основанном на сложившейся доверительной системе  отношений состоялся в августе 2018 года, когда наши бизнес-партнёры предложили нам провести необычный семинар в рамках педагогической конференции  муниципальной системы образования города Лабытнанги с привлечением педагогов-практиков, которые, предположительно, уже имеют небольшой опыт создания авторских интерактивных занятий на платформе ПАК «Колибри» с использованием редактора «СОВА».  

В ходе подготовки к семинару оказалось, что не все педагоги детских садов города, работающие с ПАК «Колибри» активно используют инструменты, позволяющие самостоятельно выстраивать интерактивные занятия, а в основном пользуются готовыми разработками педагогов, размещаемыми на Портале «Сова» самими разработчиками ООО «Интерактивные системы». В связи с этим, сотрудниками управления образования и представителями IT-компании было принято решение провести дистанционно с выбранной частью педагогов индивидуальную  работу по совместной разработке интерактивных занятий для последующей их демонстрации на семинаре в сентябре 2018 года.

Эта совместная  работа с педагогами проходила в   нескольких  этапов:

Первый этап: определение темы будущего интерактивного занятия, его основной идеи, общего содержания и закрепление за конкретным педагогом сотрудника IT-компании, в качестве  консультанта.

Второй этап: составление педагогами  технического задания.

В техническом задании четко и кратко указывалась  следующая информация:

- цель разработки  задания;

- возрастная категория воспитанников;

- поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи;

- содержание интерактивного занятия. В этой части технического задания все содержание будущего занятия разбивается на слайды, как его условные структурные единицы. Здесь описываются фон, игровые персонажи, закадровый  текст (при необходимости) и перечень применяемых инструментов редактора «СОВА» используемых для построения сюжета - отдельно для  каждого слайда. 

         Главное назначение технического задания – осуществление алгоритмизации процесса разработки интерактивного занятия.

Третий этап: проведение  ряда индивидуальных консультаций педагога с сотрудниками IT - компании в ходе совместной подготовки интерактивного занятия.

Четвертый этап: презентация готового интерактивного занятия (пояснение коллегам процесса его разработки).

В итоге совместная  работа над семинаром была закончена, что значительно повлияло на результат последующего обучения остальных педагогов – участников семинара.

После окончания данной работы,  появилась идея применения подобного рода коллективной практики  в рамках реализации какого-либо совместного с представителями  IT-компании социального проекта. Результатом данного проекта  должна была стать разработка уже целого комплекса  интерактивных занятий в качестве инновационного продукта. 

Таким инновационным продуктом совместной деятельности педагогов и представителей бизнеса стал комплект  из 24 интерактивных обобщающих занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности.  Эти интерактивные занятия - дополнение к образовательной программе дополнительного образования «Путешествие в Страну предпринимательства» (на основе авторской программы А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику»), которая разрабатывалась рабочей группой педагогов в 2017 году в рамках подготовки дошкольной части муниципальной программы обучения основам бизнеса и предпринимательства «Бизнес-квантум».  Реализация этой программы направлена  на формирование интереса воспитанников  к предпринимательской деятельности и в целом - повышение финансовой грамотности детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Чтобы организовать совместную работу над проектом педагогов и сотрудников ООО «Интерактивные системы» была сформирована  рабочая группа из числа педагогов всех муниципальных дошкольных образовательных организаций города Лабытнанги, деятельность которой закрепили приказом управления образования.  В рабочую группу вошли  с одной стороны, педагоги, работающие с ПАК «Колибри», а с другой - педагоги, организующие работу по обучению воспитанников финансовой грамотности. Координатором рабочей группы стал сотрудник отдела дошкольного образования управления образования. Причем, функциональная  роль сотрудника управления образования здесь – это роль организатора и сведена к необходимому минимуму.

Так как программа дополнительного образования «Путешествие в Страну предпринимательства» рассчитана на два года обучения и состоит из четырех блоков («Труд-продукт–товар», «Деньги», «Мир профессий» и «Реклама»), то именно по такому блочному принципу ответственность за разработку интерактивных занятий была разделена между участниками рабочей группы. Педагогами совместно были определены общие подходы к выстраиванию сюжетов интерактивных занятий, выбран единый сказочный персонаж, который присутствует в каждом интерактивном занятии (мудрая полярная сова), обговорены основные возможные персонажи, фигурирующие в занятиях. Все это было сделано для того, чтобы интерактивные занятия были выстроены в едином стиле.

Работа с каждой подгруппой педагогов в рамках данного совместного проекта выстраивалась представителями IT-компании по такому же принципу, как и в ходе подготовки к вышеописанному семинару и была завершена в ноябре 2018 года.

Подводя итоги, можно сказать, что  залогом успешного сотрудничества образовательных организаций и бизнес-структур должно стать  четкое  понимание целей данного сотрудничества каждым  участником взаимодействия. Эти цели,  конечно, будут  разные, но, объединить  их должно то, что достигнуты они могут быть только в процессе совместной работы. 

Нами была составлена схема, в которой мы попытались отразить интересы и цели каждого субъекта указанного сотрудничества  в системе взаимодействия «педагог – сотрудник  органов управления образованием – бизнесмен», возможные формы совместной работы и ожидаемый конечный результат. Данная схема даёт представление о возможной системе взаимодействия  с социально ориентированными бизнес-структурами.

Следует понимать, что совместная работа с бизнес-структурами всегда будет носить взаимовыгодный характер и принесет много пользы для муниципальной  системы образования при условии наличия у этих структур социальной ориентации, высоких моральных принципов, стремления к инновационному развитию и заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве. Со стороны же образовательных организаций должен быть ощутим  очевидный посыл на активный поиск новых путей инновационного развития и повышения своего потенциала, через расширение географии сотрудничества и его форм.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение
    1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ  Министерства образования и науки  от 11.02.2002г. № 393.
    2. Об утверждении модели муниципальной методической системы по формированию среды личностного и профессионального развития педагогов, основанная на принципах сетевого взаимодействия. Приказ Управления образования города Лабытнанги от 18.10.2017 г. № 772
  2. Научная и учебно-методическая литература
    1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. / В.Р. Веснин [Текст], - М.: Проспект, 2012 – 616 с.
    2. Поташник М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: научно-методическое пособие /М.М. Поташник [Текст], - М.: Педагогическое общество России, 2013 – 480 с.
  3. Информационные ресурсы
    1. Крючкова О.М. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. URL: https://e-koncept.ru/2015/75068.htm
    2. Матюшкина М.Д. Оценка инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 8 (161) URL: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-innovatsionnogo-potentsiala obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
    3. «ООО «Информационные системы»» (сайт коммерческой организации).  URL:https://systemekb.ru/products/?products=pakkollibri/
    4. Результаты On-line-опроса педагогов дошкольного образования города Лабытнанги  «Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольного образования» https://docs.google.com/forms/d/1euwDBMDDCyaOHwMXNL3sWMII692edTKMApB_K3toRq0/edit


Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт