Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православие и образование, вос...

Православие и образование, воспитание


Тюменцева О.В.
г. п. Тазовский

Задача библиотек – превратить богатство духовно-нравственного наследия региона из отвлеченных

Голышев, Ф.И., Роль библиотек в формировании духовности Нового времени// Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации.- СПб.- 2003.-№28.- С.3

В любую эпоху библиотека – самый точный барометр интеллектуальной жизни общества. Не случайно же академик Дмитрий Сергеевич Лихачев когда-то сказал, что если, не дай Бог, из-за войны или какого-то страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но и каким-то чудом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена. Трудно не согласиться с тем, что изначальная функция библиотеки – сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание, формирование исторического сознания детей. [4] «Если упустить нравственность, то государство погибнет. Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движения или даже идет назад, когда не возвышаются нравственные силы. Мудрым может быть только нравственный человек», - подчеркивает старший духовник Московской иепархии протоиерей Валериан Кречетов. [3]

Мы все стремимся, чтобы дети стали добрее и духовнее, тогда таковым будет и наше будущее. Детям и подросткам в их духовных исканиях нужна и важна помощь терпеливых и доброжелательных взрослых, способных выслушать, понять и подсказать. Духовному становлению личности ребенка способствует процесс переживания и присвоения высоких нравственных ценностей. [1] Приобщая детей к ценностям, созданным человечеством, важно сделать их достоянием собственного «Я» в атмосфере различных мнений, поиска истины и совместного творчества. Анализ развития современных детей показывает, что они по сравнению со своими сверстниками недалекого прошлого значительно меньше стали читать, интересоваться культурой. [3] Этот вопрос сегодня волнует и педагогов общеобразовательных школ, и нас библиотекарей. Библиотеки сегодня не только информационные, досуговые, но и образовательные учреждения. Специалисты многих библиотек считают наиважнейшим правилом учет индивидуальных потребностей и интересов читателей. Научить самостоятельно мыслить может, в первую очередь, библиотека. Чтение конечно, не может стать единственным содержанием духовного самосознания, но первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Воспитание традиций чтения – это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения – это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека». [4] Интенсивно развивающийся в детстве, отрочестве субъект нуждается в проявлении всех своих человеческих возможностей. Эстетическое восприятие и оценка художественного произведения, освоение жизни на этой основе – эмоционально активны и, следовательно, дают широкий простор для раскрытия этих индивидуальных возможностей. Духовная природа человека одновременно проявляется и обогащается в творческом чтении, т.е. человек «осуществляет» себя. Это происходит только тогда, когда чтение становится потребностью, когда оно внутренне необходимо, желанно для читателя. [2]

«Есть три вида читателей, - писал когда-то Гёте. Первые - это те, кто наслаждаются – не рассуждая; другие те, кто судит, наслаждаясь, и третьи те, кто судит, наслаждаясь, и наслаждаются, рассуждая». Именно, третья категория читателей обладает эстетическим вкусом. Воспитание творческого читателя, его художественного вкуса, понимания эстетической сущности и ценности художественного произведения необходимо для того, чтобы уберечь наших юных читателей от дурного чтива, повысить интерес к тому, что составляет подлинное богатство духовной культуры народа. [6] Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого, с самого малого. Уже начиная с детского сада, при самом первом посещении библиотеки, дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой, как правильно хранить и использовать книги. [4] Библиотека оказывает положительное влияние на ребят, предлагая материалы, рассказывающие об истинных духовно-нравственных ценностях, идеях, приводя примеры (литературные и жизненные) высоких поступков и достойных героев. [2] Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории. Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать. Общая забота библиотекарей заключается в том, чтобы в нашей библиотеке каждый читатель, нашел свою книгу, получил свой необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. [4]

Библиотекарь, работающий в помощь духовно-нравственному воспитанию учащихся, оказывает постоянное влияние на своих читателей, помогает их духовному становлению, воспитывая уважительное, осмысленное обращение к вере предков – истоку культуры. Помощь может быть:

  • стимулирующая (направленная на активизацию собственных возможностей учащихся в изучении и освоении духовных ценностей);
  • эмоционально-регулирующая (основанная на высказывании библиотекарем оценочных суждений, одобряющих или порицающих суждения и поступки учащихся);
  • направляющая (ориентирующая в сфере духовно-нравственного развития, поддерживающая самостоятельное изучение проблемы);
  • организующая (предполагающая советы, указания последовательности освоения знаний в области духовного развития);
  • обучающая (базирующаяся на показе, научении правильному образу поведения и действия, включающая непосредственные указания или представление примеров того, как нравственно поступать). [1]

 

Работа библиотек направлена на объединение всех видов деятельности школьников, (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность в библиотеке представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся. Чрезвычайно широк спектр возможностей в плане организации внеурочной деятельности. Реализуя различные досуговые направления «За здоровый образ жизни», «Азбука воспитания» и др. – можно научить детей интересно и содержательно проводить и организовывать свой досуг. Еще одна важная особенность внеурочной деятельности состоит в том, что в этой системе складывается иной тип взаимодействия с ребенком: библиотекарь не просто передает определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду, развивающий ребенка фон и духовно-нравственное пространство. [3]

Общение детей с библиотекарем, чтение книг, работа со словом помогает детям в трудные периоды их роста, становления, в нравственном воспитании и выработки собственной жизненной позиции. Главное – вселить в детей веру, веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом. Не зря В. Астафьев писал «Чтение, особенно детей – это самое важное в воспитании». [4] «Любите книгу, - сказал М. Горький. Она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, человеку». Эта крылатая фраза русского писателя стала для работников всех библиотек своеобразным девизом, отправной точкой в работе. Способствуя творческому чтению, мы стремимся помочь становлению и развитию у читателей духовного багажа. [6]

Выделим некоторые направления этой работы: 1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей «малой Родине», служение Отечеству;
2. Гражданственность (правовое государство, гражданское общество);
3. Семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей);
4. Искусство и литература (красота, духовный мир человека, гармония, нравственный выбор). [5]

Большое внимание наши библиотекари уделяют такому направлению, как «Приобщение к традициям народной культуры». Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Особый интерес вызывает у детей изобразительные факультативы. Темы изобразительных факультативов разнообразны «Кого твой стих боготворил?» (образ женщины в картинах русских художников), «Крепостной художник» (В.А. Тропинин), «Поэт русского леса» (И. И. Шишкин), «Художники-анималисты» и другие. Всегда насыщены и интересны мероприятия, раскрывающие все таинства православных праздников «Праздник праздников – Пасха», «Троицыно утро», «Здравствуй, Масленица!», «Пасхальный благовест», «Рождество в стихах и прозе», «Раз в крещенский вечерок» и другие. Очень важным для нас стало открытие I районного конкурса чтецов поэзии и прозы «Звенящие строки», целью которого является развитие творческих способностей у детей через литературно-исполнительскую деятельность, привлечение внимания учащихся к литературному наследию отечественных и зарубежных авторов, расширение читательского кругозора. Подобные мероприятия объединяют творческих людей, позволяют привлечь к участию в них наибольшее количество действующих лиц, зрителей и, кроме того, способствуют продвижению чтения. Эту работу необходимо продолжать, развивать и совершенствовать.

Библиотека - это пространство конкретного духовно-нравственного взаимодействия библиотекаря и читателя, цель которого побуждать подростков к активному поиску духовно-нравственного смысла жизни.

 

Литература

  1. Зуева, Е.М. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде. Вып.1-2 [Текст] / Е.М. Зуева.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 333с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря).
  2. Полозова, Т.Д. О власти искусства слова и ценности чтения. Вып.1[Текст] / Т.Д. Полозова.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010.- 316с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря).
  3. Бачинина, Е. Кто сеет добродетель, тот и славу пожинает/ Е. Бачинина // Библиотека.-2009.-№8.- С.28-32.
  4. Korkinschool11.ucoz.ru [электронный ресурс];
  5. Kazanobr.ru [электронный ресурс].
  6. Мамедова, Л. Введение в красоту/ Л. Мамедова// Библиотека.- 2006.-№7.- С.82-83.
Рождество в стихах и прозе
Рождество в стихах и прозе

Рождество в стихах и прозе

Рождество в Доме милосердия
Рождество в Доме милосердия

Рождество в Доме милосердия

Праздник Пасхи
Праздник Пасхи

Праздник Пасхи

Конкурс чтецов
Конкурс чтецов

Конкурс чтецов

Конкурс чтецов
Конкурс чтецов

Конкурс чтецов

День молодого избирателя
День молодого избирателя

День молодого избирателя

   

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт