Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » ОТКРЫТИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЭТНОПАРКА...

ОТКРЫТИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЭТНОПАРКА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА д. ХАРАМПУР


ОТКРЫТИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЭТНОПАРКА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

д. ХАРАМПУР

 

Сухарь Людмила Антоновна,

директор школы-интерната д. Харампур,

Пуровский район

 

Летом 2014 года Департамент образования Администрации Пуровского района издал приказ о создании на территории школ этногородков. Мы подошли к этому делу с особой ответственностью, так как 95 % наших учеников – это представители коренных малочисленных народов Севера, проживающие в тундре. Тем более в нашей школе на тот момент уже функционировала сезонная кочевая школа. Этногородок – это мини-стойбище, кусочек тундры посреди школьного двора, а для ребят это уголок родного дома. Решение было принято единогласно – беремся и делаем!

Для создания данного этнографического комплекса было принято решение активизировать всех участников образовательного процесса в школе. Так, экспонаты комплекса были переданы в дар представителями родительской общественности, а также созданы руками учащихся и работников образовательного учреждения. В августе 2015 года состоялось торжественное открытие этногородка.

Оснащение этнографического комплекса включает в себя 17 экспозиций, в фондах нашего комплекса всего около 200 экспонатов, среди которых традиционная ненецкая летняя кухня, стол, берестяная посуда, 4 ненецких традиционных жилища, «Чум», «Чум для занятий», «Чум музей», экспозиция «Кораль», искусственно созданное ненецкое озеро с приспособлениями для рыбалки, амбар для хранения инвентаря – лабаз, экспозиция «Собачий чум», экспозиция «Национальная одежда».

Гостям предлагается также поучаствовать в традиционной охоте на гусей и в национальных видах спорта лесных ненцев, поучиться разбирать и собирать ненецкий чум, изготовить себе понравившийся сувенир, отведать блюда ненецкой кухни. По окончании экскурсии проводится рефлексия для гостей и экскурсоводов и чаепитие в чуме.

Работа в этнографическом комплексе выглядит следующим образом: участники «Малого этнографического общества» осуществляют поисковую деятельность по сбору экспонатов и информации о них для этногородка, изучают особенности культуры и быта лесных ненцев, проводят экскурсии для гостей ОУ на трех языках: русском, ненецком и английском. Это способствует развитию коммуникативной компетенции посетителей. В результате такой практики приезжие учащиеся и педагоги получают новые знания по этнографии, а экскурсоводы развивают коммуникативные компетенции, овладевают искусством публичных выступлений. Все проводимые экскурсии вызывают огромный интерес у посетителей, о чём свидетельствуют отзывы, оставленные в книге посещений нашего ОУ, а также очерки и статьи на страницах районной газеты «Северный луч», видеозаписи ТРК «Луч». Участниками «Малого этнографического общества» в настоящий момент ведутся исследования в области краеведения, истории, этнографии и этнокультуры лесных ненцев, составляется ненецко-английский толковый словарь.

При проведении мастер-классов по прикладным видам народного искусства совершенствуют свои навыки и получают дополнительную практику в бисероплетении, изготовлении берестяной посуды и др.

Руководство комплексом осуществляет директор школы-интерната, а непосредственными работниками, ведущими внеурочную деятельность в этом направлении, назначены учитель истории и обществознания Пихтовникова Д. А. и педагог дополнительного образования Хайрулина Л. В.

По итогам первого года работы этнографический комплекс школы стал визитной карточкой Пуровского района по развитию этнотуризма, центром культурного развития, площадкой для реализации образовательных и просветительских программ, этнокультурных мероприятий. При этом он является интересным туристическим объектом, привлекательным как для жителей близлежащих населенных пунктов Пуровского района, так и для гостей ЯНАО, России. На сегодняшний день  проведено более 30 экскурсий для гостей, учащихся и педагогов образовательных учреждений Пуровского района и ЯНАО. В общей сложности этнографический комплекс посетили более 500 человек, среди которых первые лица округа, района, работники Департамента образования Администрации Пуровского района и округа.

Безусловной гордостью нашей школы стал Диплом I степени во Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик в 2015 году в номинации «Сельские (поселенческие) мини-практики». Проект признан лучшим на Всероссийском форуме «Вовлечение граждан в местное самоуправление: актуальная муниципальная практика» и рекомендован для реализации в других регионах России, а также включен в Атлас лучших муниципальных практик.

В мае 2019 года наша школа приняла участие в международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2019». В конкурсе «Лучшая региональная экспозиция» награждена специальным призом «За сохранение традиций» МБОУ «Школа-интернат основного общего образования» д. Харампур.

В настоящее время введены платные услуги, наши обучающиеся выступают на научно-практических конференциях различного уровня. Мы нацелены на реорганизацию комплекса из просто элемента образовательной среды в полноценный школьный этнографический музей, а также ведется работа по созданию виртуальной  экскурсии на школьном сайте. Для этого у нас имеется группа активистов среди школьников, инициативная группа педагогов и родительской общественности. Департамент образования Администрации Пуровского района и департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа оказывают всестороннюю поддержку в реализации данной образовательной практики.

После создания данной практико-ориентированной  образовательной среды учебного заведения мы занялись изучением ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личностей школьников. Данный вид внеурочной деятельности способствует обучению детей дополнительным жизненным навыкам, необходимым в условиях тундры, а также овладению умениями публичного выступления и ведения работы музейного комплекса.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт