Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПР...

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Антонова Наталья Петровна,

начальник отдела дополнительного

образования и воспитательной работы

 

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

В образовательных учреждениях общего и дошкольного образования проходят обучение 79 детей-инвалидов (55 – школы, школы-интернаты, 24 – дошкольные образовательные организации), 305 детей с ОВЗ.

Для обучающихся данной категории созданы условия для предпрофильной подготовки и профориентации. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами ведётся по индивидуальному образовательному маршруту.

Успешному решению задачи по подготовке учащихся к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории способствует совершенствование системы профориентации с учетом введения предпрофильной подготовки.

Предпрофильное обучение организовано в 8–9-х классах и направлено на оценку способностей обучающихся к обучению по различным профилям, соответствующих их склонностям и интересам, поддержание и развитие их склонностей и способностей в выбранных предметных областях. В качестве одной из основных задач ставится ранняя профилизация и подготовка к осознанному выбору предметов по выбору в 9-х классах и профилю в старшей школе. Особое внимание уделяется навигации в мире профессий и проектной деятельности.

В системе дополнительного образования реализуется 201 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которые адаптированы для детей с особыми образовательными потребностями.

В рамках подготовки обучающихся к поступлению в вузы технической направленности работа объединений технической направленности на базе МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества» осуществляется по авторскому инновационному образовательному проекту «Обучение инновационному техническому творчеству» через реализацию дополнительных общеобразовательных программ объединений технической направленности: «Техническое моделирование и конструирование», «Художественная обработка дерева».

В качестве практики организации социальных проб на базе трёх образовательных организаций (МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества», МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования, МКОУ Гыданская школа-интернат среднего общего образования им. Н. И. Яптунай) реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Организатор предшкольной подготовки».

Выездные экскурсионные мероприятия в учреждения профессионального образования ЯНАО – «Профессиональные пробы» на базе Государственного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж». Студенты НУРМа поводят мастер-классы по профессиям «Электромонтер», «Повар-кондитер», «Мастер отделочных строительных работ», «Сестринское дело».

Реализуются программы начального профессионального обучения: «Подготовка водителей внедорожных мототранспортных средств категории «А-1», «Оператор ПЭВМ», программа подготовки водителей категории «В», «Плотник».

В рамках деятельности социокультурного центра на базе МКОУ Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Н. И. Яптунай реализуются такие программы, как «Повар», «Медицинская сестра», «Парикмахерское дело».

Основным принципом профессиональной ориентации детей с группами инвалидности является трудотерапия в мастерских разного профиля, что способствует привитию практических навыков простых видов труда.

При анализе и обобщении районного опыта осуществления профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования выявлены типичные затруднения, которые возникают в практике образовательных организаций.

Недостаточно нформационно-методическое сопровождение предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

С детьми, имеющими ОВЗ и инвалидность, профориентационная и профконсультационная работа должна начинаться уже на начальной ступени образования.

Важно активно развивать районную систему профессиональных проб.

Дополнительные программы для детей с ОВЗ и инвалидов должны быть направлены на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни, формированию жизненных компетенций.

В 2019/20 учебном году в школах-интернатах будет возобновлена реализация следующих программ, направленных на профессиональное ориентирование старшеклассников: «Рыболовство», «Оленеводство», «Бурановедение», «Народная медицина ненцев».


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт