Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль государственно-общественн...

Роль государственно-общественного управления в достижении принципа открытости образования


Терре С. И.
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Центр детского творчества «Надежда»
г. Салехард

Терре С. И., заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

муниципального автономного образовательного

учреждения дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Надежда»,

г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

На сегодняшний день в современном российском образовании основная проблема заключается в отсутствии управленческих полномочий у общественности. Именно в этом направлении наблюдается противоречивый характер взаимоотношений между образованием и обществом. С одной стороны, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность образовательных организаций на уровне управленческих решений до сих пор в большем процентном соотношении определяются директором либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления, включая содержание обучения: систему оценивания, экономику, кадры и т. п. С другой стороны, значимой тенденцией последних лет является усиление внимания потребителей образовательных услуг к конкретным программам и технологиям, используемым образовательной организацией в образовательном процессе, условиям пребывания детей, дополнительным услугам. Со стороны родителей отмечается рост востребованности информации о достижениях и проблемах в развитии обучающихся.

Единственный выход из создавшейся негативной ситуации – это введение института государственно-общественного управления, то есть создание условий для реформирования образовательной организации в реальный институт гражданского общества, переход от локальных прецедентов к широкой институализации механизмов общественного участия в управлении образованием на всех уровнях. В противном случае сфера образования всё больше и больше будет отставать от социальных процессов, так как «скорость трансформации общества существенно превысила скорость трансформации системы образования».

Актуальность проблемы нашла своё отражение, в первую очередь в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., где приоритетным направлением в области образования определяется формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе, через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.

Исходя из общих тенденций политики государства, перед образованием на сегодняшний день стоит стратегическая цель по оказанию качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, формирование новой социальной модели, где главными акцентами становятся общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства, широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе образования.

Эти аспекты обозначены в первоочередном, основополагающем нормативно-правовом документе по развитию образования – Федеральном законе № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», где закреплён принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием, информационная открытость, исследование социального заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеразвивающих программ, участие общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, независимая оценка качества реализации образовательных общеразвивающих программ. Наличие подобных эффектов стимулирует ориентацию политики образовательной организации к созданию условий для усиления вовлечённости общественности.

Актуализируется данное направление и в концепции развития дополнительного образования РФ до 2020 года. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил, что одной из задач в ходе реализации концепции является создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей, что позволит перейти на новый уровень взаимоотношений в государственно-общественных отношениях.

Важным стимулом к расширению общественного участия в управлении образованием стал Приоритетный национальный проект «Образование» и реализуемый в его рамках комплексный проект по модернизации региональных систем образования, одним из направлений которого являлось «расширение общественного участия в управлении образованием». В результате реализации этих проектов, а также национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сегодня в большинстве общеобразовательных организаций созданы Управляющие советы, Наблюдательные советы, Советы учреждения, Советы обучающихся. На сегодняшний день 100 % образовательных организаций МО г. Салехард ежегодно представляют общественности публичный доклад, доклад о самообследовании, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения, в том числе с использованием сети Интернет.

На повестке дня стоит вопрос не о необходимости и возможности, а о качестве и эффективности инструментов общественного участия в управлении образованием, оценки качества и доступности, определения подходов к разработке показателей эффективности деятельности руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей, деятельности непосредственно рассматриваемых учреждений.

В настоящее время, учитывая запросы образовательной политики и пытаясь их воплотить, мы всё равно понимаем, что существуют следующие основные проблемы в практике расширения общественного участия в управлении образованием:

-                  вовлечение общественности в органы государственно-общественного управления осуществляется в краткие сроки без необходимой подготовительной (информационной, разъяснительной), работы, формирует у общественности представление о «кампанейщине», «формальности» данных органов;

-                  инициатива вовлечения общественности в управление на данном этапе исходит преимущественно от государства, практически воплощается его представителями (в лице органов управления различного уровня), что закономерно влечёт риск как для динамики и качества процесса внедрения, так и для качества работы созданных органов (формирует стереотип реактивных действий, ожидания инструкций «сверху» и т. п.);

-                  сохраняется недостаточная активность и заинтересованность общественности в работе органов государственно-общественного управления;

-                  большинство действующих Управляющих советов пока не освоили заложенную в данной модели роль органа стратегического управления и поэтому воспроизводят в своей работе подходы, характерные для традиционной модели школьных советов и родительских комитетов;

-                  возможности для реализации Управляющими советами стратегического подхода к управлению образовательной организацией ограничиваются недостаточной финансово-хозяйственной самостоятельностью школы;

-                  формирование государственных (муниципальных) заданий на услуги дополнительного образования осуществляется в значительной степени произвольно без учёта государственных приоритетов, изучения социального заказа и удовлетворённости потребителей.

В настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно-ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию общественности по контролю качества образования.

Факторами развития государственно-общественного управления могут служить:

1.                 Создание единой системы предписаний в структуре нормативных правовых актов в сфере образования федерального, регионального уровней; органов местного самоуправления, регламентирующих подготовку, информационное и консультационное сопровождение общественных управляющих в муниципальных системах образования; а также локальных нормативных актов образовательных учреждений, что позволит легитимно организовать подготовку общественных управляющих на всех уровнях образования.

2.                 Формирование регионального тьюторского корпуса с акцентом на привлечение в качестве преподавателей и тьюторов практикующих общественных управляющих советов, решающих, наряду с подготовкой, задачи поддержки и сопровождения по окончании обучения.

3.                 Формирование системы мотивации, стимулирования общественных управляющих к обучению, их поддержки, а также активизации работы с информационными ресурсами и каналами, обеспечивающими информационное, рекламное и PR-сопровождение введения государственно-общественного управления образованием.

4.                 Создание ассоциаций выпускников.

Это позволит осуществлять членам общественных советов грамотное сопровождение мониторинга контроля и оценки качества образования на основе рейтинга востребованности программ дополнительного образования детей местным сообществом; лоббировать интересы учебного заведения и инициировать совместные проекты, а также организовывать взаимодействие с социальными партнёрами и на основе открытости и доступности развивать образовательные организации как рынок «новой экономики» с растущим объёмом инвестиций со стороны частного и коммерческого сектора.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт