Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Ш...

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА СОДРУЖЕСТВА», НАПРАВЛЕННОГО НА СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ Г. НОЯБРЬСКА


ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА СОДРУЖЕСТВА»,

НАПРАВЛЕННОГО НА СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО

И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ Г. НОЯБРЬСКА

 

Климко Вера Панталеевна,

директор муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа мкр. Вынгапуровский»,

г. Ноябрьск

 

Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия и взаимовыгодного диалога между образовательными учреждениями, учреждениями социальной сферы и бизнес-структурами.

В Указе Президента РФ В. В. Путина определено, что «при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» [1.1., С. 5].

В Концепции развития дополнительного образования среди основных механизмов развития дополнительного образования детей названы:

  • межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;
  • партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи.

Интеграция образования, сетевое взаимодействие особенно актуальны в условиях удалённости микрорайона от городских социокультурных и образовательных центров. Личностные результаты школьников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов можно обеспечить только в интеграции общего и дополнительного образования. В этих целях творческим коллективом школы был разработан проект «Школа содружества».

Партнёрами школы стали музыкальная школа, учреждение молодёжной политики «Факел», спортивно-оздоровительный комплекс «Зенит», библиотека, детские сады.

Основная идея проекта – создание условий в микрорайоне для реализации личностных способностей и возможностей обучающихся, педагогов и родителей на основе проектно-сетевого взаимодействия клубного типа.

С учётом требований ФГОС общего образования школа организует сотрудничество с учреждениями дополнительного образования на основе интеграции следующих процессов: организационное и содержательное единство (по направлениям развития личности ребёнка, по целеполаганию программ, по содержательному единству основных структур школы); ориентация на единый результат (метапредметные и личностные компетентности, способность успешно осуществлять учебную, творческую, социальную деятельность); слаженный механизм деятельности (цикличность движения учащегося в образовательно-развивающих модулях).

Проект включает разработку и реализацию краткосрочных минипроектов и проведение акций экологической, патриотической, творческой, социальной, профессиональной направленностей.     

В 2017 году школа приняла участие в региональном конкурсе инновационных проектов и получила грант в размере 1 млн рублей на реализацию проекта «Школа содружества». Финансовая поддержка позволила укрепить материально-техническую базу для развития дополнительного образования школьников: приобретено оборудование для студий «Робототехника», «Бардовская песня», вокальной студии и семейных волонтерских клубов «Юный изобретатель», «АРТ-фантазия» и «Хореография».

Интеграция общего и дополнительного образования позволила:

  • обновить и обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • объединить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

В результате реализации данного проекта разработано восемь общеразвивающих программ в системе дополнительного образования: «Театральная студия Арт-фантазия», «Менделеевская лаборатория», «Проектируем вместе», «Литературная гостиная», «Робототехника NXT», «Авиаконструирование», «Основы программирования», «Программирование».

Педагогами дополнительного образования пройдены курсы повышения квалификации по персонифицированной модели.

По итогам реализации проекта изготовлен наружный рекламный баннер «Содружество», где размещены фотографии лучших мероприятий с социальными партнёрами.

Наряду с взаимодействием с социальными партнерами школа сотрудничает с учреждениями профессионального образования: ФГБОУ ВПО «Омский Государственный университет им. Ф. М. Достоевского», ЗФТШ при МФТИ (г. Москва), СПБГУ «Горный университет» (г. Санкт-Петербург), ФГБОУ ВПО «ОМГТУ» (г. Омск), Сургутским госуниверситетом. Учащиеся школы получают дополнительное образование в группах очно-заочного отделения по математике, физике, химии, биологии, информатике, русскому языку. Как результат – диплом третьей степени на VI открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее»; свидетельство кандидата в состав Национальной сборной России международной выставки «Экспо-2019» на Форуме научной молодежи «Шаг в будущее» (г. Москва); диплом победителя Международного конкурса исследовательских работ учащихся «Дебют в науке» (г. Екатеринбург); диплом первой степени на окружном туре Всероссийских юношеских Чтений им. В. И. Вернадского; первое место и занесение в книгу «Молодые исследователи Ямала» на открытой региональной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» и другие.

В результате реализации проекта «Школа содружества» создана волонтёрская группа. Родители-волонтеры открыли для детей, родителей и жителей микрорайона воскресные клубы «выходного дня»: «Ходьба на лыжах», «Силовая атлетика», «Декоративно-прикладное творчество», «Хореография».

Реализация данного проекта позволила определить точки роста в дальнейшем развитии учреждения, а активное участие в грантовых конкурсах позволило учреждению направить на развитие за два года дополнительно более 2,5 млн рублей. Ядром инновационной деятельности школы является работа коллектива, направленная на разработку и реализацию проектов.

Педагогический проект «Развиваясь – изучай! Изучая - действуй!» (региональная инновационная площадка с 2018 года) направлен на решение проблем повышения качества естественноматематического образования путем интеграции общего и дополнительного образования.

Разработка и реализация проекта «Менделеевская лаборатория» (победитель конкурса «Формула хороших дел АО «СибурТюменьГаз» в 2018 году) позволила обустроить естественнонаучную лабораторию с целью развития интереса у учащихся к востребованным профессиям ЯНАО и самоопределения учащихся (инженер нефтедобывающих и газоперерабатывающих предприятий, химик-технолог, строитель, лаборант, IT-менеджер, эколог).

Проект «Семейная научная лаборатория» (победитель конкурса «Родные города» компании «Газпром нефть» в 2018 году) направлен на раннее изучение астрономии, физики, робототехники. На средства гранта приобретено оборудование, обеспечивающее организацию социальной практики старшеклассников в целях ранней профилизации и профориентации, реализацию событийного мероприятия «Город мастеров». Инновационный образовательный продукт «Семейный интеллектуальный клуб ''Город мастеров''» получил положительное экспертное заключение Регионального совета по развитию инновационной деятельности в системе образования ЯНАО.

Проект «Акториум "УМИКА PLAZA" – пространство вовлечённого обучения» – победитель федерального конкурса «Развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования» в 2019 году. Проект разработан с целью создания условий для самоопределения учащихся на площадках деятельностных образовательно-развивающих модулей.

Планируется создание следующих образовательно-развивающих модулей: «Ментальная арифметика», «Шахматы»; «Робототехника»; ТРИЗ, «Менделеевская лаборатория», «Обсерватория», «Шаги в мир профессий»; выездной лагерь «Экологическая тропа».

Участие учащихся основной школы в вышеперечисленных модулях обеспечит преемственность в получении ранее освоенных навыков работы с лабораторным оборудованием, а также усовершенствует опыт создания и реализации индивидуальных и групповых проектов.

Продуктами инновационной деятельности являются описание деятельностной практики интеграции общего и дополнительного образования, сценарии образовательно-деятельностных игр, учебные программы модулей, сборник методических материалов, организация и проведение вебинаров и семинаров, видеоролик по результатам реализации проекта.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение
    1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года».
    2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»


2. Информационные ресурсы

2.1. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/

 



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт