Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Основные проблемы культурного ...

Основные проблемы культурного пространства, и пути их решения в образовательной и общественной жизни


Третьяков Кирилл Андреевич
Тамбовский Государственный Университет им Г.Р.Державина
г. Муравленко

В современном мире проблема толерантности  среди верующих разных конфессий по отношению друг к другу всего мира  является одной из приоритетных задач в политике многих государств. На протяжении всей истории можно отметить, что доминирование одной религии над другими в разных регионах мира стало следствием того, что на сегодняшний день вооружённые конфликты на религиозной почве – символом протеста, который выражается терминами «экстремизм» и «сектантство».

Радикально настроенные религиозные секты ведут агрессивную пропаганду, которая включает публичную демонстрацию силы и агрессии, например, проведение публичных казней и осквернение памятников мировой культуры, имеющих историко-культурную ценность. На сегодняшний день существует огромное количество экстремистских сайтов, где религиозные фанатики призывают людей к  открытому вооружённому конфликту с инаковерующими (инакомыслящими),  подкрепляя свои идеи превратным толкованием священных текстов. Следствием данной массированной пропаганды является «вливание» большого количества людей в экстремистские группировки.

Второй причиной роста напряжённости можно назвать колониальную политику западноевропейских стран в период Нового времени. Желание навязать странам третьего мира свою религию под видом миссионерской деятельности очень часто превращалось в народный протест против религиозной политики, проводимой колонизаторами. В результате такого навязывания на протяжении нескольких веков происходили столкновения с местными жителями, которые отстаивали своё право на свободу и вероисповедание. Религиозная миссионерская деятельность, к сожалению, очень часто приводила к разрушению самоидентичности многих народов, которые обладали своей, особой формой религии. На сегодняшний день последователей более ранних форм религии в мире осталось менее миллиона человек.

Другой причиной роста напряжённости в современном мире является сильная активность экстремистских группировок в социальных сетях, где под видом обычных пользователей вербованные агенты ведут агитацию для вступления в их ряды. За последнее время эта деятельность широко используется для привлечения новых людей, которые прибывают из разных точек мира. Использование популистских идей на религиозной базе привлекает обычных людей своей простотой, поэтому всё чаще в ряды экстремистов вступают молодые люди. Ярким примером такой экстремистской организации является Исламское Государство, которое стало огромной проблемой не только для стран Ближнего Востока, но и стран всего мира.

Серьёзной проблемой для формирования культурного пространства в нашей стране является и наличие религиозных сект. На протяжении всей истории России секты формировались из-за разногласия с официальной церковью. Начиная с 16 века, на территории Русского государства было сформировано более 100 направлений сектантского движения, что явилось следствием раскола церкви 1654 года. В дальнейшем сект становилось меньше, и вплоть до начала советского периода понятие «сектантское движение» исчезает из поля зрения. В советский период сектантское движение стало развиваться подпольно, так как официально в СССР был провозглашён атеизм. В начале 90-ых годов секты стали формироваться в больших городах страны, становясь крупными религиозными организациями, которые могли свободно использовать любые возможности для привлечения огромного количества людей. На сегодняшний день деятельность многих сект становится объектом судебных разбирательств, так как подчас их наличие дестабилизирует ситуацию в обществе, приводя к фактам агрессии и девиантного поведения человека.

Каковы же пути решения проблем, связанных с «экстремизмом» и «сектантством»?

Защита культурного и образовательного пространства должна стать приоритетным направлением в образовательной и общественной  жизни  любого государства.  На сегодняшний день необходимо создание открытого и широкого информационного поля, которое даст возможность не только  узнавать, но понимать и «принимать» инуюрелигию. В настоящее время в образовательных организациях Российской Федерации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования уже  введены и реализуются такие учебные предметы (курсы), как «Основы  религиозных культур и светской этики» (начальная школа) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основная школа), постигая которые,  школьники  не только узнают  о традициях, обычаях и религии  других народов, но и учатся их «принимать» с уважением и пониманием, что позволяет  расширять культурное и образовательное пространство  детей.

Россия является страной многоконфессиональной. А этот фактор часто не учитывается в формировании учебных материалов по предметам историко-культурного направления, хотя отражение конфессионального аспекта России даст возможность школьникам объективно оценивать исторические события, значимость традиций и культуры разных народов. Возможно,  этот аспект необходимо учитывать коллективу разработчиков учебно-методических комплексов  по истории России для образовательных организаций.

Очень  важную  роль в  решении данных проблем играет и семья, которая с ранних лет должна формировать социальную компетентность ребёнка, его способность к слушанию, состраданию исочувствию, к уважению достоинства  каждого человека.

Важную роль в идеологическом разоблачении пропаганды различных группировок (сектантских, экстремистских) в настоящее время играют и информационные технологии, которые также требуют дальнейшего развития и совершенствования. Социальная сеть, связывающая огромное количество людей, является «серьёзным средством» активного общения  людей  разных конфессий во всех точках мира.

Возможным решением данных проблем является и продолжение развития межконфессиональных отношений, ведения «грамотного» диалога посредством проведения форумов, конференций, встреч, на которых должны постоянно обсуждаться и решаться  вопросы  создания единой культурной базы.

Нельзя исключать и такой способ решения озвученных проблем, как ужесточение законов, связанных с проявлением оскорбления верующих, с дальнейшей профилактикой преступления, которая необходима для устранения рецидива.

Таким образом, только высокий уровень общественного сознания и ответственности, политическая культура населения, демократические традиции,  поддержка национально-культурных традиций  позволят отразить и сектантские «выпады», и  предотвратить террористические «веяния» на национальной основе. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт