Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православная гимназия и детска...

Православная гимназия и детская библиотека: грани взаимодействия


Сулейманова ЗульфияПаталиевна, МБУК ЦБС Центральная детская библиотека имени журнала «Смена», г. Новый Уренгой

 

Православная гимназия и детская библиотека: грани взаимодействия

 

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества

и желание способствовать им во всех отношениях»

Н.М. Карамзин

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время - одна из важнейших задач общества и государства.

Патриотизм - понятие всеобъемлющее. «Большая российская энциклопедия» гласит: «Патриотизм -осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям» [6, с.456].

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2016–2020 гг. дано следующее определение: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»[4, с.2-3].

Ключевые роли в формировании патриота, в воспитании духовно-нравственной личности играют учреждения культуры, образования и религия.

«Русская православная церковь(РПЦ) на протяжении веков формировала сознание русского человека, духовно-нравственные основы и ценности его существования, которые и определяли в человеке его мысли, слова, поступки, определяли его выбор.  Ключевой ценностью был и патриотизм» [7, с.99].

Православная концепция патриотизма, получила обоснование в Священном Писании и Священном Предании, Социальной концепции Русской Православной Церквии высказываниях Священноначалия.

В православной литературе патриотизм определяется как любовь к:

-   Богу и стояние в вере;

-   своему народу:

-   той земле, которую даровал Господь:

-   ближнему.

Русская Православная Церковь определяет:

-   земное Отечество с его Церковью есть преддверие Отечества небесного:

-   выполнение гражданских обязанностей представляется как образ главного, вечного служения Царю Небесному[2, с.63].

В «Основах социальной концепции Русской православной церкви»сказано: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде во благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание» [5].

История дает нам множество примеров, когда Русская православная церковь вместе с государством прилагала всевозможные усилия для борьбы с врагом, для поднятия боевого духа, для укрепления армии, для поддержания любви к Отечеству.

Особо следует отметить вклад РПЦ в приближение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.  Вся деятельность Церкви в годы войны была проявлением высокого патриотизма, который способствовалстране в отпоре врагу.

Во всех епархиях РПЦ духовенство и верующие проводили активную патриотическую деятельность. Можно выделить несколько направлений: обращения к верующим, партизанам, населению оккупированных областей; послания за рубеж с целью поддержать антигитлеровскую коалицию; призывы к солдатам вражеской армии прекратить кровопролитие; поддержка населения на оккупированных территориях страны; разоблачение фашистской идеологии; активная проповедническая деятельность; организация сборов денежных средств на нужды обороны.

Таким образом, история России показывает нам неоценимый вклад Русской православной церкви в формировании духовно-нравственных и патриотических ценностей народа.Особенно важно понимать это сегодня, когда богословская мысль отмечает кризис патриотизма.

Для преодоления этого кризиса, в целях духовно-нравственного патриотического развития молодых людей, РПЦ осуществляет ряд мероприятий: по укреплению семьи (организацияработ Воскресных школ, популяризация семейных ценностей вобществе); стимулированию изучения истории Россиии РПЦи пониманию роли Православияв государственной, общественной и личной жизни ее граждан; созданию общественных объединений православной молодежи «Всероссийское православное молодежное движение», «Братство православных следопытов» и др.

В Ямало-ненецком автономном округе (ЯНАО) патриотическое воспитание молодого поколения осуществляется при взаимодействии Салехардской епархии (отдел по взаимодействию с молодёжью) и светских организаций (библиотек, школ).

Так, в рамках патриотического воспитания и с благословения Салехардской епархии проходят Фестиваль казачьей песни «Лейся песня казака по земле России», молодёжная военно-патриотическая игра «Зарница», «День Российского флага», «Дни памяти и скорби», фестиваль национальных культур «МОСТ. От традиций к современности» и другие мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание молодежи[3].

В ЯНАО действуют Межрегиональное молодежное общественное движение «Сибирь Молодая Православная», патриотический клуб «Пересвет», «Православная молодёжь Ямала «Благо», православный военно-патриотический клуб «Ирбис», действующий при Храме Серафима Саровского в г. Новый Уренгой.

Деятельность этих организаций содействует формированию духовно и физически здорового молодого поколения, любящего Россию и готового отстаивать ее интересы, повышению престижа военной службы.

Особую роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения играют образовательные учреждения, особенно православные гимназии.

Так, в НОЧУ «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»реализуется программа «Будущее вместе - Духовное наследие». Это совместная программа Администрации города Новый Уренгой, Салехардской епархии и ООО «Газпром добыча Уренгой».

Цель программы:

·       целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности участников путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды;

·       создание на базе Православной гимназии специализированных классов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание и обучение по углубленным программам общего образования, а также предметам по выбору учащихся с учетом их профессиональной ориентированности[1].

Для современных подростков очень важно чувствовать себя частью великого народа, наследниками и продолжателями славных традиций своих предков. Поэтому патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса гимназистов.

Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детскойбиблиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

Об этом свидетельствует опыт работы Центральной детской библиотеки имени журнала «Смена» (ЦДБ), активно взаимодействующей с Православной гимназией. Учащиеся гимназии постоянные гости библиотечных мероприятий, направленных на формирование патриотического сознания.

Анализ опыта работы ЦДБ показывает, что библиотека активно работает в данном направлении, используя различные формы и методы. Мероприятия, проводимые библиотекой в рамках патриотического воспитания, можно разделить на несколько основных направлений.

1.    Духовно-нравственное воспитание - направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни.

2.    Историко-патриотическое воспитание – продвижение и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах.

3.    Историко-краеведческое воспитание направлено на исследование историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к подвигам предков и современников.

4.    Военно-патриотическое воспитание - ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.

5.    Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции.

6.    Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории.

В истории нашей страны много памятных дат, которые позволяют актуализировать героическое прошлое российского народа и многовековыетрадиции Русского православия. Это Дни воинской славы России, ДеньРоссии (12 июня), День славянской письменности и культуры (24 мая), Международный день толерантности (16 ноября).

Мероприятия, приуроченные к этим датам,всегда вызывают большой интерес у посетителей библиотеки и особенно у учащихся Православнойгимназии.

Самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка. Приведем некоторые примеры таких выставок.

Книжная выставка «Присяге воинской верны!»кДню защитника Отечества (23 февраля) помогла совершить исторический экскурс в героическое прошлое нашей страны, узнать о славных победах российских войск, которые сыграли решающую роль в истории Отечества.

Яркая по своему оформлению и значимая по смыслу, книжная выставкакоДню защитника Отечества«О войнах, армии и полководцах» охватила исторические моменты возникновения Советской Армии. Она была интересна тем, кто хотел больше узнать о новом облике Российской армии, кого интересовало оружие, военная техника и настоящие мужские профессии. На выставке были представлены книги о великих русских полководцах и адмиралах, великих сражениях на море и на суше.

Оформляя книжные экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, сотрудники библиотеки всегда стараются показать весь трагизм и гороикувойны, описанных в произведениях.  Книги о войне здесь выступают хранителями памяти поколений.

Так, организованная коДню Победы(9 мая) книжная выставка «Девятый день – большого мая»рассказала о беззаветном героизме, о подвигах, совершенных нашими людьми во имя Родины и ради защиты всего того, что нам дорого и свято.Художественные произведения о войне хранят мысли и чувства сражавшихся за мирную жизнь людей - взрослых и детей. Вместе с ними мы проходим трудности и лишения войны, грустим о погибших, совершаем подвиги и мечтаем о мирном времени.

Выставка «Овойне рассказывают книги»была посвящёна лучшим произведениям о войне для детей, среди них — рассказы о войне Л.Кассиля, А.Митяева, С.Алексеева, Н.Богданова и других писателей. Произведения этих авторов познакомили юных читателей с событиями, историями минувшей войны. Кроме этого, на экспозиции были представлены документы, раскрывающие ходом событий в период ВОВ, документы о отечественной войне краеведческого характера.

КоДню славянской письменности и культуры(24 мая) в читальном зале была представлена иллюстрированная книжная выставка «История азбук и букварей», на которых представили материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских  книжников. Читатели познакомились с литературой о жизни великих братьев и об истории возникновения книги и книгопечатания.

Если говорить о массовых формах библиотечной работы, используемых в патриотическом воспитании читателей библиотеки и прежде всего, учеников Православной гимназии, то библиотека использует как проверенные временем, так и инновационные форматы мероприятий: круглые столы, уроки мужества, конкурсы, часы памяти, музыкально-тематические композиции, шоу-уроки, литературные хронографы, диалоговые окна, просветительские акции, часы истории, литературные экскурсы, встречи, брейншторминги и др.

Например, в Международный день толерантности (16 ноября) в библиотеке прошло мероприятие о«Мы живем на одной земле» по пропаганде межнациональной и межконфессиональной терпимости.  Участники круглого стола в дружной и творческой атмосфере смогли обсудить то, как важно сегодня проявлять понимание и участие к своему ближнему, и то к каким негативным последствиям может привести религиозная и этническая вражда. Мини-конкурсы, импровизации на заданные темы и брейншторминг были подходящими орудиями для юных гостей, в нелёгком деле познания истины: «сходства в различиях, единство в многообразии!».

Совместно с Отделом вневедомственной охраны войск Национальной гвардии по г. Новый Уренгой в библиотеке прошел час памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», приуроченный Дню Неизвестного солдата (3 декабря).Почетными гостями часа памяти стали председатель правления ветеранов боевых действий НигмановЗинурЗарифуллович и сотрудник ОМОНа по г. Новый Уренгой. Просмотр видео сюжета в память о воинах – интернационалистах Афганской и Чеченской войны, вызвал у детей особые чувства и понимание всего трагизма этих страшных кровопролитных воин. В читальном зале библиотеки царил дух патриотизма и гордости воинского подвига во время минуты молчания. Председатель правления ветеранов боевых действий офицер – майор З. З. Нигмановрассказал ребятам о чудовищной войне в Афганистане, которая унесла жизни его боевых товарищей, поделился воспоминаниями о своем отце, участнике боевых действий ВОВ. Встреча продолжилась беседой с сотрудником ОМОНа, который объяснил детям, как важно быть патриотом своей Родины и защищать интересы своей страны. Аудитория с нескрываемым восторгом принимала этих по-настоящему сильных духом людей.

В День защитника Отечества (23 февраля)библиотека традиционно проводит уроки мужества. Например, «Буду Родине служить и Отчизной дорожить», «Русский солдат умом и силой богат».Входе таких мероприятий ребята узнают историю празднования праздника, интересные факты из истории сражений и битв нашей славной Родины, участвуют в конкурсах и викторинах.

Сотрудники библиотеки уверены, что подобные мероприятия воспитывают у детей любовь к Родине, формируют представления о воинском долге, приобщают к воинским традициям, развивают умение аргументировано отстаивать свою точку зрение, воспитывают уважительное отношение к мужчинам, служившим в армии, и к юношам, которые хотят служить своей Родине.

У каждого народа есть события и даты, которые он никогда не забывает. Для  России одним из таких событий является Великая Отечественная война (1941 - 1945 гг.). Библиотека ежегодно проводит мероприятия, посвященные Дню Победы (9 мая):часы Памяти, часы мужества, тематические вечера, литературно-музыкальные композиции и другие.Сотрудники и посетители библиотек чествуют ветеранов, беседуют о детях на войне, о женщинах на войне, о верных спутниках человека – животных, которые помогли добиться Победы.

Например, в преддверии праздника 9 Мая в библиотеке состоялась музыкально-тематическая композиция «Мы помним, мы знаем, мы чтим!». Участники мероприятия, в том числе и учащиеся Православной гимназии, познакомились с историческим прошлым нашей Родины, неоценимым вкладом жителей Ямала в победу над врагом. Дети прослушали легендарные песни военных лет, и стали зрителями литературной композиции, основанной на стихотворениях военных лет, которую представили юные актеры театра-студии «Мечта»МБОУ ДО Дома детского творчества.

Часы Памяти,посвященные Великой Победе и памяти жертв войны, всегда вызывают интерес у юных читателей.Например, час Памяти«Были вместе детство и война»начался с просмотра документального фильма, обозначающим основные вехи Великой Отечественной войны.В память о детях-героях войны был представлен видео-сюжет, который вызвал у детей особые чувства. Ребята прослушали трогательные военные песни «Журавли», «О героях былых времен», от которых у многих наворачивались слезы.

Во времячаса Памяти«Они дошли с победой до Рейхстага»учащиеся Православной гимназии узнали имена героев, совершивших героические поступки ценой собственной жизни для приближения Победы над фашистской Германией.

Час Памяти «Дети войны», приуроченный Дню памяти и скорби (22 июня)был посвящен детям, погибшим во время войны.Вместе с представителями Росгвардии г. Новый Уренгой сотрудники библиотеки рассказали о том, какую роль в Великой Отечественной войне сыграли дети, о том, какой жизнью они жили и какие лишения претерпели.Ребята посмотрели кадры военной кинохроники, попытались представить, какими глазами видели войну дети - их ровесники. 

С 20 марта по 20 июня по всей стране прокатилась X Международная Акция «Читаем детям о войне». Цель акции – воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Библиотеки города также присоединились к акции.

Главная задача мероприятий, посвященных Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, заключается в формировании у детей осознанного отношения к этому празднику, в воспитании чувства патриотизма, памяти к прошлому своего народа, любви к Отечеству.

Воспитание любви к родной земле, к своим предкам, развитие интереса к истории русского языка, призваны мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры (24 мая). Это праздникприурочен ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия и является единственным в России светски-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью.

Мероприятия, организованные библиотекойв честь этого Дня призваныформировать у детей духовно-нравственные ценности, приобщать к духовным истокам русской культуры.

Так, в ходе литературного хронографа «Тайны русского письма»ребята познакомились с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, узнали о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней, и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки. Дети вспомнили пословицы и поговорки о книгах, и разгадали кроссворд.

Формирование патриотического сознания включает в себя не только знание истории родной страны, но и информирование детей о политических, экономических и социальных основах жизни России, воспитание у них уважения к государственной символике. На решение этой задачи нацелены мероприятия, приуроченные к празднованию 12 июня Дня России.

Например, шоу-урок «Мой гимн, мой флаг, моя Россия!», в ходе которого ребята узнали о символах России (гербе, флаге, гимне). Ребята активно принимали участие в беседе, задавали вопросы и отвечали на них.

Участие в подобных мероприятиях оказывает благотворное действие на детей, является для них наглядным уроком истории, позволяет современным детям и подросткам ощутить живую связь времён, почувствовать себя наследниками и продолжателями славных традиций.

Сегодня патриотическое воспитание особенно хорошо просматривается в работе библиотек по краеведческой деятельности.Краеведение увлекает в мир событий, имён, человеческих судеб. Такая работа объединяет и сплачиваетбиблиотекарей и читателей.  Поэтому к подготовке Дня города Нового Уренгоябиблиотека подходит особенно ответственно. В День города в библиотеке прошел конкурс чтецов «Живу я здесь, и край мне этот дорог…» и конкурс сочинение-эссе «Тропой к родным местам». В ходе конкурсных программ ребята продекламировали произведения северных поэтов: О. Д. Оконь, Г. Русакова, Р. Крючковой, В. Батюхно и других северных авторов. Дети представили трогательные сочинения, повествующие о самых родных и любимых местах в нашем городе. Несомненно, в духовно-нравственном патриотическом воспитании детей, важно с детства заложить любить к своей малой родине. Организовывая такого рода мероприятия, библиотека создает благотворную почву для формирования патриотического воспитания детей, чувства любви к своей малой Родине.

С момента подписания в 2017 году Президентом РФ Указа от 06.12.2017 №583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)», в библиотечном обслуживании читателей появилось такое понятие как патриотическое волонтёрство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание, сохранение исторической памяти, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции и т.д.

Библиотека активно пропагандирует добровольческое движение и является постоянным участником Всероссийских акций, направленных на волонтёрское движение. Например, 15 мая библиотека дала стартВсероссийской акции «Добровольцы – детям». Волонтеры библиотеки поделились опытом с гостями мероприятия.А гости прошли курс молодого волонтера, приняв участие на мастер-классах. Итоги участия во Всероссийской акции библиотека подвела городским мероприятием «Объединяя усилия». В первой части мероприятия волонтеры библиотеки поделились своим опытом в добровольческом движении, а самые активные волонтеры получили дипломы. После торжественной части все гости поделились на группы и оправились по творческим площадкам, где они приняли участие в викторинах, играх, мастер-классах. Стоит отметить, что ученики Православной гимназии были очень заинтересованы добровольческим движением и с целью вовлечения детей в волонтёрство, библиотека планирует организовать отряд юных добровольцев.

Мы привели лишь часть примеров плодотворного партнерства Центральной детской библиотеки имени журнала «Смена» и НОЧУ «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского». Библиотеки, как держатели исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями и остаются достойными хранителями патриотических традиций. Перед библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству. По словам патриарха Кирилла: «Любовь к Отечеству – залог наших побед». Без знания своего прошлого, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание ‒ это очень важная и сложная работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Практика показывает, что эта работа должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должна быть скоординирована деятельность и государственных органов, и общественных объединений, организаций, и  учреждений образования и культуры. В наших силах сделать всё возможное для того, чтобы дети и молодёжь любили и ценили свою историю и свою страну.

 

Библиографический список:            

1.       Будущее вместе — духовное наследие // НОЧУ «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»: официальный сайт.-URL: http://nurpg.ru/budushhee-vmeste-duhovnoe-nasledie/ (дата обращения: 22.09.2019)

2.       Дорофеева, Т.Г.  Русская Православная Церковь и патриотическое воспитание: монография / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2018.-220 с.

3.       Новости // Салехардская Епархия: официальный сайт.-URL: https://www.yamalrpc.ru/news/news/index (дата обращения: 21.09.2019)

4.       О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»: постановление Правительства РФ от 30 декабря2015г.№1493.- URL: 

http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 22.09.2019)

5.  Основы социальной концепции Русской православной церкви // Московский Патриархат: официальный сайт.- URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 21.09.2019)

6.  Патриотизм // Большая Российская энциклопедия.- Т.25.- М.: БРЭ, 2014.- С.456

Стародубцева, К.А Роль русской православной церкви в патриотическом воспитании молодежи/ К.А. Стародубцева, Е.С. Афанасьева // Аспирант.- 2015.- №1.- С.99-102.- (Приложение к журналу «Вестник Забайкальского государственного университета»)


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт