Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБР...

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЯМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В МАЛЫХ «ГОРТАХ», В ФОРМЕ ГРУППЫ ВЫЕЗДНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ


ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЯМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В МАЛЫХ «ГОРТАХ», В ФОРМЕ ГРУППЫ

ВЫЕЗДНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

 

Балина Людмила Николаевна,

главный специалист отдела общего, дошкольного,

 дополнительного образования и воспитания

 Управления образования Администрации

Муниципального образования Шурышкарский район

 

По данным статистики, по состоянию на 01 января 2019 года на территории муниципального образования Шурышкарский район всего проживает 303 семьи, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Совместно с родителями проживают дети дошкольного возраста, их более 80: примерно половина из них – дети в возрасте от 3 до 7 лет.

Таким образом, дети дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживающие с родителями в оленбригадах и малых населенных пунктах, не имеют возможности получения дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.

С целью обеспечения доступного дошкольного образования с сохранением естественных условий проживания на территории Шурышкарского района в условиях Крайнего Севера в 2013 году возникла идея создания «групп выездного воспитателя» как структурных подразделений базовых детских садов. Основное назначение данной идеи – сделать дошкольное образование доступным для детей кочевников. Деятельность групп выездного воспитателя направлена на организацию предшкольной подготовки, оказание индивидуальной педагогической помощи детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения.

В 2014/15 учебном году на базе МБДОУ «Детский сад ''Зайчонок''» с. Шурышкары началась реализация муниципального инновационного проекта «Предоставление доступного дошкольного образования детям, проживающим в малых ''гортах'' в форме группы выездного воспитателя». С того времени в режиме кратковременного пребывания функционируют две группы выездного воспитателя: на базе Шурышкарского и Восяховскогообразовательных центров.

В 2018/19 учебном году кочевым дошкольным образованием охвачено всего 8 детей в возрасте от 2 до 7 лет: дд. Унсельгорт (3 ребёнка), Лохподгот (1 ребёнок) и д. У-Войкары (4 ребёнка). Всего кочевым образованием за 5 лет был охвачен 21 ребёнок.

Кадровое обеспечение

Воспитательно-образовательный процесс осуществляют три педагога дошкольных отделений образовательных центров. Педагоги имеют специальное образование, двое из них – первую квалификационную категорию. Воспитатели кочевых групп – носители родного языка, знают традиции и соблюдают обычаи народа ханты.

 

Режим работы и формы организации

Учебный процесс в группе выездного воспитателя начинается с открытием зимней дороги на территории района (декабрь) и заканчивается после её закрытия (апрель). В летний период – во время навигации, в рамках акции «Готовимся к школе» также продолжается образовательный процесс с детьми КМНС.

Кратность проведения образовательной деятельности с детьми составляет один раз в неделю в режиме кратковременного пребывания детей (от 3 до 5 часов), без организации сна и питания. В остальное время воспитательно-образовательные мероприятия с детьми проводят родители, согласно рекомендациям педагогов.

В связи с тем, что в вышеуказанных деревнях имеются только жилые здания и отсутствуют здания социальные, воспитательно-образовательный процесс проходит на дому в семьях с детьми.

Количество групп устанавливается в зависимости от потребностей местного населения и условий, созданных для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

Воспитательно-образовательный процесс в группе кратковременного пребывания осуществляется в трёх направлениях: специально организованное обучение в форме непосредственно образовательной деятельности; совместная деятельность воспитателя и ребеёнка, строящаяся в непринужденной партнёрской форме; свободная самостоятельная деятельность детей. Вся образовательная деятельность проводится только в игровой форме, имеет интегрированный характер.

Занимательная деятельность построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной.

В течение всего календарного года дети, проживающие с родителями, которые ведут кочевой и (или) полукочевой образ жизни имеют возможность посещать общеразвивающие группы полного дня в базовых образовательных организациях при условии приезда и временного проживания их родителей в селе, где находится образовательная организация, реализующая программы дошкольного образования.

Диагностика усвоения программного материала воспитанниками показала, что программный материал усвоен 100 % детей по всем разделам на допустимом и оптимальном уровне.

Программное обеспечение

Воспитательно-образовательный процесс в группах выездного воспитателя ведётся в соответствии с основной общеобразовательной программой базовой образовательной организации, с учётом национально-регионального компонента как на русском языке, так и на родном – ханты. Разработаны рабочие программы педагогов, годовое календарно-тематическое и перспективное планирование с учётом национально-регионального компонента. Воспитание и обучение осуществляется с учетом региональных, природно-климатических и географических условий автономного округа и района, социально-экономических и национально культурных особенностей территорий, традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Кочевые группы обеспечены необходимым оборудованием: детской мебелью, оргтехникой, играми и игрушками, канцтоварами, наглядными пособиями.

Опыт организации предоставления дошкольного образования детям, проживающим с родителями, которые ведут кочевой и полукочевой образ жизни, в форме групп выездного воспитателя небольшой. Приходится сталкиваться с разными проблемами, но мы стараемся решать их сразу по мере возникновения.

Одной из основных проблем является территориальная разбросанность деревень и оленеводческих бригад, каслание оленбригад, их выезд за пределы района. Поэтому не во все стойбища и горты есть возможность выезда педагогов.

Планируется расширение сети групп выездного воспитателя: до 2024 года будет открыта кочевая группа выездного воспитателя на базе Овгортской школы-интерната в рамках проекта «Сезонная кочевая школа».

Создание групп выездного воспитателя в режиме кратковременного пребывания – это хорошее подспорье в плане дошкольной подготовки и социализации детей из кочевых семей, как подготовка к дальнейшему обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт