Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православие и проблемы духовно...

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и в обществе


Аксенова Татьяна Дмитриевна
МАОУ «СОШ №4»
г. Губкинский

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.

Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными»: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие и воздержание – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – интересом к иностранным языкам и традициям.

Эти новые ценностные установки оказывают определенное воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

Спасением для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Названные факты показывают, что требуется в образ жизни взрослых, окружающих, внесение такие особенностей поведения, которые бы содействовали насаждению в детях початков веры и нравственности.

Духовное и нравственное воспитание детей раннего возраста

Младший дошкольный возраст — от двух до трех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первый элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Цель: Формирование основ духовно-нравственной личности.

Задачи: - воспитание норм и правил уважительного отношения к старшим;
- формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; 
- формирование в растущем человеке начала духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;
- ориентировка на подготовку детей к дальнейшим стадиям социализации.
- приобщение к ценностям культуры народа России и мировой культуры.

Формы и методы реализации:

Формы реализации 1. непосредственно образовательная деятельность 
2. организованные игры и мероприятия совместно с родителями
3. самостоятельная деятельность детей вне занятий
4. индивидуальная работа
5. работа с родителями
Методы реализации 1. чтение художественной литературы (сказкотеропия)
2. показ, участие родителей
3. объяснение
4. наглядный пример
5. беседы, лектории, наглядная информация

Активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
- родительские гостиные;
- семейный вернисаж.

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде про¬стой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В сатирических сказках народ вы¬смеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда выта¬щить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчи¬вость, взаимопомощь и дружба.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»,
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
- копилка Добрых дел.

Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе запланированы:
- праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»,
- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»,
- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»,
- вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
- совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,
- выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»,
- спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
- экскурсия «в храм Архистротега Михаила».

Ожидаемые результаты реализации работы
- направить работу всех участников образовательного процесса на формирование нравственных основ межличностных отношений, соблюдение норм этикета в повседневной жизни; 
- повысить роль семьи как гаранта морально-нравственной безопасности и развития детей; 
- привлечь общественность, СМИ к обсуждению и поиску путей совместного решения проблем духовно-нравственного воспитания детей.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт