Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Пастырская оценка традиционной...

Пастырская оценка традиционной культуры коренных народов Ямальского Севера Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом


Колесников П. И.
Заместитель атамана Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества Подъесаул Председатель Собрания депутатов
г. Тарко-Сале

Пастырское напутствие, сделанное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом жителям Ямала 15 сентября в Богоявленском храме города Новый Уренгой, можно с полной уверенностью признать духовным уставом для всех миссионеров, работающих с коренными жителями тайги и тундры. Это обращение Святейшего Патриарха особенно важно в наше время, когда национальные поселки Ямала и стойбища коренных жителей  наводняют сектанты и проповедники различных новомодных конфессий. И чтобы противостоять этому нашествию, нам очень важен взгляд Святейшего Патриарха на традиционных образ жизни ненцев ханты и селькупов. Этот взгляд показывает направление работы для всех, кто своим служением выбрал миссионерскую деятельность и просвещение в среде коренных народов Ямала.

История миссионерской деятельности русской православной церкви на Обском Севере насчитывает уже более 400 лет. Она сыграла значительную роль в жизни коренных народов Севера Сибири. При этом нужно обязательно помнить, что в Сибири никогда не было насильственного крещения, а церковные подворья по всей Сибири во все века были центрами духовности, образования и хозяйственности. Православие ни в чем не противоречит мировоззрению коренных северян и становится для них связующим звеном между прошлым и будущим. Позволяет им не только выжить, но и сохранить свой образ жизни и свою культуру. Семена веры, посаженные первыми миссионерами на Обском Севере, дали настолько жизнестойкие ростки, что даже в советское духоборческое время коренные жители хранили в своих священных нартах иконы и церковную утварь. И уже в наше время церковные реликвии возвращаются из самых труднодоступных мест тайги и тундры в православные храмы. Примером такого сохранения святых икон может служить возвращение старинного образа Николая Чудотворца, который по одной из версий спасли коренные жители во время разорения салехардского храма в 1922 году.

Новая история миссионерского движения на Обском Севере началась с середины 90-х годов прошло века практически одновременно с появлением православных общин в городах и поселениях Ямало-Ненецкого автономного округа. И оно имеет свои определенные отличия от деятельности миссионеров в досоветское время. Стало проще добираться до стойбищ и рыбацких станов, больше коренных жителей обосновались в национальных поселениях, но при этом деятельность миссионеров не стала легкой. Представители сект и протестанты начали регулярно и часто агрессивно вовлекать в свои ряды открытых к общению коренных жителей. В некоторых национальных поселениях протестантские молельные дома появись даже раньше православных общин. Действия протестантов и сектантов достаточно адаптированы к местным условиям и очень часто основой их деятельности как раз и является вовлечение в свои ряды ненцев ханты и селькупов. Противостоять этому можно только активизировав работу православных миссионерских центров. И пастырская оценка традиционной культуры коренных народов Ямальского Севера Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сделанная им во время посещения Богоявленского храма  города Новый Уренгой, вооружает миссионеров нашего времени новым взглядом на их важную для современного общества деятельность.

Чтобы лучше понять ямальскую землю и ее жителей, Святейшей Патриарх включил в свою программу пребывания в Ямало-Ненецком автономном округе посещение фактории Лаборовая в Приуральском районе. Вот уже много лет эта фактория функционирует в Байдарацкой тундре. Если раньше сюда приезжали ямальские ненцы для приобретения продуктов и предметов первой необходимости, то последние годы они посещают это национальное поселение для участия в коллективном богослужении в храмах, построенных в честь Живоначальной Троицы и Архистратига  Божия Михаила. Здесь Святейший Патриарх и встретился с коренными жителями.

В своем обращении к прихожанам в Новоуренгойском Богоявленском храме он так описал свое пребывание у ямальских ненцев: «Вчера я посещал место, где живут коренные народы – ненцы, и, вернувшись затем в Салехард, самому себе сказал, что это был один из самых счастливых дней в моей жизни, - отметил Святейший Патриарх.  - Когда посещаешь святую гору Афон или Иерусалим, чувствуешь Божью благодать, и вот когда я посетил вчера это стойбище, в котором храмы православные и верующий народ простой, я испытывал такое же чувство, как на Афоне или во Святой земле». Далее он обратил внимание прихожан на отсутствие какой-либо комплементарности у коренных жителей Ямала и присутствие у них силы духа, которую дает им родная земля и православная вера.

Это очень важное замечание Святейшего Патриарха показывает особенности жизни коренных северян, которые должен знать каждый, кто приезжает к ним даже просто в гости, не говоря уже о поездках миссионерской направленности. Очень часто миссионеры делают ошибку, привозя жителям тайги и тундры совершенно ненужные им в их жизни вещи и предметы. Коренные жители никогда не скажут о том, что они не рады вашему вниманию и вашим подаркам, но при этом контакт с ними установить будет сложнее и как следствие не состоится доверительной взаимосвязи между священником и жителями стойбища.

Другой не менее важной работой православных священников с коренными жителями являются их проповеди в православных общинах и молельных комнатах, функционирующих в национальных поселениях. Переезжая из тайги и тундры в поселок и тем самым кардинально меняя свой образ жизни, коренные жители нуждаются в пастырском наставлении и постоянном общении со священником, это очень помогает им адаптироваться к новой жизни. Обилие соблазнов, которые в отличие от жизни в стойбище доступны в поселках, часто приводят бывших жителей тайги и тундры к асоциальному образу жизни, при котором в первую очередь страдают дети таких семей.

И, как и с объяснением отсутствия комплементарности у коренных жителей, Святейший Патриарх дает в своем новоуренгойском обращении напутствие, что главная свобода человека не в наличии денег: «Деньги никогда не приносят свободы. Свободу приносит Христос!». И поясняет нам, что люди, живущие в тундре, более свободны от денег, они могут полностью обеспечить себя всеми необходимыми для жизни предметами, сделанными собственными руками. А в поселке можно заработать деньги и все купить, но появляется соблазн купить не то, что нужно для семьи, а то, что разрушает жизнь коренных жителей – например, алкоголь. И здесь очень важна работа священников с коренными жителями в современных городах и поселках, чтобы человек становился свободным, и значит счастливым, живя с Богом в душе.     

Невозможно в одном докладе показать всю глубину и важность понимания Святейшим Патриархом жизни и культуры коренных жителей Ямала.  Но следует отметить главное: он дал объяснение, почему Православная вера близка и понятна ненцам и почему принятие Христианства не разрушает, а помогает сохранить их традиционную культуру, и вооружил миссионеров нашего времени своим благословлением!


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт