Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Особенности формирования образ...

Особенности формирования образовательного бренда общего образования


Конев Анатолий Валерьевич
методист кафедры управления развитием общего образования, магистр
МВШСЭН

Говоря о целях педагогики и воспитания, И.П. Подласый пишет: «Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая высшее предназначение воспитания: воспитать гармонично развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство».

Думается, говоря о брендах в образовательных системах необходимо иметь в виду качественное, доступное образование, предоставляемое этими самыми образовательными системами.

В связи с этим, переформулировав данное выше высказывание И.П. Подласого,  можно сказать, что «среди непреходящих целей образовательных систем есть одна, похожая на мечту: предоставить каждому ребёнку в каждой семье доступное качественное образование».

Именно предоставление доступного качественного образования может отличать формирующую бренд образовательную организацию.

Только тот учитель может создать свой персональный бренд, который может предоставить качественное образование каждому ребёнку независимо от социально-экономического контекста семьи, имеющихся особенностей у ребёнка.

Только та образовательная практика может стать брендом и поддерживать свою ценность в течение длительного времени, которая направлена на предоставление качественного образования каждому ребёнку независимо от его социально-экономического контекста, имеющихся особенностей у ребёнка.

Прежде чем формировать образовательный бренд, на наш взгляд, необходимо создать образовательную практику и представить её в виде образовательного продукта (продуктов).

При создании образовательной практики или если образовательная практика уже создана, разработчикам образовательной практики необходимо

1. Понимать её будущую ценность и ценность для потенциальных её потребителей.

2. Понимать её инновационность, новизну и уникальность, которые будут замечены и оценены потенциальными потребителями образовательной практики.

3. Видеть результаты реализации образовательной практики, подтверждающие её эффективность.

4. Понимать, что данная практика будет распространяться для применения другими учителями, в связи с этим она должна быть технологична.

После того, как образовательная практика создана, необходимо показать, как она создавалась, представить данную образовательную практику в виде образовательного продукта (продуктов). В качестве образовательного продукта может выступать научно-методическая разработка с приложением видеоматериалов, технологических карт уроков (занятий). 

Создавая образовательный продукт, разработчики должны выполнить следующие шаги:

1. Раскрыть актуальность образовательного продукта.

2. Сформулировать проблему, для решения которой создаётся образовательный продукт.

3. Поставить задачи, решение которых позволит разработать образовательный продукт и показать эффективность разработанной практики.

4. Провести анализ научной, научно-методической литературы по исследуемой проблеме, провести анализ подобных образовательных практик и показать их преимущества и недостатки.

5. Сформулировать критерии и показатели, на основании которых при определении результатов можно будет судить об эффективности реализации образовательной практики.

6. Показать, как создавалась  образовательная практика.

7. Раскрыть технологию реализации разработанной образовательной практики.

8. Представить результаты неоднократного применения образовательной практики на протяжении определённого промежутка времени.

9. Написать заключение.

Рассмотрим более подробно вышеперечисленные этапы создания образовательного продукта.

Актуальность. В актуальности потенциальные потребители образовательной практики должны увидеть социальную значимость главных её характеристик, её социальную ценность. При раскрытии актуальности создатели образовательного продукта показывают степень его важности, значимости в данной ситуации и в настоящий момент в Российской Федерации, автономном округе, муниципальном образовании, подтверждая ссылками на нормативные документы федерального и регионального уровней.

Например, в соответствии с ФГОС при предоставлении образовательных услуг должны учитываться потребности, интересы участников образовательных отношений. В свою очередь, при переезде детей из числа коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС) из тундры в сельские поселения для получения образования изменяется социально-культурная среда. Обучение в общеобразовательных организациях ведётся на русском (неродном) языке, не всегда учитываются социальные, этнокультурные, социально-психологические особенности этнических групп КМНС, психические особенности КМНС, что сказывается на образовательных достижениях обучающихся из числа КМНС.

Раскрывая данную часть актуальности, создатели образовательного продукта должны опираться на факты, указывать статистические данные на уровне Российской Федерации, региона, результаты психологических, социологических исследований на уровне региона, муниципального образования, поселения, образовательной организации по исследуемой проблеме.

При раскрытии актуальности разработчики образовательной практики представляют обзор подобных образовательных продуктов, научной литературы по изучаемой проблеме и тем самым показывают, что имеются, например, пробелы в способах повышения качества образовательных достижений обучающихся из числа КМНС, детей, имеющих неблагополучный социально-экономический контекст, детей с особыми потребностями и др.  Создатели образовательной практики показывают суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность этой практики, будет ясно, что подобных исследований не проводилось, подобных образовательных практик нет для решения сформулированной проблемы. Разработка образовательного продукта покажет новизну созданной образовательной практики.

После раскрытия актуальности необходимо поставить задачи.

Например:

1. Провести анализ научной, научно-методической литературы по исследуемой проблеме, анализ образовательных практик.

2. Разработать образовательную практику.

3. Раскрыть технологию реализации разработанной образовательной практики.

4. Показать эффективность реализации образовательной практики.

Следующий этап создания образовательного продукта – это анализ научной, научно-методической литературы по исследуемой проблеме, анализ подобных образовательных практик.

На данном этапе  создания образовательного продукта разработчики представляют научную обоснованность разработанной образовательной практики: раскрывают закономерности образовательного процесса, возрастные особенности развития обучающихся и воспитанников, современные психологические и педагогические теории, концепции, технологии, на которые опираются с обязательными ссылками на литературные источники.

Например, при разработке образовательных технологий, реализация которых будет способствовать эффективному достижению цели математического образования, следовало бы представить анализ научной литературы по исследуемой проблеме и ответить на вопросы: «Кто занимался изучением особенностей КМНС? Какие особенности обучающихся КМНС выделяют и как их необходимо учитывать при преподавании учебного предмета «математика»? Какие образовательные технологии применяются при обучении детей коренных малочисленных народов»? Раскрыть преимущества и недостатки применяемых образовательных технологий. Изучив научно-методическую литературу, опыт работы других учителей, необходимо проанализировать образовательные продукты по исследуемой проблеме и раскрыть их преимущества и недостатки.

Следующий этап, который рассмотрим, –  это создание образовательной практики.

При создании образовательной практики необходимо изучить целевую аудиторию

1. Потребителей образовательного продукта (учителя, родители), то есть тех людей, в сознании которых будут откладываться качественные характеристики образовательной практики.

2. Обучающихся, их интересы, потребности, особенности (психические, социальные, социально-психологические), образовательные достижения, социально-экономический контекст.

В образовательном продукте необходимо раскрыть, как изучалась целевая аудитория.

Методами изучения целевых аудиторий могут быть тестирование, анкетирование, анализ научной литературы, аналитических отчётов, статистических данных по исследуемой проблеме, анализ публичных докладов директоров общеобразовательных организаций, социальных паспортов общеобразовательных организаций.

Например, просматривая социальные паспорта общеобразовательных организаций, Вы сможете определить организации, работающие с обучающимися, имеющими аналогичный социально-экономический контекст. Анализируя публичные доклады директоров общеобразовательных организаций, определенного кластера, Вы сможете определить, каким средствам, методам, формам, технологиям отдается предпочтение при обучении и воспитании детей из числа КМНС. Каких образовательных результатов они достигают, как учитываются особенности обучающихся из числа КМНС в образовательном процессе. В публичных докладах директоров общеобразовательных организаций также могут быть представлены результаты изменения образовательных достижений детей при переходе от одного уровня общего образования к другому, результаты тестирования обучающихся, анкетирования обучающихся и родителей.

Например, Вы работаете в сельской общеобразовательной организации с обучающимися из числа КМНС. Образовательные достижения обучающихся из числа КМНС по математике (русскому языку, литературе др.) невысокие. В связи с этим Вы решили разработать образовательную технологию (образовательные технологии к каждому типу урока), реализация которой будет способствовать эффективному достижению цели математического образования.

Для сбора необходимой информации Вы проводите анкетирование учителей.   В анкету могут быть включены следующие вопросы:

1.    Место жительства (необходимо указать муниципальное образование и тип поселения).

2. Название общеобразовательной организации ____________________

3. Должность ______________

4. В каких классах преподаёте? _______________________________

5. Знаете ли Вы особенности детей из числа КМНС? (да; нет)

6. Учитываются ли особенности обучающихся КМНС при осуществлении образовательной деятельности в Вашей образовательной организации?

7. Учитываются ли особенности обучающихся КМНС при разработке рабочих программ?

8. Перечислите этнокультурные особенности КМНС ____________

9. Перечислите психологические особенности КМНС __________ и  др.

10. Учитываете ли Вы особенности обучающихся КМНС при преподавании учебного предмета «математика» (русский язык, физическая культура и др.).

11. Перечислите образовательные технологии, которые применяете на уроках математики при обучении детей из числа КМНС и др.

Как мне думается, удобно было бы провести анкетирование при взаимодействии с региональным институтом развития образования, муниципальными методическими службами во время курсов повышения квалификации. Это позволит разработчикам образовательного продукта собрать информацию у учителей (слушателей) курсов повышения квалификации по определенной теме, связанной с названием образовательного продукта. 

Изучив научную, научно-методическую литературу, проанализировав имеющиеся образовательные практики, определив особенности обучающихся КМНС, Вы разрабатываете свою образовательную практику.

Следующий этап – технология реализации образовательной практики.

На данном этапе необходимо последовательно раскрыть, как потенциальные потребители будут реализовывать образовательную практику, представив дополнительно в приложении видеоматериалы, технологические карты уроков.

Результаты применения образовательной практики

На данном этапе создания образовательного продукта необходимо представить результаты реализации образовательной практики в соответствии с разработанными критериями и показателями. Неоднократное применение образовательной практики должно показывать улучшение образовательных достижений обучающихся.

В конце образовательного продукта представляется заключение. В соответствии с поставленными задачами в заключении формулируются выводы на основании анализа образовательных практик, научной литературы по исследуемой проблеме, установлению причинно-следственных связей, полученных при реализации образовательной практики. В заключении также могут быть представлены прогнозы относительно разработанной образовательной практики.

Аннотация. После того, как будет описана образовательная практика, к образовательному продукту необходимо дать аннотацию, которая представляет собой сокращённое изложение содержания материала об образовательной практике.

Разработав образовательную практику и создав образовательный продукт, автор может  приступать к формированию образовательного бренда.

На наш взгляд, формирование образовательного бренда началось уже с того момента, как Вы получили первые результаты реализации образовательной практики, которые подтверждают эффективность разработанной практики, и об этих результатах узнали Ваши коллеги, потенциальные потребители бренда.

Рассматривая процесс формирования бренда, учёные выделяют три уровня [1]. Данные уровни рассматриваются в отношении формирования бренда профессиональной организации высшего профессионального образования. Мы предлагаем использовать данные уровни при формировании бренда образовательной практики.

Первый уровень формирования комплексной ценности бренда обусловлен социальной значимостью его главных характеристик, в том числе пониманием социальной ценности бренда потенциальными его потребителями.

Потенциальные потребители образовательного бренда осознают его ценность. При реализации данной образовательной практики удовлетворяются определённые потребности участников образовательного процесса, например, повышается качество образовательных достижений обучающихся.

Второй уровень формирования бренда включает формирование доверия всех участников цепочки потребительской ценности. 

В результате этого учителя, работающие в данном муниципальном образовании, регионе  хотят получить созданный образовательный продукт и овладеть разработанной образовательной практикой.

Родители хотят, чтобы их дети обучались у этого учителя, в образовательной организации, в которой работает данный учитель.

Образовательная организация будет создавать условия для продвижения бренда и оказывать поддержку его автору. 

Разработка данной образовательной практики будет способствовать поддержанию долгосрочной ценности образовательной организации являющейся брендом.

На третьем уровне обеспечивается поддержание долгосрочной ценности бренда через организацию и проведение мониторингов, на основании которых можно будет судить о том, что образовательная практика не потеряла своей актуальности, ещё решает обозначенную проблему, востребована другими учителями.

В заключение хочется сказать, что настоящий бренд создаётся не в один день, на его формирование уходят годы. Как уже ранее отмечалось, перед тем как начать формировать бренд, необходимо разработать образовательную практику, представить её в образовательном продукте (образовательных продуктах).

Бренды создаются, развиваются, поддерживаются и увядают, т.к. не теряют былую важность, значимость в данный момент и в конкретной ситуации для решения определённой проблемы, уступая место другим образовательным брендам, ставшим актуальными здесь и сейчас.

Литература

1. Пьянзина М.Е. Современные бренд-технологии в сфере высшего профессионального образования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://www.v-itc.ru/investregion/2013/04_1/pdf/2013-04_1-06.pdf>


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт