Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » От Центра развития цифровых ко...

От Центра развития цифровых компетенций школьников к Центру цифрового образования «IT-куб»


От Центра развития цифровых компетенций школьников

к Центру цифрового образования «IT-куб»

 

Бугаев С.В., г. Надым,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма», директор

 

Деятельность МОУ СОШ №3 г.Надыма в последние годы построена на реализации проектов, связанных с инновациями в образовании. Опыт образовательной организации в реализации мероприятий по развитию образования представлен совокупностью наработанных школой ресурсов: практикой разработки и внедрения инновационных моделей осуществления образовательного процесса, наличием сформированной компетентной управленческой и педагогической команды, опытом реализации мероприя-тий и сетевых проектов.

В ходе реализации проектов накоплен большой опыт по формированию цифровой образовательной среды, использованию цифровых устройств, внедрению различных сервисов, формированию цифрового образовательного контента.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 перед образовательными организациями поставлена задача по обновлению содержания и совершенствованию методов обучения предметной области «Технология». [1.1. C. 4]

В соответствии с Концепцией развития предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы учебный предмет «Технология» должен обеспечивать оперативное введение в образовательную деятельность содержание, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг. Все вышеперечисленные направления должны быть разработаны с учетом общемировых стандартов (на основе стандартов Ворлдскиллс) и специфики и потребностей региона. [1.2. C. 9]

Решению задачи по обновлению содержания и совершенствования мето-дов обучения в предметной области «Технология» в МОУ СОШ№3 уделяется особое внимание. В 2019 году школа приступила к реализации инновационного проекта «Центр развития цифровых компетенций школьников», получившего региональную грантовую поддержку в размере 500 тыс. руб. 

Деятельность по проекту предполагает обновление содержания, методов и технологии преподавания учебных предметов «Технология», «Информатика», в том числе в рамках внеурочной деятельности и реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Изменению подвергнутся используемые в образовательном процессе приемы и методы, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИК-компетенций, как средства формирования универсальных учебный действий. 

На средства регионального гранта обновляется материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, в т.ч. оснащение образовательной зоны коворкинга и кабинета технологии техническими средствами обучения, инструментами и приспособлениями для выполнения практических работ: 3D-принтером, фрезерными станками с ЧПУ для быстрого изготовления прототипов реальных физических моделей, станком лазерной резки, деревообрабатывающими, сверлильными станками и пр; приобретаются новые учебники технологии. Кроме того, осуществляется переподготовка и повышение квалификации кадров через различные формы КПК, в том числе семинары, тренинги, мастер-классы, стажировки. 

Центр развития цифровых компетенций школьников будет работать также в рамках организации внеурочной деятельности, элективных курсов и программ дополнительного образования цифрового профиля. Для деятельности Центра созданы 4 технологические зоны, оснащенные современным оборудованием: для организации практической работы учащихся по виртуальной и дополненной реальности; моделирования и прототипирования; IT-творчества; видеопроизводства; имеется также ком-пьютерный класс - лекторий, центр дистанционного обучения, коворкинг для технологических стартапов, студия МООК (массовых открытых онлайн курсов), видеостудия, зоны для занятий шахматами и робототехникой, наполняется содержанием интерактивный музей науки и медиабиблиотека. 

Предполагаемые результаты и эффекты деятельности Центра развития цифровых компетенций школьников:

Для учащихся: приобретение базовых компетенций цифрового профиля образования, дополнительные условия для открытости и доступности качественного образования, гибкость в обучении, развитие самостоятельности. 

Для педагогов: 100% учителей технологии, информатики, математики пройдут внутрикорпоративное обучение для работы на цифровом оборудовании Центра, педагоги повысят уровень профессионального мастерства, приобретут новые компетенций; создадут новое современное образовательное пространство, которое можно использовать при организации занятий. 

Для школы: организация социально-значимой общественной дея-тельности - создана площадка (коворкинг для технологических стартапов), которая может быть использована родительской общественностью, педагогическими работниками для реализации собственных индивидуальных творческих идей. Повысится имидж школы. 

Основываясь на опыте создания Центра развития цифровых компетенций школьников, ведется работа по открытию в 2021 году «Центра цифрового образования «IT-куб» в рамках расширения федеральной сети центров. В настоящее время деятельность по созданию Центра цифрового образования детей «IT-куб» находится на стадии проектирования.

В качестве модели Центра цифрового образования детей «IT-куб» нами определена модель «Стандарт». Для реализации модели имеются необходимые площади помещений, материальные и кадровые ресурсы. Центр цифрового образования детей «IT-куб» будет являться обособленным структурным подразделением школы. Муниципальная практика по проектированию создания Центра развития цифровых компетенций «IT-куб» будет осуществляться с  привлечением внутренних и внешних ресурсов, в первую очередь средств федерального гранта. 

Важным направлением деятельности центра цифрового образования «IT-куб» станет возрождение системы наставничества, обеспечение дуальности образовательного процесса, направленного на формирование технологических, надпрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся по востребованным профессиям и специальностям регионального рынка труда. Среди формируемых компетенций – компетенции JuniorSkills - сетевое и системное администрирование, интеллектуальные технологии интеграции реального и виртуального миров (Интернет вещей), программные решения для бизнеса; подготовка к получению профессий ТОП-50 - техник по защите информации, специалист но тестированию в области информационных технологий, специалист по информационным системам, сетевой и системный администратор, раз-работчик Web и мультимедийных приложений; а также компетенции будущего, указанные в Атласе новых профессий (FutureSkills) - разработчик моделей bigdata, цифровой лингвист, сетевой юрист, дизайнер виртуальных миров. 

В структуру центра цифрового образования детей «IT-куб» войдут 10 ключевых сегментов: 6 кубов, соответствующих образовательным направлениям «IT-куба» по приоритетным направлениям технологического развития РФ: программирование на Python (Python-cube), мобильная разработка (Mobile-cube), разработка VR/AR-приложений (VR/AR-cube), системное администрирование (System-cube), цифровая гигиена и работа с большими данными (Data-cube), базовые навыки программирования на С-подобных языках (Robo-cube). Кроме того, планируется создание интерактивной научно-познавательной зоны и центра обработки данных - специализированного учебно-практического центра общего пользования, коворкинга, шахматной гостиной.

С целью обеспечения более высокого уровня доступности дополнительных общеобразовательных программ для школьников других муниципалитетов планируется использовать дистанционные формы обучения, on-line обучение, проведение тренингов, профильных смен на базе «IT-куба».

Основной вид деятельности обучающихся центра цифрового образования «IT-куб» - проектная, формы организации - индивидуальная и групповая, «обучение через игру», «обучение как открытие», «обучение как исследование». Проекты выполняются в формате законченных исследований или программных решений.

Важное место в деятельности центра цифрового образования «IT-куб» займут организация и проведение конкурсов, олимпиад, соревнований, чемпионатов, хакатонов, фестивалей по программированию, разработке мобильных приложений и другим направлениям Центра. 

Среди получателей услуг дополнительного образования особое внимание будет обращено на организацию работы особых групп детей - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, мотивированных к освоению программирования.

Площадкой для центра цифрового образования детей «IT-куб» будут помещения 1 этажа школы (общей площадью 1512,4). В здании в 2010 году проведен капитальный ремонт, начиная с 2020 года запланированы работы по модернизации помещений и приведению площадок центра цифрового образования «IT-куб» в соответствии с брендбуком. 

Школой, в соответствии с утвержденным брендбуком, разработан проект зонирования и дизайн-проект помещений центра «IT-куб». Заплани-рованное  техническое оснащение отвечает современным требованиям.

Предполагаемое штатное расписание центра цифрового образования «IT -куб» включает в себя должности директора центра и его заместителей, системного администратора, менеджера по управлению проектами, педагогов дополнительного образования, лаборанта-методиста.

Результатами деятельности центра, а также индикаторами успешной реализации проекта будут следующие показатели:

Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным программам на базе созданного центра цифрового образования «IT- куб» - 400 человек;

Доля педагогических работников центра цифрового образования «IT- куб», прошедших ежегодное обучение по дополнительным профессиональным программам  - 100%;

Численность детей, принявших участие в мероприятиях, акциях, мастер-классах, воркшопах и т.д. на базе центра цифрового образования «IT- куб» - 1500 человек;

Количество внедрённых дополнительных общеобразовательных программ – 5 единиц; 

Количество проведенных проектных олимпиад, хакатонов и других конкурсных мероприятий, развивающих навыки в разных областях разработки в процессе командной работы над проектам, на базе центра цифрового образования «IT- куб» - 6 единиц.

В рамках деятельности Центра планируется привлечение интеллектуаль-ных, индустриальных и иных партнеров: АНО «Агентство стратегических инициатив, г.Москва; ФГБОУ ВО Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники; ПАО «Газпром добыча Надым»; Надымское управление ООО «Газпром трансгаз Югорск». Предполагается, что совместно с предприятиями-партнерами будут реализовываться дополнительные образовательные программы IT-направленности, проводиться учебные практики и профильные смены.

 

Список использованных  источников

 

1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

 

2. Научная и учебно-методическая литература

2.1. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Опубликована на портале Министерства просвещения 30 декабря 2018 г

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

 

Ф.И.О. участника (полностью) Бугаев Сергей Владимирович

Учёная степень, звание -

Должность директор

Организация Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»

Телефон (сотовый) 8-982-160-32-22

E-mail: bugaev@thirdschool.ru 

 

Дискуссионная площадка Внедрение целевой модели цифровой обра-зовательной среды

Тема доклада/статьи От Центра развития цифровых компетенций школьников к Центру цифрового образования «IT-куб»

 

 

 



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт