Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МОБИЛЬНОГО ТЕХНОПАРКА В УСЛОВИЯХ ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН)


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МОБИЛЬНОГО ТЕХНОПАРКА В УСЛОВИЯХ ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН)

 

Толстых Михаил Леонидович,

заместитель начальника управления образования Администрации муниципального образования Шурышкарский район

 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены векторы развития государственной политики в ведущих отраслях, в том числе в образовании в рамках национального проекта «Образования», в соответствии с контрольной точкой 9.1.2 плана мероприятий по реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» определены методические рекомендации, направленные на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования мобильных технопарков. При этом рекомендации, определяя общие тенденции развития сети мобильных технопарков, не являются окончательным догматическим решением (Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора)) и допускает изменения в соответствии с местными особенностями и реалиями.

Согласно рекомендациям в состав мобильного технопарка входят:

Имущественный комплекс мобильного технопарка, собственно средства обучения, в том числе высокотехнологичное оборудование, учебно-производственное оборудование, лабораторное оборудование, программное обеспечение, мебель, учебная литература и другое оборудование, необходимое для создания детского технопарка.

Транспортное средство и перевозная автомобильная станция, обеспечивающие доставку имущественного комплекса в территории и на базе которой собственно и проводится обучение.

Сложности:

1. На территории муниципального образования Шурышкарский район отсутствует дорожная сеть, возможность передвижения можно условно разделить на четыре периода:

декабрь–апрель – автотранспорт по зимнику;

май–середина июня – только воздушный транспорт;

середина июня–сентябрь – водный транспорт;

октябрь–ноябрь – только воздушный транспорт.

В последние годы периоды распутицы становятся затяжными, переход к установке твердого зимника и очистке речных артерий ото льда составляют в среднем месяц, передвижение либо специализированной техникой, либо воздушным транспортом.

На основании вышеперечисленного считаем, что оптимальным транспортом для работы в перечисленных условиях является специализированный транспорт типа «Трекол».

2. По вопросу проведения занятий непосредственно на базе перевозной автомобильной станции можно отметить следующее. Средние температуры по району составляют 20º в октябре–декабре, 25º–35º в январе–феврале, 10º–20º в марте–апреле.

Таким образом, комфортно проводить занятия на базе данного прицепного устройства считаем нецелесообразным, предполагаем от него отказаться, тем более в каждом отдалённом поселении имеется образовательная организация, что позволяет организовать проведение учебных занятий на базе учебных кабинетов.

Также рекомендациями устанавливаются требования к реализации образовательного процесса.

Основная образовательная деятельность осуществляется в сферах дополнительного образования детей и предметной области «Технология» в сельских школах, школах, расположенных в труднодоступных местностях, на основе сетевого взаимодействия. Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность.

Реализация программ осуществляется в очной и заочной форме. Очная форма составляет 50 % академических часов, заочная форма составляет 50 % академических часов от общего количества часов. Длительность учебного занятия составляет не менее 3 академических часов в рамках проекта «Урок технологии».

Один мобильный технопарк ежегодно в период с сентября по май осуществляет работу на базе 6 агломераций, объединяющих образовательные организации. В период с июня по август мобильный технопарк участвует в реализации инженерных и профильных смен субъекта Российской Федерации.

Мобильный технопарк осуществляет работу на базе одной агломерации на протяжении 12 дней, с понедельника по субботу включительно.

Время переезда к следующей агломерации не может превышать 24 часа.

Нецелесообразности:

На территории муниципального образования 7 сельских поселений, предполагая, что в период распутицы три с половиной месяца технопарк будет находиться в с. Горки, считаем возможным обеспечить охват всех поселений.

Также в связи с неравномерным распределением обучающихся по семи сельским поселениям (с. Мужи – 1 000 человек, с. Азовы – 90 человек) считаем нецелесообразным нахождением технопарка в одной территории 12 дней, так как в одном поселении обучающихся можно охватить учебными занятиями в течение двух дней, а в другом аналогичные занятия необходимо будет повторить в течение пяти раз для полного охвата.

Таким образом, предполагаем, что по каждому поселению график работы будет определён отдельно.

Часто северная погода преподносит такие сюрпризы, что там, где обычно проезжают за три часа, приходится ехать все двадцать четыре часа.

В июне за счёт погрузки транспортного средства на самоходную баржу предполагается проведение занятий в пришкольных лагерях. В июле–августе с учётом удлинённых отпусков педработников для сотрудников технопарка программируется отпуск

Педагогические работники, методисты, лаборанты, инженеры-преподаватели, наставники из реального сектора экономики – подготовленный состав педагогических кадров.

Встают вопросы. Где же взять педагогический состав указанной квалификации в условиях сельской местности и за чей счет, ведь выделения дополнительных ставок не предусматривается, педагогов-предметников на данные должности не определить, так как семь месяцев в разъездах не позволят выполнить учебные программы в полном объёме. Наставники из реального сектора экономики возможны только в районном центре. В настоящее время найдено только одно решение – аккумулировать три ставки дополнительного образования, существующие в учреждении, направив их на обеспечение нагрузки дополнительно приглашённых педагогических работников.

Также рекомендациями определено, что мобильный технопарк:

  • осуществляет обучение по предметной области «Технология»;
  • осуществляет обучение по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной и технической направленностей;
  • осуществляет дистанционное сопровождение реализации детских проектов.

Положительное решение с учётом местных интересов:

Кроме собственно работы по реализации программ технической направленности, в условиях работы мобильного технопарка предполагается развитие научного творчества обучающихся с учётом интересов территории.

Муниципальное образование Шурышкарский район – сельскохозяйственная территория, три из 9 образовательных организаций являются агрошколами, также на территории расположен заказник федерального значения «Куноватский», где гнездится сибирский белый журавль стерх. В ходе реализации проектной деятельности предполагается реализовать следующие проектные задачи: наблюдение за особями на пути миграции (совместно с научными центрами, занимающимися проблемами воспроизводства исчезающего вида стерха, занесённого в Красную книгу). Наблюдение за изменением климата. Проведение исследований по озерному разведению рыб. Развитие в Шурышкарском районе рыбоводства (аквакультуры).

Большой интерес также представляет исследование альтернативных источников энергии для малых национальных деревень Шурышкарского района в целях устойчивого энергообеспечения. Подбор оптимальных вариантов с использованием возобновляемой энергии тепла, ветра, солнца, воды. Также большой интерес вызывает реализация проекта «Умная теплица» (использование энергии солнца для обогрева, для автоматизации процессов полива и проветривания). Все вышеуказанные исследования планируется объединить в рамках проекта «Развитие цифровых технологий в сельскохозяйственной зоне Арктического региона».

 

Список использованных источников

1.Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

 



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт